Расчет коммунальной услуги по горячему водоснабжению

Все, что нужно знать об оплате горячей воды

Расчет коммунальной услуги по горячему водоснабжению

Горячая вода оплачивается владельцами жилого помещения согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, где описаны правила начисления и платежей. Существуют 2 варианта расчета потребления: по счетчикам и по нормативам.

Каковы особенности каждого:

  • Когда есть прибор учета, а в квартире никто не живет, нужно сдавать нулевые показатели – тогда платить не надо.Если же граждане не сдают показания более 3 месяцев, пойдет начисление по нормативам.
  • Если прибора учета нет, и никто не живет, придется оплачивать водоснабжение по числу зарегистрированных граждан.Даже если никто не прописан – за воду будут платить собственники помещения. В этом случае нужно направить заявку ЖЭУ на пломбирование труб данной квартиры. Тогда платить не надо, но и воды не будет до повторного обращения в ЖЭУ.

Справка! Оплата горячей воды производится потребителем один раз в месяц. Законодательство регулирует конечный срок платежа за ГВС и ХВС 10-м числом следующего месяца. После 10 числа за просрочку начисляется пеня.

Согласно ч. 1. ст. 155 ЖК РФ в каждой жилищной компании разрешено устанавливать свой срок оплаты в целях проведения всех платежей до указанного числа. Поэтому многие ЖЭУ просят оплатить квитанции 20-25 числа текущего расчетного периода.

Кому платить?

Оплата за ХВС и ГВС идет по разным счетам, так как поставку производят, как правило, разные организации.

Так как тариф за горячую воду во многих регионах стал равен тарифу на тепловую энергию, то ГВС поставляет уполномоченная тепловая организация, а ХВС поставляет водоканал.

Частные клиенты заключают договор с тепловой организацией, обслуживающей данный регион.

При этом многие организации на местах оказывают услугу населению по умолчанию, без заключения договоров в письменной форме, или заключив единый контракт с управляющей компанией.

Основание – ПП№354, где говорится, что если клиент совершил конклюдентные действия, т.е. фактически уже потребляет услуги или намеревается это сделать, то нет необходимости заключать письменный договор.

Расчет за ГВС по нормативам

Нормативы – это установленные опытным путем объемы потребления воды на человека за один месяц. В РФ нет установленного тарифа на воду.

Информация! Каждый регион устанавливает свои расценки, зависящие от климата и плотности населения.

Тариф и нормативы потребления отражены в квитанции для оплаты. Информация предоставлена на сайтах Госинфосистемы, местной Администрации или в управляющей компании.

Используется однокомпонентный и двухкомпонентный расчет. В первом случае цена за 1 куб. м. фиксирована. Во втором нужно учитывать стоимость холодной воды или теплоносителя и тепловой энергии, затраченной на подогрев.

Формула и общие правила вычисления

Согласно ПП РФ № 354 Гл. VI п. 42, формула расчета следующая:

P = K x N x Tколичество зарегистрированных человек, умноженное на норматив и умноженное на тариф
P = (K x N x T) Х 1.5с повышающим коэффициентом
  1. Повышающий коэффициент составляет 1.5.
  2. Итоговая сумма будет начисляться с учётом граждан, официально зарегистрированных в жилом помещении, даже если они там не проживают. (п. 28 пост. Прав. РФ, 26.12.2016, №1498).

Важно! Управляющая компания имеет право проверять квартиры без прибора учёта. Если обнаружится, что количество проживающих людей больше, чем зарегистрированных, то квитанция придет по результатам проведенной проверки.

Когда в квартире никто не зарегистрирован, платеж можно рассчитать по количеству собственников данного помещения.

Оплата по нормативу начисляется ввиду следующих обстоятельств:

  • Нет счетчика. Собственник квартиры или частного дома должен предоставить документальное подтверждение того, что водомер невозможно установить по техническим причинам.Иначе оплата будет рассчитываться с применением коэффициента 1.5.
  • Есть счетчик. Если владелец жилого помещения, оборудованного счётчиками, не предоставлял показатели более 3 месяцев подряд, оплата пойдет по нормативам, но без повышающего коэффициента.

Если прибор учёта сломался или истек срок очередной проверки – будут применяться нормативы с превышающим коэффициентом 1.5.

