Расчет доли по закрытому обособленному подразделению

Подразделения в декларации по прибыли

Расчет доли по закрытому обособленному подразделению

При закрытии обособленных подразделений в течение налогового периода в декларациях за последующие после закрытия отчетные периоды и текущий налоговый период нужно указывать налоговую базу в целом по компании.

Что надо знать бухгалтеру о декларациях для обособленных подразделений? В конце каждого отчетного и налогового периода компания должна сдать их в инспекцию. Декларацию подают в целом по компании с распределением по обособленным подразделениям*(1).

Одновременно декларацию готовят для представления по месту нахождения обособленного подразделения.

Декларация обособленного подразделения включает в себя титульный лист (лист 01), подраздел 1.1 раздела 1 или подраздел 1.2 раздела 1*(2). Также надо заполнить расчет суммы налога (приложение N 5 к листу 02), который должен быть уплачен по месту нахождения данного подразделения.

В листе 02 декларации по строке 120 указывают налоговую базу, которую определяют как разницу показателей строк 100 и 110. Строку 030 приложения N 5 к листу 02 заполняют на основании данных строки 120 листа 02 декларации.

Чтобы рассчитать суммы налога, которые нужно будет уплатить по каждому подразделению, надо определить долю налоговой базы, которая приходится на него. Долю налоговой базы указывают по строке 040 по всей компании без обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению. Ее определяют как среднюю арифметическую величину двух показателей*(3):

  • удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) подразделения в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) по фирме в целом;
  • удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества подразделения в остаточной стоимости амортизируемого имущества фирмы в целом.

Выбранный вариант расчета фиксируют в учетной политике компании.

При расчете этих показателей необходимо учесть, что среднесписочную численность работников (расходов на оплату труда) и остаточную стоимость амортизируемого имущества определяют за отчетный (налоговый) период.

Кроме того, компании, которые перешли на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, могут определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухучета. Долю налоговой базы исходя из доли обособленного подразделения показывают по строке 050.

Ее определяют путем умножения показателя строки 030 (или строки 031 при наличии у организации закрытых обособленных подразделений) на данные строки 040.

Суммы авансовых платежей и суммы налога, которые должны быть зачислены в доходную часть бюджетов субъектов РФ, исчисляют по ставкам налога, которые действуют в регионе нахождения подразделений.

Пример Налоговая база компании за 2011 г. составила 643 500 000 руб. Ставка налога в федеральный бюджет – 2%, в бюджет субъекта РФ – 18%. Среднегодовая остаточная стоимость амортизируемого имущества в целом по компании за 2011 г. составляет 6 575 277 руб. Среднегодовая остаточная стоимость амортизируемого имущества в обособленном подразделении, исчисленная за 2011 г.

, – 2 910 300 руб. За 2011 г. среднесписочная численность работников составила 170 человек. Из них в обособленном подразделении – 51 человек. Определим доли налоговой базы головного подразделения и обособленного подразделения, чтобы распределить суммы налога на прибыль.

Удельный вес среднесписочной численности работников обособленного подразделения в среднесписочной численности работников всей компании: 51 чел. : 170 чел. х 100% = 30%. Удельный вес остаточной стоимости имущества обособленного подразделения в остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по компании: 2 910 300 руб. : 6 575 277 руб. х 100% = 44%.

Средняя арифметическая величина этих показателей: (30% + 44%) : 2 = 37%. Доля налоговой базы, приходящаяся на обособленное структурное подразделение, равна 37%. Доля налоговой базы головного подразделения составляет: 100 – 37 = 63%. Налоговая база: – по головному подразделению: 643 500 000 руб. х 63% = 405 405 000 руб.; – по обособленному подразделению: 643 500 000 руб.

х 37% = 238 095 000 руб. Сумма налога: – по головному подразделению: 405 405 000 руб. х 2% = 8 108 100 руб.; – по обособленному подразделению:

238 095 000 руб. х 18% = 42 857 100 руб.

Рассмотрим несколько ситуаций закрытия (или открытия) обособленных подразделений компании и оформление этого в декларации по налогу на прибыль. Условия, обязательные для всех ситуаций: будем считать, что закрытие (или открытие) подразделений происходит в III квартале. Впервые в отчетности за 9 месяцев мы покажем факт закрытия (или открытия).

Ситуация 1. В период с июля по сентябрь компания закрыла одно обособленное подразделение, а другое открыла. Как надо заполнять приложение N 5? В текущем отчетном и налоговом периодах приложение N 5 нужно заполнять по обоим подразделениям.

При закрытии обособленных подразделений в течение налогового периода в декларациях за следующие после закрытия отчетные периоды и текущий налоговый период по строке 031 нужно указывать налоговую базу в целом по компании без учета базы, которая приходится на закрытые обособленные подразделения.

Разность между показателями строк 030 и 031 должна соответствовать сумме показателей по строкам 050 приложений N 5 к листу 02 декларации с кодом 3 по реквизиту “Расчет составлен” по закрытым обособленным подразделениям.

