Процесс передачи государственного имущества рф

Субъекты и объекты приватизации

Процесс передачи государственного имущества рф

Экономические отношения по вопросам присвоения имеют подвижный характер. Это значит, что может происходить переход от одной формы собственности к другой. Такие процессы осуществляются различными методами, одним из которых является приватизация.

Определение 1

Приватизация (от.лат – частный) – это процесс передачи государственного или муниципального имущества за определенную плату или на безвозмездной основе частным лицам.

Приватизация является направлением разгосударствления имеющейся собственности, заключающимся в передаче в частное владение отдельными гражданами или юридическими лицами.

Приватизация государственной и муниципальной собственности в России – это ее приобретение отдельными гражданами, товариществами у государства и местных органов власти.

Переходили в собственность такие виды имущества, как:

  • Предприятия и их подразделения, выделяемые в самостоятельные предприятия;
  • Материальные и нематериальные активы предприятий;
  • Доли (акции, паи) государства в капитале товариществ;
  • Принадлежащие доли приватизируемых предприятий в капитале других компаний.

Приватизация могла быть скрытого характера, к примеру, передача в аренду имущества государства частным лицам или организациям на длительный срок; могла быть частичной, при такой форме распродавалась только часть акций; также приватизация могла осуществляться посредством денационализационных и реприватизационных методов.

Масштабность приватизационного процесса в той или иной стране зависела от широты использования методов национализации частного сектора в предыдущем времени.

Основы приватизации в РФ заключались в следующем.

Выделялись три приватизационных формы: продажа имущества при помощи аукциона, на конкурсной основе, путем продажи акций;

Были выделены две структуры государства: комитет, занимающийся управлением государственного (муниципального) имущества и имущественные фонды. Функции первой заключались в подготовке планов приватизации и осуществлении мероприятий по подготовке предприятий к приватизационной процедуре. Вторая структура занималась продажей предприятий на аукционах, продажей их акций.

Определялись приватизационные объекты и их стоимостная оценка. Стоимость имущества имела особое значение. Было решено проводить оценку предприятий по остаточной стоимости основных фондов производства.

Определение 2

Субъектами приватизации являются государственные органы управления, которые были специально созданы и которые занимаются вопросами осуществления приватизационных процессов государственной собственности, а также приобретающие государственное имущество.

Приватизационные органы выполняют следующие функции:

  • Руководят процессами приватизации;
  • Создают комиссии по приватизации;
  • Принимают соответствующие решения о приватизации;
  • Преобразуют организационно-правовые формы предприятий государственного сектора, подлежащие приватизации;
  • Владеют и распоряжаются акциями акционерных обществ, которые принадлежат государству, и долями в уставных фондах других хозяйствующих субъектов, а также осуществляют контроль за ними;
  • Принимают решения в случаях преобразовании государственных предприятий и предприятий, находящихся в аренде, в акционерные общества открытого типа о закреплении пакета акций за государством;
  • Являются учредителями акционерных и других обществ;
  • Занимаются организацией и проведением конкурсов и аукционов по продаже государственных объектов.

Объекты приватизации – это государственное и муниципальное имущество. Такими объектами могут быть:

  • Земельные территории и имущественные комплексы, за исключением отчужденных земельных участков, на которых располагаются объекты недвижимости;
  • Природные ресурсы;
  • Жилищный фонд государства и муниципальных образований;
  • Государственный резерв;
  • Имущество государства, находящееся за пределами страны;
  • Государственная и муниципальная собственность в случаях, которые предусмотрены международными договорами РФ;
  • Здания и сооружения культурного наследия с прилегающими к ним земельными участками, находящиеся в собственности государства или муниципалитетов;
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • Имущество, принадлежащее государству или муниципалитетам, на основании решения суда;
  • Акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Таким образом, в общем смысле объектами приватизации являются всевозможные объекты недвижимости, т.е. предприятия, комплексы имущества, здания, сооружения, движимое имущество (ценные бумаги), имущественные права.

Особенности объектов приватизации

Приватизационные объекты обладают следующими особенностями.