Примеры

В первое полугодие 2020 году МОЭК установила тарифы на ГВС 198,19 руб./куб. м. Ко второму полугодию ожидается превышение на 2,88%, что составит 203,9 руб./куб. м. (Пр. Департамента ЭПиРГ г. Москвы от 03.12.2018 №235-ТР)

Ежемесячная норма потребления горячей воды на 1 человека в Москве 4.75 м3. Коммунальные службы могут завышать среднее значение до установленного законом предела: по Москве граница – 9.5 м3.

Для Подмосковья тарифы отличаются: идет отдельная ставка для систем ГВС с полотенцесушителем и без него, или применяется общий расчет.

К примеру, на территории Первомайского Новомосковского АО применяется раздельный тариф:

  • с полотенцесушителем за 1 полугодие 199,68 руб., к июлю вырастет на 0,69%, то есть до 201,06 руб./куб. м.
  • без него 162,61, с повышением до 164,29 ко второму полугодию 2020 г.
ПримерПример
УсловияВ квартире ветхого фонда не установлен прибор учёта водопотребления. Жилое помещение территориально принадлежит городу Москва. Прописаны 3 человека. Однокомпонентный тариф ГВС.Временно проживающих нет.Владелец квартиры не сдавал показания водомера больше 3 месяцев. В жилище прописаны 2 человека. Территориально относится к Первомайскому АО. Полотенцесушителя нет.Тариф однокомпонентный.
ФормулаP = K x N x TP = (K x N x T) Х 1.5
РасчетРасчет за апрель производится по формуле без повышающего коэффициента т.к. нет технической возможности установить счетчик.Расчет за апрель с повышающим коэффициентом, т.к. не сданы показания счетчика.
Сумма к оплате3 х 4.75 х 198,19 = 2824,21 руб. в месяц.(2 х 4,75 х 162,61) х 1.5 = 2317,19 руб. в месяц.

В других регионах свои тарифные сетки для расчета ГВС для поставщиков данной услуги.

Платежи за ГВС по счетчикам

Счётчики позволяют платить только за ту воду, которая потребляется по факту. Ежемесячно пользователь должен давать показания в снабжающее предприятие.

Расчет оплаты прописан в квитанции и производится по формуле:

О — объем потребленной воды по показанию счетчика ГВС, Т – тариф.

Пример:

  1. за один месяц по показанию прибора учёта потреблено 7 куб. м. горячей воды;
  2. утвержденный тариф в многоквартирном доме по г. Москва составляет 198,19 руб./куб. м;
  3. 7 х 198,19 = 1387.33 руб. – сумма к оплате, которая должна быть отражена в квитанции.

Полная информация об оплате за горячую воду по измерительным приборам можно найти здесь.

Справка! Оплата в течение 3-х месяцев после того, как перестанут поступать показания со счетчика, начисляется по среднемесячным объемам за последние полгода. Только потом вводится начисление по региональному нормативу.

Разница в начислениях за ГВС по счетчику и без него

Наличие прибора учета воды позволяет сэкономить, если в жилом помещении зарегистрировано несколько человек, а по факту проживает один, или вообще никто не живет. Без счетчика в оплату включается повышающий коэффициент. Т.е. тариф повышается в 1.5 раз.

Пример:

  • Один человек по счетчику тратит в месяц 2 куб. м. горячей воды.
  • По нормативам ежемесячная норма 4.75 куб. м.
  • К норме прибавляется повышающий коэффициент.
  • Получается, что по нормативу один человек потратит около 6 куб. м. горячей воды, то есть в 3 раза больше, чем на самом деле.

Для окупаемости подобного начисления необходимо, чтобы в доме было прописано минимум 3 человека.

Многие думают, что платить нужно только за зарегистрированных граждан, а пользоваться водой могут все проживающие, и это нигде не учитывается.

Но это не так: в каждом доме установлен общий прибор учета.

ЖЭУ и уполномоченные органы периодически проверяют квартиры, и если будет установлено несоответствие проживающих лиц с количеством потребления воды, придется платить штраф.

Обратите внимание! За отсутствие счетчика наказания нет, поэтому основанием для штрафа будет факт причинения вреда организации и незаконное пользование водой.

Квитанция

В зависимости от населенного пункта оплата водоснабжения и водоотведения может включаться в общую квитанцию от ЖКХ или предоставляться отдельно от организации, отвечающей за отопление.

В случае общей квитанции отдельной строкой прописывается ХВС, ГВС и (при наличии) тепловая энергия. При наличии бойлера указывается 2 строки: ХВС для ГВС и ТЭ для подогрева.