При заполнении приложения по открытому подразделению нужно помнить о том, что данные строки 050 определяют путем умножения показателя строки 030 (или строки 031 при наличии у компании закрытых обособленных подразделений) на данные строки 040. Если показатель по строке 120 листа 02 равен нулю, то по строкам 030 и 050 приложения N 5 к листу 02 также указывают ноль.

Показатели строки 070 определяют путем умножения данных строки 050 на строку 060. Сумму строк 070 приложений N 5 по компании без входящих в нее обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению переносят в строку 200 листа 02. По строке 080 по компании без входящих в нее обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению указывают суммы начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период.

Сумма строк 080 приложений N 5 к листу 02 декларации должна быть равна сумме, отраженной по строке 230 листа 02.

Ситуация 2. Компания закрыла обособленное подразделение в период с июля по сентябрь и открыла новое в ноябре. Как в этом случае надо заполнять приложение N 5? В декларации за 9 месяцев заполняют приложение N 5 к листу 02 по закрытому подразделению.

А годовую декларацию с двумя заполненными приложениями N 5 к листу 02 по закрытому и открытому подразделениям.

Заполнять приложение по закрытому подразделению надо следующим образом: в строке 031 по закрытому подразделению по итогам налогового периода налоговую базу указать без учета закрытых обособленных подразделений и равна строке 031.

Разность между показателями строк 030 и 031 должна быть равна сумме показателей по строкам 050 приложений N 5 к листу 02 декларации с кодом 3 по реквизиту “Расчет составлен” по закрытым обособленным подразделениям. Заполнять приложение по открытому подразделению нужно будет так же, как в ситуации 1.

*(1) п. 5 ст. 289 НК РФ *(2) приказ ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@

*(3) ст. 288 НК РФ

Вероника Аракелова, бухгалтер-консультант,
Аутсорсинговое подразделение BDO

 

Полную версию статьи вы можете прочитать в журнале “Актуальная бухгалтерия” №2, февраль 2012 г.

оставить заявку

  1. Подразделения в декларации по прибыли

В целях повышения удобства пользования сайтом мы используем файлы «cookies». Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете «Условия использования веб-сайта» и выдаете свое согласие БДО ЮБС АО на обработку ваших персональных данных в соответствии с «Политикой в отношении обработки персональных данных». Я согласен

Источник: https://bdorus.ru/press/publications/podrazdeleniya-v-deklaracii-po-pribyli/

Обособленное подразделение. Открываем, отчитываемся, закрываем — Audit-it.ru

Расчет доли по закрытому обособленному подразделению

Ярослав Кулибаба
ООО “РЕАЛ-АУДИТ” (Москва)
http://reala.ru/
E-mail: inf-real@spacenet.ru

Обособленное подразделение в налоговом законодательстве

В соответствии с определением п.2 ст.11 НК, обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Место нахождения обособленного подразделения российской организации определено как место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

В соответствии с процитированными определениями обособленное подразделение (ОП) характеризуется:

а) территориальной обособленностью

б) наличием стационарных рабочих мест, причем таких рабочих мест, которые созданы на срок более одного месяца.

Проанализируем признак территориальной обособленности. В НК содержание признака не раскрывается. Очевидно, что о территориальной обособленности можно говорить только после того, как будет определена соответствующая (наименьшая) единица территориального деления.

Если обратиться к близкому понятию административно-территориальной единицы, то Уставы субъектов РФ определяют первичные административно-территориальные единицы, к которым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Могут быть и другие административно-территориальные единицы. Например, территория Москвы делится не на районы, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы и т.д. При этом наименьшая единица – район, микрорайон, аул, поселение и т.п.

, но в любом случае не дом, не улица, не квартал.

Однако определения административно-территориального устройства нельзя использовать при толковании налоговых вопросов. “Налоговая” территориальная единица может быть определена, исходя из целей налогового учета.

В этом случае под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (Постановление ФАС СКО от 29.11.06 № Ф08-6161/06-2552А).

Второй признак – наличие в ОП стационарных рабочих мест. Согласно ст.209 ТК, рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Таким образом, понятие рабочего места определено через работника организации, осуществляющего под контролем работодателя определенную деятельность. Если нет работников, то нет и обособленного подразделения. Если нет работников, если не осуществляется деятельность, то не определено и место нахождения ОП (п.2 ст.

11 НК), следовательно, говорить о создании ОП не имеет смысла.

С учетом вышесказанного должен решаться сложный вопрос с определением момента создания обособленного подразделения. Налоговый кодекс не разъясняет, что следует считать моментом создания ОП.

Логично считать моментом создания ОП дату начала трудовой деятельности а, дату создания ОП устанавливать на основании документов, свидетельствующих о начале хозяйственной деятельности не по месту нахождения головного структурного подразделения.

Открытие и закрытие (ликвидация) обособленного подразделения

Согласно п. 1 ст.

83 НК, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК. При этом заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.