Их выделение в частную собственность касается интересов работников и в целом всего трудового коллектива предприятия. Поэтому обеспечение таких интересов должно специально регулироваться государством.

Перед приватизационной сделкой объект включается в прогнозную программу приватизации и принимается решение о всех условиях передачи конкретного объекта в частную собственность соответствующим органом исполнительной власти.

Приватизация осуществляется на возмездной основе.

Продавцом федерального имущества могут выступать специализированные учреждения государства, которые наделены Правительством РФ соответствующими полномочиями.

Подлежат приватизации только те объекты, которые входят в государственную казну и казну муниципалитетов.

Имущество, которое относится к унитарным предприятиям с правом ведения хозяйства или основанное на оперативном управлении, не относится к понятию «казна».

В этом случае унитарные предприятия в праве распоряжаться таким имуществом от своего имени, в отдельных ситуациях – при согласии собственника, и приватизация не имеет места.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/celi_i_funkcii_privatizacii/subekty_i_obekty_privatizacii/

Какие объекты подлежат приватизации

Процесс передачи государственного имущества рф

17.07.2018

Приватизация объектов недвижимости – возмездное отчуждение имущества, которое принадлежит РФ, ее субъектам и местным органам власти. Получателями этого имущества выступают граждане и организации. Процесс ает преобразование собственности государства или имущества, которым владеет местный орган, в частную.

Что собой представляют объекты приватизации

Объекты приватизации – имущество государства и муниципалитета, по отношению к которому допускается приватизация согласно закону.

Определены следующие группы объектов:

  • приватизировать которые запрещено;
  • закрепляемые в государственной собственности до момента, пока не будет принято решение о приостановлении его закрепления;
  • приватизировать которые можно согласно решению Правительства РФ;
  • решению Мингосимущества РФ;
  • которые можно приватизировать, если на то есть решение органов местного самоуправления или государственных органов субъектов РФ.

Продавцы, собственники, покупатели имущества, которое принадлежит муниципальным и государственным органам, являются субъектами приватизации.

Продавцом, согласно ст.6 Закона, является специализированное учреждение и назначенные представители от имени Правительства Российской Федерации, которые:

  • управляют переданными объектами до момента, пока они не будут проданы;
  • совершают их продажу;
  • ведут учет акций хозяйственных обществ, являющихся собственностью РФ, которые подлежат эт;
  • принимают, перечисляют финансы, поступившие от приватизации федеральных объектов;
  • ведут отчетность об их движении (статистическую и бухгалтерскую).

К покупателям относятся граждане и юридические лица. Исключение – муниципальные и государственные учреждения, МУП, также организации с долей имущества РФ в уставном капитале более 25%.

Виды приватизации

По степени возможности ой процедуры выделяют:

  • объекты, которые можно приватизировать;
  • приватизация которых недопустима;
  • имеющие ограничение на нее;
  • переходящие во владение субъектам этой процедуры с особенностями.

По содержанию:

  • имущественные комплексы, имеющие унитарную форму организации и принадлежащие государству;
  • акции АО, сформировавшиеся в приватизационном процессе;
  • другие виды собственности (здания, земельные наделы, сооружения);
  • объекты незавершенного строительства;
  • земля, принадлежащая государственным предприятиям.

По форме собственности:

  • относящиеся к собственности государства;
  • объекты муниципальной собственности.

По способу проведения:

  • приватизируемые по общим правилам;
  • приватизируемые с некоторыми особенностями.

Возможные объекты приватизации

В законе прописаны объекты, приватизировать которые невозможно. Таковыми считаются:

  • служебное жилье;
  • квартира в военном городке;
  • аварийное, ветхое жилье;
  • общежития;
  • объекты культурного наследия;
  • участки земли (не касается земли, находящейся в режиме постоянного пользования).

Не распространяется эта процедура на леса, воды, охран государством. Также касается это земель общего пользования, которые могут понадобиться для государственных нужд, другие земельные наделы, неотчуждаемые согласно законодательству. Не может быть приватизировано имущество муниципалитета, государства, если на то есть решение суда.

Первоначально законом о приватизации было установлено, что к объектам  относятся государственные учреждения и их структурные подразделения (участки, цеха).