Здесь расчет ведется по счетчикам индивидуального потребления (ИП), независимо от проживающих в доме.  Так же учитывается техническое обслуживание (ТО) индивидуальных тепловых пунктов.

Когда ведется централизованная подача ГВС (однокомпонентный тариф), поставщик указывает только строку горячего водоснабжения, тариф по региону и размер потребления по счетчику.

Важно! В квитанциях добавляется отдельная строка, если граждане платят по нормативам и введен повышающий коэффициент.

Пошаговая инструкция

Оплатить квитанции можно несколькими способами:

  1. Первый способ — лично в банковском отделении или обратившись в обслуживающую организацию. В первом случае нужно заполнить графы с текущими показаниями счетчика, и поставить подпись внизу квитанции. Прийти в банк (организацию), отдать квитанцию сотруднику. Он выполнит все необходимые действия и скажет окончательную сумму для оплаты. Останется только оплатить.
  2. Второй вариант оплаты — через интернет на сайте обслуживающей организации или мобильное приложение. В квитанции указаны реквизиты для оплаты через интернет. Нужно зайти на сайт уполномоченной организации, перейти к вкладке «Платежи» (названия бывают разные) или зайти в личный кабинет (при условии регистрации на сайте). Ввести номер лицевого счёта (указан на квитанции), ФИО плательщика и сумму для оплаты. В большинстве случаев сумма и ФИО высвечиваются автоматически после ввода номера счета.
  3. Самый простой способ – через мобильное банковское приложение. Зайти во вкладку «Платежи», выбрать вкладку «Штрих-код», навести смартфон на квадратный штрих-код в углу квитанции. Система сама укажет реквизиты и сумму оплаты. Останется лишь подтвердить платеж, сохранить чек.

Неправильное начисление: как быть?

Если граждане считают начисление оплаты неправомерным, то они могут обратиться за обжалованием согласно ст. 157 ЖК РФ.

Сотрудники ЖКХ и иных организаций обязаны делать правильный расчет платежей и оказывать качественные услуги.

Первый шаг – написать заявление в обслуживающую организацию, предварительно изучив тарифы в регионе и проанализировав показания по счетчику (или нормативы).

Ответ должен прийти в течение 10-30 дней.
Справка! В том случае, если организация посчитала свои расчеты правильными, или не торопится производить перерасчет, то нужно обращаться в контролирующие органы с жалобой.

Последней инстанцией по удовлетворению нужд граждан является прокуратура. Туда обращаются граждане, если получили отказ в рассмотрении жалоб в предыдущих учреждениях. Жалобы могут быть направлены не только лично, но и электронным обращением.

Заключение

Оплата за ГВС начисляется по счетчикам и по нормативу. Следует внимательно относиться к расчету потребления воды, периодически перепроверять показания и знать тариф в своем регионе.

Иногда сотрудники уполномоченных организаций могут ошибаться. В этом случае граждане имеют право на обжалование платежных документов и перерасчет стоимости ГВС.

Источник: https://o-vode.net/rashod/oplata/goryachej-v

Верховный Суд Российской Федерации о расчёте количества тепловой энергии на подогрев воды

Расчет коммунальной услуги по горячему водоснабжению

Споры управляющих и ресурсоснабжающих организаций о порядке расчёта платы за предоставляемые коммунальные ресурсы – частое явление. Они случаются из-за того, что каждая сторона трактует законодательство так, чтобы получить для себя максимальную выгоду.

Сегодня расскажем о споре между УО и РСО о том, как верно рассчитать количество тепловой энергии, используемой на подогрев ГВС.Когда можно ограничивать коммунальные услуги

Предмет спора

Управляющая и ресурсоснабжающая организации заключили договор теплоснабжения. РСО обязалась поставить УО тепловую энергию и горячую воду, УО же должна была оплачивать эти услуги и теплоноситель, не возвращённый в тепловую сеть теплоснабжающей организации. Кажется, ничего необычного, в каждом субъекте РФ тысячи УО заключают с РСО подобные договоры.

Но в нашем случае поводом для разногласий стало несогласие управляющей организации с тем, как РСО рассчитывает количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды. УО считала, что рассчитывать нужно по нормативу. Теплоснабжающая организация же была уверена, что рассчитывать размер платы нужно по показаниям приборов учёта.

