Расчет горячей воды по 354 постановлению формула

Расчет суммы, снижения платы за ГВС, ненадлежащего качества(теплой). Формулы и методики испытанные в судах

Расчет горячей воды по 354 постановлению формула

Непостоянство и суетность, присущие нашему тленному миру в целом, отбрасывает свою тень и на мутноватую коммунальную сферу.

А если конкретно, то несмотря на незыблемость и “непотопляемость” котельных, тепловых сетей и кочующих из МУПа в МУП сотрудников и руководителей.

Каждый новый отопительный сезон по сравнению с предыдущим, является ещё той, большой разницей.

Конец 2017 и весь 2018 год, прошли у нас под зодиакальным знаком “ПЕРЕТОПА” и мы уже разработали мероприятия по минимизации его негативных побочных явлений. Как большая суммы в квитанциях, головные боли жильцов от жары и насморки от сквозняка через открытых всю зиму окон и пр…

Элеватора у нас никогда не было, а погодное регулирование, у которого отсутствует возможность окупаемости, при работающей от “одной крайности к другой” котельной, просто бессмысленно.

Поэтому, мы изучили гидравлику МКД и уже знали, где можно-нужно придавить, а где нельзя. Также уже подобрали место и вариант регулируемой задвижки, чтобы устанавливать микрогидравлический режим нашего МКД.

Но, конъюнктура изменилась и “наше все” монополист-доминатор Газпром, взялся по-чапаевски за возврат долгов, не разбирая кто и по чьей вине их поимел.

В итоге, МУП стал топить “ни плинтуса” т.е. не соблюдая, ни температуру, ни давление ни расход… Просто поджимая газовую задвижку к минимуму и работая на “двух горелках”. Год назад гонка МУПа за Гкал, привела к увеличению расходов на отплату отопления для моего МКД на 40%, теперь же стало не комфортно, а ГВС вообще 39-42 Град Цельсия.

Теплообменник у нас во дворе и подогревают(МУП), там холодную воду (ХВС), той же”прохладной” водой из центрального отопления (ЦО).

Когда, после двух месячные наблюдения и однозначной информации от непосредственных исполнителей из МУПа. Уже не оставлялось шанса на возврат к “ПЕРЕТОПУ”.

Мы решили, настраиваться на составление претензий и жалоб, касательно поставки ТСО услуги ГВС ненадлежащего качества.

Ну, что же, часовые показания с узла по ГВС (период месяц), мы заблаговременно решили сдавать в МУП, надлежащим образом (вхд.номер, пронумерованные листы и тп.)

Но жалоба без суммы и обоснования, это обычно “филькина грамота“, которой быстро находят применение и место. Да и в суде, придется заново пояснять, представлять расчеты и пр. Из-за этого, он только растягивается на месяца и кварталы.

Поэтому, решили сразу прикинуть-посчитать и обосновать сумму для указания в претензии (в суде, потом можно меньше запросить, а вот больше нельзя).

Обратился за помощью (интернет) к прошедшим “бои” экспертам, получили от них ответ и алгоритмы расчета форму, примененных ими в судах (выигранных). С одним из решений суда можно ознакомится: Здесь

Ниже изложу, что по моему мнению является основным и дам ссылки (Здесь) на представленные в свободном доступе источники-пояснения.

Итак, сняли показания со счетчика, составили акт в квартире, иное…

И поимели, к примеру такую информацию.

Видим температура на узлеt1 (“подача” ) ниже 60 град. цельсия, соответственно на точке водоразбора, где по закону составляют акт, будет ещё ниже.

Но, надо же с разу прикинуть,”стоит ли овчинка выделки“, а именно размер предполагаемых к возврату за поставку ТСО ненадлежащего качества услугу по ГВС.

Ниже выборка из ПП 354 от 6 мая 2011 г с выводом формул и пояснением.

Кто хочет вникнуть, понять и просчитать .. Я сделаю ссылки – Здесь

Отдельно алгоритм (формулы расчета): Здесь

Пунктом 5 приложения 1 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. ПП РФ № 354 от 6 мая 2011 г.) установлено:
“… За каждые 3 град.С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода

Вышеизложенный текст преобразуем без изменения его смысла-духа в вид:

“… размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло отклонение температуры горячей воды от допустимых величин, определенный за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждые 3 град.С указанного отступления, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода”.