А также:

  • патенты;
  • сооружения;
  • здания;
  • оборудование;
  • доли и паи государства;
  • активы предприятия;
  • другие объединения.

В 1997-2000 гг. в законодательство были внесены изменения, по которому список объектов был обобщен фразой – государственное и муниципальное имущество.

Допустимо приватизировать следующее:

  • жилые помещения (комната в общежитии, квартира, частный дом, кооперативное жилье). Правом этого процесса пользуются граждане и юридические лица;
  • участки земли (дачные и садовые земли, пашни, придомовая территория). Процесс разрешен для юридических лиц;
  • объекты государственного резервного фонда. Здесь субъектами выступают государственные органы и муниципалитеты;
  • природные ресурсы (отдельные виды);
  • хозяйственные постройки и гаражи;
  • культурные и религиозные объекты;
  • унитарные и муниципальные предприятия.

Государственное имущество

Имущество государства может находиться в ведении федеральных органов власти и местных. Различие , относящегося к собственности государства и муниципалитета, имеет немалое значение.

Правом распоряжения им обладает федеральный орган.

Субъектами права являются граждане РФ и государственные органы. Объектами права являются все виды имущества.

Основанием для приобретения прав является:

  • Передача  из федеральной собственности.
  • Разграничение собственности на земельные участки.
  • Положения Гражданского кодекса.
  • Федеральные законы.

Субъекты приватизации свободно могут пользоваться имуществом, если это не нарушает законодательство.

Муниципальное имущество

Если оно передается в ведение муниципалитета, собственником будет местная администрация.

Субъектами права в данном случае будут только граждане определенного муниципального образования, местные органы власти. Объектом права является имущество, принадлежащее муниципалитету, федеральная собственность будет исключением.

Основания для приобретения прав:

  • Федеральные законы, а также локальные акты местных органов власти.
  • Передача имущества, принадлежащего государству, в распоряжение местным властям.
  • Положения Гражданского кодекса.
  • Установление правового режима земли.

Местные власти ограничены в правах распоряжаться имуществом. Ограничения установлены государственными органами.

Способы приватизации

В частное владение муниципальное и государственное имущество может быть передано несколькими путями. Имеет значение его тип и характер процесса.

Можно выделить несколько способов этого процесса:

  • переход имущества собранию акционеров;
  • при условии отсутствия акций оно может перейти в собственность ООО;
  • продажа части акций на торгах;
  • аукцион имущества, принадлежащего государственным и местным органам;
  • биржевые торги;
  • перепродажа акций в случае управления предприятием третьими лицами по доверенности;
  • вклады в АО для стратегического развития.

Особенности

Объектам приватизации присущи некоторые черты:

  • Передача имущества в частное владение может затрагивать интересы людей, работающих на предприятии.

Подобная ситуация требует определенного регулирования. Законом о приватизации, конкретно ст. 14 п.

5, запрещено сокращать работников предприятия до момента, пока не будет утвержден план приватизации и не будет зафиксирована государственная регистрация унитарного предприятия.

Установлены социальные гарантии (ст.17 Закона) относительно работников предприятия, которое продается иному собственнику.

  • Перед началом приватизации объект должен быть включен в прогнозный план.

После этого компетентным органом будут определены условия приватизации объекта.

  • В некоторых случаях приватизация является процедурой возмездной.
  • Работа по направлению продажи государственной собственности.

Иными словами, право продавца принадлежит специалным учреждениям, действующим от имени государства.

  • Отчуждаются объекты недвижимости, входящие в казну федерального управления или местного.

Закрепленное за унитарными предприятиями, работающими в режиме хозяйственного ведения или оперативного управления, имущество не может входить в понятие «казна». Это означает то, что унитарные предприятия свободно могут распоряжаться им, используя для этого свое наименование.

Существуют отдельные случаи, при которых унитарные предприятия обязаны спрашивать мнение собственника.

ГУП, согласно ГК РФ, считается субъектом права. Но также данное юридическое лицо может  и объектом права.