Разногласия привели к тому, что УО не оплачивала поставленные коммунальные ресурсы, накопила долги перед РСО, а теплоснабжающей организации пришлось обратиться в суд с иском о взыскании задолженности за поставленный коммунальный ресурс.ВС РФ о мерах социальной поддержки по оплате коммунальных услуг

Мнения арбитражного и апелляционного судов

Первым судом, который рассмотрел дело, был Арбитражный суд Московской области. РСО настаивало на том, что управляющая организация должна оплатить поставленный ресурс по показаниям приборов учёта.

УО в ответ предоставила контррасчёт задолженности, основанный на применении расчёта платы за тепловую энергию, использованную на подогрев воды, согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Цифры, которые требовала РСО, получались больше тех, которые рассчитала УО.

Арбитражный суд Московской области принял решение удовлетворить исковые требования РСО частично и взыскать с управляющей организации большую часть суммы, требуемой истцом в качестве задолженности, пени и оплату государственной пошлины за судебные расходы. Он пояснил, что теплоснабжающая организация начисляет плату неверно, поэтому УО должна вернуть сумму, которая получится, если вести корректные расчёты.

Хоть требования РСО и были удовлетворены, получилось так, что суд встал на сторону управляющей организации, ведь она не отказывалась платить совсем, а хотела получить корректный расчёт.

Теплоснабжающая организация осталась недовольна таким решением и подала апелляцию в Десятый арбитражный апелляционный суд, который отменил решение Арбитражного суда Московской области.

Апелляционный суд руководствовался ст. 157 ЖК РФ и Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ и исходил из необходимости определения объёма поставленной на подогрев воды тепловой энергии в спорный период по показаниям исправного прибора учёта, ранее установленного абоненту, а не на основании норматива на подогрев.

В этот раз с решением не согласилась управляющая организация. Она была уверена в своей правоте и решила обжаловать дело в Арбитражном суде Московского округа. Но этот суд встал на защиту РСО и в удовлетворении требований управляющей организации отказал, оставив решение предыдущего суда в силе.

УО решила не сдаваться и подала кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. В ней УО сослалась не неправильное применение норм права и попросила отменить названные постановления судов апелляционной инстанции и округа, оставив в силе решение Арбитражного суда Московской области.

Представители ресурсоснабжающей организации возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых постановлений.Как рассчитать плату за коммунальный ресурс на СОИ

Аргументы и решение Верховного Суда РФ

Судебная коллегия ВС РФ проверила материалы дела, обсудила доводы, изложенные в кассационной жалобе, и решила удовлетворить жалобу управляющей организации, отметив, что предыдущие суды не учли несколько положений действующего законодательства РФ.

Организация подачи управляющей организации тепловой энергии и горячей воды через присоединённую сеть осуществляются в целях оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД. Такие отношения подпадают под действие пп. 10 п. 10 ст. 4 ЖК РФ.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных ресурсов. Такой объём определяется по показаниям приборов учёта. Если ПУ нет, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.

Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ, правила предоставления КУ собственникам и нанимателям помещений в МКД, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с РСО, устанавливаются Правительством РФ.

В абз. 2 п. 13 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 сказано, что условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учётом ПП РФ № 354 и иных нормативных правовых актов РФ.

РСО не имеет право выставлять управляющей организации плату за коммунальные услуги больше, чем такие услуги стоили бы при прямых договорах собственников и РСО.

В соответствии с п. 87 постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе ГВС устанавливается для РСО, поставляющих горячую воду с использованием системы ГВС, и состоит из:

  • компонента на теплоноситель;
  • компонента на тепловую энергию.

Разделом 7 приложения № 2 к ПП РФ № 354 установлен порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу ГВС, предоставленную потребителю за расчётный период в жилом или нежилом помещении и на ОДН в случае установления двухкомпонентных тарифов на ГВС.

В п. 26 приложения № 2 к ПП № 354 дана формула расчёта тепловой энергии, используемой на подогрев воды и сказано, что количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС на общедомовые нужды, рассчитывается по той же формуле.

В силу ПП РФ № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в законодательном порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей ГВС независимо от наличия общедомового прибора учёта, которым фиксируется объём тепловой энергии, поступающий в систему водоснабжения МКД. Такой вывод можно найти в п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ № 5 (2017), утверждённом Президиумом ВС РФ 27.12.2017.

Указанный порядок не противоречит п. 1 ст. 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объёма потребляемых КУ по показаниям приборов учёта, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления КУ. Вся загвоздка в том, что тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг.