В этом тексте отдельные его смысловые части разобьем на абзацы и в каждом абзаце основной текст выделим п/ж шрифтом:

размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло отклонение температуры горячей воды от допустимых величин, – снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам,- за каждые 3 град.С указанного отступления, – за каждый часотступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода.

В полученном тексте отдельные его части-абзацы заменим аббревиатурами:

∑₽ гвс – размер снижения платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло отклонение температуры горячей воды от допустимых величин; р/п. – размер платы за расчетный период, в котором произошло отклонение температуры горячей воды от допустимых величин, определенный в соответствии с приложением № 2 к Правилам № 354, (указанный в платежном документе и оплаченный жителем-потребителем); % – процент (доля)* снижения размера платы, определенного за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам;N – количество ступеней (по 3 о С) понижения Тгв ниже нормы; T – длительность отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды при предоставлении услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, часов суммарно в течение расчетного периода (месяца)

*Пояснение: 0,1 % соответствует (тождественна ≡) величине доли 0,001:

100 % ≡ 1 доле;10% ≡ 0,1 доли; 1% ≡ 0,01 доли; 0,1% ≡ 0,001 доли.

В результате алгоритм (порядок, метод) расчета суммы снижения платы за ГВС ненадлежащего качества, изложенный в тексте пункта 5 приложения 1 Правил № 354 принимает вид формулы (1), наглядной, логически понятной, удобной для расчета и полностью соответствующей смыслу текста Правил № 354 и общепринятым в деловом обороте…….

гвс = (₽р/п. ×%× N) ×T ; (1)

В формуле (1) составляющая (₽ р/п. ×% × N) наглядно представляет размер требуемого снижения платы, руб, ЗА КАЖДЫЙ ЧАС предоставления услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.

Конкретно мне , нужен алгоритм-матрица в которую я буду “вставлять” показания с узла учета, в формате EXCEL и он мне “посчитает” сколько денег подлежит к возврату (сумму снижения ). Получилось вот так:

Отдельно расчет в EXCEL : Здесь

Вот предоставленный пример расчета уже примененный в суде: Здесь

Понять смысл нормативных актов и логику решения суда: Здесь

На мой “вкус” разобрано до мелочей – читай, копируй, вставляй в ответы, иски и претензии (меняй данные и периоды ).

——————————————————————————–

В августе 2020г. Я наткнулся на замечательную ветку форума, где есть как техническое, так и нормативное обоснование, темы перерасчета по качеству ГВС.

Ветка форума (2 стр.)

Судебные решения:

А06-9947/2018,

А06-2540/2019.

Вот пример расчета от Елены Владимировны – Расчет

Спасибо за внимание.

Если было интересно поддержите пожалуйста лайком и подпиской.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/zhkkh/raschet-summy-snijeniia-platy-za-gvs-nenadlejascego-kachestvateploi-formuly-i-metodiki-ispytannye-v-sudah-5dee2089a660d700adf408b1

Кварта-С: средемесячный расход при отсутствии показаний счетчиков, постановление правительства РФ №354