Законодательная база

Чем регулируется приватизация:

  • ФЗ № 178 «О приватизации…» от 21.12.2001 г. – описаны вопросы, относящиеся  приватизации имущества государства и местных властей, порядка проведения процедуры, стоимости и возможных подводных камней процедуры;

Источник: https://privatizacia.info/obekty/

Приватизация государственного и муниципального имущества: порядок, условия и этапы

Процесс передачи государственного имущества рф

Приватизацией называется переход права собственности от государства к частным лицам и организациям. В России ее процедура регулируется ФЗ № 178, нормативными актами различных министерств, ведомств и муниципалитетов.

Региональные органы власти могут вносить незначительные изменения в схему проведения приватизации государственного и муниципального имущества, которые не должны противоречить порядку, указанному в федеральном законодательстве.

Процедура приватизации

Приобрести у государства можно практически любое имущество. Исключения составляют военные, стратегические объекты и важные историко-культурные ценности. Например, военнослужащий получает жилье на территории части. Его нельзя получить в собственность, однако пользоваться им может не только он, но и члены семьи.

Есть ограничение и по субъектам приватизационного процесса. Выкупать собственность государства не могут юридические лица, в которых доля органов федеральной или региональной власти составляет более 25%. Порядок приватизации муниципального имущества утверждается каждым муниципалитетом самостоятельно и не должен противоречить федеральному законодательству.

Способ приобретения гос. имущества в собственность зависит от вида приватизации (передаваемого объекта).

Большая часть передаваемого в частную собственность государственного имущества приходится на жилье и земельные участки. Приватизация жилых помещений бесплатна для проживающих в них людей.

Земля на безвозмездной основе может быть передана только в двух случаях: она перешла по наследству или находится в пожизненном владении.

Еще одним видом приватизации является приобретение государственного или муниципального предприятия. Эта процедура осуществляется на платной основе.

Независимо от вида приватизации процедура передачи в частную собственность проводится в несколько основных этапов:

  • составление перечня отчуждаемого имущества;
  • утверждение этого перечня и порядка передачи;
  • процедура оформления.

Длительность прохождения всех этапов зависит от того, кто является собственником объекта — федеральные власти или региональные. В остальном схема приватизации муниципального имущества (понятие, порядок, способы) идентична государственной.

Переоформление жилья

Жилые помещения, как правило, находятся в управлении местных органов власти. Поскольку

процесс перевода жилищного фонда из государственного в частный носит массовый характер, для его регламентации муниципалитеты издают региональные нормативные акты, где утверждают схему передачи жилья гражданам. Это значительно ускоряет и упрощает прохождение процедуры приобретения дома, квартиры или комнаты.

Безвозмездная передача жилых помещений в собственность граждан имеет некоторые особенности. Для ее осуществления необходимо получить согласие на переоформление от всех членов семьи, которые проживают в приватизируемом помещении, за исключением малолетних детей и ограниченных в дееспособности.

Совершеннолетние участники этой процедуры могут бесплатно стать собственниками квадратных метров только один раз. В дальнейшем такая возможность им предоставляется только на платной основе (выкуп жилья у государства) и не относится к приватизации.

Если хотя бы один из проживающих несогласен с переоформлением жилья, то получать разрешение на изменение статуса квартиры или дома придется через суд. Прибегнуть к помощи судебных инстанций придется и в тех случаях, когда гос. органы отказываются переоформлять в собственность объект недвижимости, необходимо его исключение из перечня неотчуждаемого имущества.

Приобретение в собственность госпредприятий

Способы приватизации государственного и муниципального имущества подробно описаны в ФЗ № 178. При выборе конкретной схемы передачи прав на предприятие или организацию имеет значение размер уставного капитала передаваемого объекта, запланированная продажа всего имущественного комплекса или его части и т. д.

Возмездная передача госсобственности возможна следующими способами:

  • преобразование госпредприятия в ООО или АО;
  • продажа акций;
  • организация аукциона;
  • прямая продажа предприятия без объявления цены;
  • вклад частных лиц или организаций в уставные фонды.

Способы приватизации муниципальной собственности отличаются от федеральной только порядком утверждения ее процедуры.

На общегосударственном уровне свое согласие на отчуждение собственности дает правительство страны. Оно же утверждает и порядок передачи прав на объект.