Источник: https://roskvartal.ru/kommunalnye-uslugi/8499-vs-rf-o-raschyete-kolichestva-teplovoy-energii-na-podogrev-vody

Как рассчитать плату за горячую и холодную воду

Расчет коммунальной услуги по горячему водоснабжению

При съёме показателей водомеров и расчёте ежемесячного платежа потребитель должен придерживаться установленных правил, чтобы избежать проблем с поставщиком ресурсов. Рассмотрим особенности расчёта платежей за услуги холодного и горячего водоснабжения (ХВС и ГВС), в зависимости от того, установлены ли в квартире индивидуальные приборы учёта.

Особенности оплаты холодного и горячего водоснабжения

Главное, что должен запомнить владелец – оплата за использованную холодную и горячую воду должна производиться раздельно. Поэтому и расчёт должен выполняться по отдельности. Это объясняется тем, что поставкой холодной и горячей воды занимаются разные организации, поэтому и деньги перечисляются по различным счетам.

По нормативу

При отсутствии водомера, плата за водоснабжение взимается, исходя из расчётных нормативов – опытным путём установленных объёмов потребления в течение месяца. В РФ нормы отличаются, в зависимости от региона, поскольку их утверждение состоит в сфере ответственности региональных властей.

Владелец может узнать установленный в области норматив и размер тарифной ставки, зайдя на сайт Государственной информационной системы или портал местных органов власти. Альтернативный способ – обратиться с вопросами в управляющую компанию.

Начисление платы по нормативу возможно при следующих обстоятельствах:

  • в квартире или частном доме не установлен счётчик. Если в данной ситуации собственник не подтвердил документально отсутствие технической возможности для установки прибора учёта, платёж рассчитывается с применением повышающего коэффициента 1,5;
  • для квартир и частных домовладений, оборудованных индивидуальным прибором учёта, при условии не предоставления собственником сведений о потреблённых ресурсах за предыдущие 3 месяца. Повышающий коэффициент при этом не применяется;
  • в описанной выше ситуации счётчик пришёл в негодность по причине неисправности или истечении срока очередной поверки, с повышающим коэффициентом 1,5.

Сумма оплаты насчитывается, с учётом официально зарегистрированных жильцов. Но управляющей компании предоставлено право проверить соответствие фактических и официально прописанных людей на соответствующей жилплощади. Если будет установлено, что по факту жильцов окажется больше, счёт будет выписан, исходя из результатов указанной проверки.

При отсутствии зарегистрированных жильцов, платёж рассчитывается с учётом количества владельцев.

Рекомендуем:  Что делать со старыми счётчиками

Пример расчёта

Размер оплаты за ХВС рассчитывается с использованием следующей формулы:

Пхвс = к × Н × Т,

В которой:

  • Пхвс – размер платежа за холодную воду;
  • к – количество жильцов в квартире (доме);
  • Н – предусмотренные постановлением местных властей нормы(кубы, м³);
  • Т – величина назначенного в регионе тарифа(руб).

Если необходимо применять повышающий коэффициент, он добавляется в данную формулу.

Услуги ГВС определяются аналогичным способом. Разница состоит в величине норматива, который существенно ниже, чем для ХВС, и тарифной ставки, превышающей указанный выше показатель.

Рассмотрим пример расчёта платежей без применения повышающего коэффициента:

В квартире МКД, расположенной в Московской области, при централизованной подаче холодной и горячей воды, общая норма потребления на одного человека составляет 8,12 м. куб., включая услуги ГВС в размере 2,62 м. куб. Тариф (с учётом водоотведения) за холодную воду составляет 79,73 руб. за 1 м. куб., за горячую – 199,84 руб. По данной жилплощади проживает 2 жильца.

Размер счёта определяется следующим образом:

  1. Норма по ХВС составляет: 8,12(общие нормы) – 2,62(нормы ГВС) = 5,5 м. куб.;
  2. Размер платежа за холодную воду равен: 2(кол-во жильцов) × 5,5 × 79,73(тарифы за ХВС) = 877,03 руб.;
  3. Сумма за услуги ГВС составляет: 2 × 2,62(нормы ГВС) × 199,84(тариф за ГВС) = 1 047,16 руб.
  4. Общая сумма которую нужно будет заплатить за водоснабжение: 877,03 + 1 047,16 = 1924,19 руб.

В случае применения повышающего коэффициента размер платежа будет в полтора раза выше.

По счётчику

При установленных счётчиках, показания снимаются раздельно. Индивидуальные приборы учёта для холодной и горячей воды отличаются цветовым оформлением. У первых корпус окрашен в синий цвет, у вторых – в красный.