Расчет горячей воды по 354 постановлению формула

ПериодРасчет
С января 2017 Либо по нормативу, либо по фактическому среднемесячному потреблению. Расчет по среднемесячному потреблению должен быть сделан в следующих двух случаях при условии, что исходя из фактических показаний возможно рассчитать среднемесячное потребление за период длиной не менее 6 месяцев (или если фактический период работы счетчика от 3 до 5 месяцев, то за этот фактический период работы): (1) Если показания не предоставлены 1, 2, 3 месяца подряд. (2) Если счетчик вышел строя или истек срок его эксплуатации, и после этого момента прошло не более 3 месяцев для жилых помещений или не более 2 месяцев для нежилых помещений, и новый счетчик не введен. Расчет по нормативу должен быть сделан в следующих случаях: (3) Если показания не предоставлены более 3 месяцев подряд. (4) Если счетчик вышел строя или истек срок его эксплуатации, и после этого момента прошло более 3 месяцев для жилых помещений или более 2 месяцев для нежилых помещений, и новый счетчик не введен. (5) Если показания не предоставлены или истек срок счетчика (вышел из строя) и период работы счетчика составляет менее 3 месяцев. (6) Если показания не предоставлены или истек срок счетчика (вышел из строя) и период работы счетчика составляет более 3 месяцев, но среднемесячное потребление за период 6 месяцев или более (либо за фактический период работы счетчика, если он менее 6 месяцев) невозможно рассчитать, исходя из имеющихся фактических показаний.
С 1 июня 2013 по декабрь 2016 Либо по нормативу, либо по фактическому среднемесячному потреблению. Расчет по среднемесячному потреблению должен быть сделан в следующих двух случаях при условии, что исходя из фактических показаний возможно рассчитать среднемесячное потребление период длиной не менее 6 месяцев (или если фактический период работы счетчика от 3 до 5 месяцев, то за этот фактический период работы): (1) Если показания не предоставлены 1, 2, 3, 4, 5, 6 месяцев подряд. (2) Если счетчик вышел строя или истек срок его эксплуатации, и после этого момента прошло не более 3 месяцев для жилых помещений или не более 2 месяцев для нежилых помещений, и новый счетчик не введен. Расчет по нормативу должен быть сделан в следующих случаях: (3) Если показания не предоставлены более 6 месяцев подряд. (4) Если счетчик вышел строя или истек срок его эксплуатации, и после этого момента прошло более 3 месяцев для жилых помещений или более 2 месяцев для нежилых помещений, и новый счетчик не введен. (5) Если показания не предоставлены или истек срок счетчика (вышел из строя) и период работы счетчика составляет менее 3 месяцев. (6) Если показания не предоставлены или истек срок счетчика (вышел из строя) и период работы счетчика составляет более 3 месяцев, но среднемесячное потребление за период 6 месяцев или более (либо за фактический период работы счетчика, если он менее 6 месяцев) невозможно рассчитать, исходя из имеющихся фактических показаний.
С 1 сентября 2012 идо 1 июня 2013 Либо по нормативу, либо по фактическому среднемесячному потреблению. Расчет по среднемесячному потреблению должен быть сделан в следующих двух случаях при условии, что исходя из фактических показаний возможно рассчитать среднемесячное потребление период длиной не менее 12 месяцев (или если фактический период работы счетчика от 3 до 11 месяцев, то за этот фактический период работы): (1) Если показания не предоставлены 1, 2, 3 месяца подряд. (2) Если счетчик вышел строя или истек срок его эксплуатации, и после этого момента прошло не более 3 месяцев для жилых помещений или не более 2 месяцев для нежилых помещений, и новый счетчик не введен. Расчет по нормативу должен быть сделан в следующих случаях: (3) Если показания не предоставлены более 3 месяцев подряд. (4) Если счетчик вышел строя или истек срок его эксплуатации, и после этого момента прошло более 3 месяцев для жилых помещений или более 2 месяцев для нежилых помещений, и новый счетчик не введен. (5) Если показания не предоставлены или истек срок счетчика (вышел из строя) и период работы счетчика составляет менее 3 месяцев. (6) Если показания не предоставлены или истек срок счетчика (вышел из строя) и период работы счетчика составляет более 3 месяцев, но среднемесячное потребление за период 12 месяцев или более (либо за фактический период работы счетчика, если он менее 12 месяцев) невозможно рассчитать, исходя из имеющихся фактических показаний.
До 1 сентября 2012 По нормативу.

Источник: http://www.kvarta-c.ru/sred.html

Блог

Расчет горячей воды по 354 постановлению формула

Пожалуй, одним из самых трудных для понимания в Правилах предоставления коммунальных услуг является пункт 54, который регулирует порядок определения стоимости услуг горячего водоснабжения (ГВС) и отопления в случае, если в МКД нет централизованного теплоснабжения и ГВС.

Данный пункт написан настолько «коряво», что многие попросту не могут разобраться в его «хитросплетениях».

В данной статье мы расскажем, как можно определить стоимость ГВС и отопления в ситуации, когда горячее водоснабжение и отопление производятся с использованием оборудования входящего в состав общего имущества МКД.

Начнем с изучения самого п.54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила).