Муниципальная собственность находится в ведении местных органов власти, что значительно упрощает проведение приватизационных процедур.

Любое частное лицо может стать участником приватизации государственной и муниципальной собственности.

Прежде чем попытаться приобрести заинтересовавший объект недвижимости или предприятие, необходимо убедиться, что они могут быть внесены в реестр приватизируемого имущества и нет ограничений на их отчуждение из государственной собственности.

Источник: https://chebo.pro/pravo/privatizatsiya-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva.html

Приватизация в РФ: понятие и этапы реализации

Процесс передачи государственного имущества рф

Приватизация- одно из направлений разгосударствлевания собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридически лиц.

Этапы приватизации. 1 этап – это спонтанный процесс приватизации в легальных и в нелегальных формах. Импульсом является политическая воля гос.власти. Признаком завершения является уменьшение интенсивности роста количества предприятий, и появления в институтах частной собственности.

Второй этап состоит из двух процессов: интенсивное перераспределение прав частной собственности после первичной приватизации и упорядочивание хаотического вмешательства со стороны. Признаком завершения является определенная стабилизация систем новых прав собственности и качественная и количественная стабилизация новой системы экономических механизмов.

На третьем этапе появляется устойчивая система прав собственности.

Цели приватизации. Общая цель приватизации – обеспечение условий для функционирования будущей рыночной системы.

В свою очередь общая цель состоит из трех основных: 1) Обеспечение стабильности системы отношений прав собственности; 2) Создание условий (экономических механизмов, правовых институтов) для самовоспроизводства этой системы; 3) Экономическая эффективность на микро- и макроуровнях.

Приватизация в России— приватизация, процесс передачи государственного имущества Российской Федерации  в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов и сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом преступности. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Этапы в России:

1. Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно».

2.Только в 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ».

До середины 1992 года Верховный Совет РФ принял ряд законов и постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства хозяйственных субъектов, в том числе и Законы РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» и Закон «О собственности в РСФСР».  В России к нормативной базе приватизации относились также Государственные программы приватизации на 3 года. Они включали задания на текущий год и прогноз на два следующих. На основании этих законов Государственный комитет России по управлению государственным имуществом (ГКИ) издавал нормативные акты, а также давал разъяснения этих актов и Программы приватизации.

3.Государственная программа приватизации была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года.

Она провозглашала следующие цели:

– повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;

– создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

– привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

– содействие процессу финансовой стабилизации РФ;

– создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993—1994 гг.

В РФ Программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию. Согласно законодательно принятой программе малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях.

Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации.

При рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий правительство РФ, ГКИ и его территориальные органы имели право запретить приватизацию либо путем преобразования предприятия в акционерное общество открытого типа с закреплением 100 % акций в государственной собственности, либо преобразования его в государственное (казенное) предприятие, финансируемое за счет государственных источников. Основная же масса предприятий должна была быть в процессе приватизации превращена в акционерные общества открытого типа (АООТ).  Для них предусматривались следующие формы приватизации:

– закрепление пакета акций (в том числе и «золотой» акции) в государственной или муниципальной собственности;

– льготная продажа и передача акций членам трудового коллектива приватизируемого предприятия;

– выкуп имущества арендными предприятиями по договорам аренды;

– продажа акций на чековом («ваучерном») или денежном аукционе;

– продажа акций по конкурсу, в том числе и приватизационному.

4.Нормативная база приватизации, принятая в краткие сроки часто без межведомственного согласования, естественным образом не могла быть достаточно полной. В развитие Госпрограммы приватизации был издан ряд указов президента и ведомственных документов.

При этом не были определены механизмы управления госсобственностью, не сформулированы требования к новым собственникам по защите окружающей среды, механизмы обеспечения экономической независимости, безопасности и обороноспособности страны, взаимоотношений, распределения прав и обязанностей в части управления госсобственностью центра и регионов.

Последствия:

– В России произошёл переход от социализма к капитализму.

– В России появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.

– Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленностях.



Источник: https://infopedia.su/20x544f.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.