Заявление подается по форме № 1-2-Учет (прил.2 к Приказу ФНС от 01.12.06 № САЭ-3-09/826@ ). К заявлению нужно приложить копии свидетельства о постановке на налоговый учет организации и копии ее учредительных документов.

Нарушение налогоплательщиком указанного срока влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб., а при нарушении срока более чем на 90 дней – взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. по ст.116 НК. При этом на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф по ст.15.3 КоАП РФ.

В те же сроки (т.е. в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения) организация должна сообщить о факте создания ОП в налоговый орган по месту нахождения организации (п.2.3 ст.23 НК).

Для такого сообщения Приказом ФНС от 17.01.08 № MM-3-09/11@ утверждена форма С-09-3. Пропустившая месячный срок организация может быть оштрафована на 1000 рублей по ст. 129.1 НК РФ, а ее руководитель на сумму от 300 до 500 руб. по ст. 15.

6 КоАП РФ.

Если у организации уже создано обособленное подразделение и она состоит на налоговом учете в налоговом органе по месту нахождения этого подразделения, то при создании второго (и последующих) ОП на территории того же муниципального образования, то повторно в налоговый орган по месту нахождения ОП подавать заявление по форме № 1-2-Учет не следует. В этом случае постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с п.2 ст.23 НК в налоговый орган по месту нахождения головного подразделения.

Организация должна сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения и о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения). Срок (п.2.3 ст.

23 НК) – один месяц с даты прекращения деятельности (закрытия ОП).

По нашему мнению, этот срок должен исчисляться именно в даты фактического прекращения деятельности, основным признаком которого является перевод (увольнение) всех работников ОП (что равносильно ликвидации рабочих мест).

При прекращении деятельности обособленного подразделения, необходимо также подать заявление о снятии с учета в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения. Заявление подается по форме № 1-4-Учет (п риложение 4 к Приказу ФНС от 01.12.06 № САЭ-3-09/826@).

Как сказано в рекомендациях по заполнению этого заявления, оно подается в налоговый орган в случае принятия российской организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения. Срок для подачи такого заявления не установлен.

Обособленное подразделение и налог на прибыль

Особенности уплаты налога на прибыль при наличии обособленных подразделений установлены ст.288 НК. По общему порядку п.2 ст.

288 НК, уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, производится налогоплательщиками – российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 ст. 257 НК, в целом по налогоплательщику.

Т.е. доля прибыли, приходящаяся на обособленные подразделения, рассчитывается

а) только в части суммы налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и (которая соответствует ставке налога 17.5%) ;

б) как среднее арифметическое удельного веса среднесписочной численности работников (или расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества подразделения за отчетный (налоговый) период .

Какой параметр – среднесписочную численность работников или расходы на оплату труда целесообразнее выбрать для расчета доли прибыли ОП? По нашему мнению, расчеты с использованием показателя расходов на оплату труда несколько проще.

Среднесписочная численность рассчитывается в соответствии с Порядком
заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 1-Т “Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности” (утв. постановлением Росстата № 76 от 11.10.07 )

Для подсчета среднесписочной численности используются табели учета рабочего времени (формы Т-12 или Т-13). По данным табелей ежедневно определяется количество работников, с которыми заключен трудовой договор.

При этом подсчетов исключаются женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком, а также работники, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для обучения в образовательных учреждениях.

Работники, работающие неполный рабочий день, учитываются в среднесписочной численности пропорционально отработанному времени.

Ежедневные данные о численности складываются и делятся на число календарных дней месяца, при этом численность сотрудников в нерабочие дни принимается равной численности сотрудников за предшествующий рабочий день.Затем полученные ежемесячные данные складываются и делятся на число месяцев в отчетном (налоговом) периоде.

Определенные сложности связаны со вторым параметром расчета – остаточной стоимостью амортизируемого имущества организации и обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период. Ст.288 НК содержит отсылку к п.1 ст. 257 НК, т.е.

для расчета следует использовать данные по остаточной стоимости основных средств (а не амортизируемого имущества в целом), причем данные именно налогового учета, которые могут значительно отличаться от остаточной стоимости в бухгалтерском учете.

Согласно п.1 ст.256 НК, амортизируемым имуществом признается имущество, которое находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации.

Основные средства, по которым в налоговом учете не начисляется амортизация (перечисленные в п.2, 3 ст.

256 НК), не относятся к амортизируемому имуществу, следовательно, стоимость таких ОС не должна учитываться при расчете удельного веса ОС в подразделении.

Также не нужно учитывать остаточную стоимость “непроизводственных” ОС, поскольку такие основные средства, не используются для извлечения дохода.

Кроме того, ст.288 НК требует рассчитать остаточную стоимость за период (отчетный или налоговый), но не уточняет порядок такого расчета. По мнению Минфина РФ остаточную стоимость основных средств следует рассчитывать также, как и среднегодовую стоимость имущества для налога на имущество организаций.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a80/168562.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.