В первом абзаце п.54 Правил указано, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества МКД, расчет стоимости коммунальной услуги отопления и (или) ГВС производится исходя из объема, потребленного при производстве вышеуказанных коммунальных услуг коммунального ресурса.

С учетом того, что согласно п.37 Правил расчетным периодом признается месяц, то для расчета стоимости услуги отопления и ГВС необходимо брать объемы коммунальных ресурсов, потребленных в течение месяца.

Давайте рассмотрим, как определяется стоимость ГВС при самостоятельном приготовлении.

Согласно абзацу 5 п.54 Правил размер платы потребителя за коммунальную услугу по ГВС (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения №2 к Правилам как сумма 2 составляющих:

  1. произведениеобъема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

  2. произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.

Вроде бы все логично, если в доме есть ГВС, значит, она откуда-то появилась. Соответственно в горячую воду входит стоимость холодной воды и затраты на ее подогрев до необходимой температуры, складывающиеся, в нашем случае, из стоимости тепловой энергии.

А теперь начинается самое интересное, а именно сам расчет стоимости одного кубического метра горячей воды.

Открываем формулу 20 приложения №2 к Правилам и видим следующее:

  

Данную формулу можно условно разделить на 2 части:

Первая часть – стоимость холодной воды в составе горячей. Тут вопросов, как правило, не возникает, так как объем потребленной услуги в конкретном помещении известен, а тариф на холодную воду установлен на уровне субъекта РФ.

Вторая часть – стоимость коммунальных ресурсов, необходимых для подогрева кубометра холодной воды до температуры, необходимой для предоставления ГВС.

Давайте разберем данную часть формулы 20 подробнее, а именно показатель – удельный расход на подогрев воды (далее по тексту – удельный расход).

Данный удельный расход в Правилах описывается как «удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению». Многие, прочитав данную формулировку, считают, что показатель удельного расхода всегда равен нормативу на подогрев холодной воды. Однако, это не так.

В Правилах отдельно описан порядок определения размера удельного расхода в ситуации, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета коммунального ресурса, который использован на подогрев горячей воды для целей ГВС и предоставления коммунальной услуги по отоплению. В такой ситуации удельный расход определяется по формуле 20.1 Правил:

Давайте разберем данную формулу на «части».

В числителе мы видим показатель V, который в Правилах обозначен как «объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома».

 В ситуации, когда в МКД услуги отопления и ГВС производятся с использованием оборудования входящего в состав общего имущества, управляющая организация (ТСЖ) в числителе формулы 20.1 указывает объем коммунального ресурса, который был израсходован на подогрев холодной воды и на отопление по показаниям общедомового прибора учета.

Вроде бы всё логично, но подогрев горячей воды может быть произведен:

  1. с помощью тепловой энергии полученной из тепловой сети;

  2. с помощью электрической энергии;

  3. с помощью газа.

В зависимости от используемого коммунального ресурса в числителе могут отображаться Гкал, Квт/часы или кубометры.

В нашем случае мы будем рассматривать подогрев воды с помощью тепловой энергии, полученной в МКД от РСО.

С числителем понятно, беремся за знаменатель, который состоит из суммы показателей Qгв и Qо, которые определяются как «количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил»;

Открываем п.54 Правил №354 и видим, что:

Общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, определяется:

  1. по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению;

  2. при отсутствии вышеуказанных приборов учета – как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по:

– показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей;

– объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета;

– объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.

Обратите внимание, что приборы учета по ГВС не определяют объем тепловой энергии, которая была потрачена на подогрев холодной воды до необходимой температуры, а лишь определяют объем потребленной горячей воды. Следовательно, для определения объема произведенной тепловой энергии для нужд ГВС и отопления необходимо просуммировать:

  1. объем потребленной тепловой энергии в помещениях, которые оборудованы ИПУ по отоплению;

  2. объем потребленной тепловой энергии в помещениях, которые не оборудованы ИПУ по отоплению, рассчитанной исходя из норматива потребления тепловой энергии на нужны отопления (с учетом абзаца 4 п.42.1 Правил с учетом правовой позиции КС РФ. Подробнее об этом здесь; 

  3. объем тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды на цели горячего водоснабжения.

    Как мы уже говорили выше, ИПУ по ГВС не определяют объем тепловой энергии, а значит, объем тепловой энергии на цели ГВС определяется «в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета», а именно как произведение объема потребленной услуги на величину норматива на подогрев холодной воды (по формуле 23 приложения №2 к Правилам);

  4. объем тепловой энергии, используемой в целях представления ГВС на КРСОИ, определяемый путем умножения норматива потребления ГВС на КРСОИ на площадь помещений входящих в состав общего имущества. 

В результате применения всех вышеописанных «неизвестных» в знаменателе формулы 20.

1 Правил №354 в месяцы, когда оказывается услуга отопления будет получаться величина «произведенной тепловой энергии», которая не будет совпадать с объемом коммунального ресурса «использованного за расчетный период на производство тепловой энергии». Как видно из рисунка ниже, формула 20.1 Правил №354 фактически вводит некий «корректирующий коэффициент» к нормативу на подогрев.

Согласно заложенному в Правила №354 порядку расчета, стоимость ГВС при самостоятельном приготовлении всегда будет «колебаться» в большую или меньшую стоимость по сравнению с домами, которые получают «готовую» ГВС с помощью централизованных систем.

С учетом того, что п.54 Правил №354 не регулирует порядок определения стоимости услуги отопления в отдельном помещении в МКД, для того, чтобы собственники не переплатили за ГВС лишнего и не заплатили меньше и применяется рассматриваемый нами порядок.

Минусы для потребителей при самостоятельном приготовлении ГВС очевидны:

  1. сложный для понимания порядок расчета стоимости ГВС;

  2. запредельная стоимость ГВС в летние месяцы, когда формула 20.1 Правил №354 полностью распределяет объем использованной тепловой энергии на ГВС в части индивидуального потребления (отопления то нет). Таким образом, в ситуации, когда суммарное потребление ГВС в МКД в летний период низкое, стоимость ГВС растет и наоборот;

  3. стоимости горячей воды,потребленной на содержание общего имущества, определяется исходя из норматива на подогрев, который в свою очередь устанавливается во всех регионах как «средняя температура по больнице».

    В тех МКД, где площадь помещений, входящих в состав общего имущества достаточно большая, существенная доля тепловой энергии, фактически израсходованной на предоставление коммунальных услуг (ГВС и отопление), перекладывается в состав жилищной услуги в виде КРСОИ.

 Учитывая все вышеприведенные мной минусы, многие собственники помещений и начали жаловаться на управляющие организации и ТСЖ из-за огромной стоимости кубометра горячей воды.

Представители ГЖИ (не говорим про всех, но некие индивидуумы есть), толком не разобравшись в хитросплетениях написанной командой их шефа А.В. Чибиса нормативно-правовой базы, начали бороться за права «неопределенного круга лиц» и выдавать предписания, в которых требовали расчета стоимости ГВС «в соответствии с действующим законодательством».

Минстрой в лице и.о. заместителя директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства О.А. Олейниковой «разродился» на письмо от 22.03.2017 №9268-ОО/04 «О порядке определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению».

Рассматривая в письме вопрос определения размера платы за ГВС при самостоятельном приготовлении, чиновники указали, что в п.

54 Правил №354 «предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Данный принцип обеспечивает распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

Если же использовать механизм распределения объема тепловой энергии, используемой на цели горячего водоснабжения, определенного коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в горячей воде, то будет складываться ситуация, при которой собственники помещений, несанкционированно подключившиеся к внутриквартирной системе горячего водоснабжения и тем самым потребившие больший объем тепловой энергии, будут оплачивать тепловую энергию в составе платы за горячее водоснабжение меньше, чем собственники помещений, в которых отсутствуют дополнительные теплопотребляющие устройства».

Правда, здорово?

Так ведь можно дойти и до оплаты лифта в зависимости от веса собственника и этажа. Сложно рассчитать, но справедливо же…

Отбросив очевидно прямо противоречащие Правилам доводы Минстроя, необходимо пользоваться нормами Правил, хоть это и дорого для потребителей коммунальных услуг.

С уважением, Юрий Кочетков

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.   

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/kommunalnye-uslugi/osobennosti-rascheta-gvs-pri-samostoyatelnom-prigotovlenii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.