Последовательность снятия показания

Показания необходимо снять в период от 20 до 25 числа текущего месяца, при соблюдении такой последовательности действий:

  • записать текущее количество кубометров, исключив начальные нули и дробную составляющую;
  • от записанного значения отнять показатель, снятый в прошлом месяце.

Снятие показания с пятироликового счётчикаСнятие показания с восьмироликового счётчика

Для дальнейшего расчёта полученный результат перемножается на размер тарифа, с учётом водоотведения (при наличии централизованной канализации).

Потребитель должен своевременно передавать счётчики для поверки в лицензированную организацию. Для этого необходимо сообщить о необходимости проведения данного мероприятия поставщику ресурсов. Водомер снимется, с составлением соответствующего акта. За время, пока прибор будет поверяться, оплата рассчитывается, исходя из средних показателей за предыдущие полгода.

Рекомендуем:  Сколько электроэнергии потребляет холодильник

Показания счётчика с просроченным сроком поверки признаются недействительными.

Расчёт оплаты

Пример расчёта для ситуации, аналогичной указанной выше, при рассмотрении определения размера платежа по нормативам. За месяц семьёй было израсходовано холодной воды – 9 м. куб., горячей – 2 м. куб.

За ХВС необходимо заплатить: 9 ×79,73(тариф за ХВС) = 717,57 руб.

Размер платежа за ГВС: 2 × 199,84(тариф за ГВС) = 399,68 руб.

Внимание! В каждой области, крае или республике разные тарифы. Тариф в вашей области можно узнать на официальном сайте поставщика коммунальной услуги или из квитанции.

Как видим, при установленных индивидуальных приборах учёта сумма счёта окажется значительно ниже, особенно по сравнению с оплатой по нормативам при использовании повышающих коэффициентов.

Применение коэффициентов, повышающих сумму платежа, связано с тем, чтобы заинтересовать потребителей в установке водомеров.

В этом случае собственник будет оплачивать только фактически потреблённые ресурсы.

Если потребитель своевременно передаёт показания счётчиков в коммунальную организацию и регулярно в установленные сроки оплачивает предъявленные счёта, ему не стоит опасаться возникновения недоразумений с поставщиком ресурсов. В противном случае не избежать проблем и финансовых потерь.

Способы предоставления данных

Информация может подаваться следующими способами:

  • телефонным звонком – в назначенную дату потребитель связывается с бухгалтерией поставщика и, указав реквизиты индивидуального объекта, сообщает количество киловатт-часов электроэнергии, кубометров воды или газа;
  • СМС-сообщением – по короткому номеру отправляется значение на индикаторе прибора учёта;
  • по интернету – для каждого потребителя создаётся личный кабинет на местном портале, куда вводятся данные об объёме потреблённых ресурсов;
  • личным посещением бухгалтерии поставщика.

Передача показаний для г. Москва:

Способы передачи показаний для города – Москва

Способы передачи информации определятся техническими возможностями инфраструктуры региона, климатическими и прочими факторами.

Источник: https://PoUchetu.ru/interesnoe/kak-rasschitat-oplatu-za-vodu

Блог

Расчет коммунальной услуги по горячему водоснабжению

Пожалуй, одним из самых трудных для понимания в Правилах предоставления коммунальных услуг является пункт 54, который регулирует порядок определения стоимости услуг горячего водоснабжения (ГВС) и отопления в случае, если в МКД нет централизованного теплоснабжения и ГВС.

Данный пункт написан настолько «коряво», что многие попросту не могут разобраться в его «хитросплетениях».

В данной статье мы расскажем, как можно определить стоимость ГВС и отопления в ситуации, когда горячее водоснабжение и отопление производятся с использованием оборудования входящего в состав общего имущества МКД.

Начнем с изучения самого п.54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила).

В первом абзаце п.54 Правил указано, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества МКД, расчет стоимости коммунальной услуги отопления и (или) ГВС производится исходя из объема, потребленного при производстве вышеуказанных коммунальных услуг коммунального ресурса.

С учетом того, что согласно п.37 Правил расчетным периодом признается месяц, то для расчета стоимости услуги отопления и ГВС необходимо брать объемы коммунальных ресурсов, потребленных в течение месяца.

Давайте рассмотрим, как определяется стоимость ГВС при самостоятельном приготовлении.

Согласно абзацу 5 п.54 Правил размер платы потребителя за коммунальную услугу по ГВС (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения №2 к Правилам как сумма 2 составляющих:

  1. произведениеобъема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

  2. произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.

Вроде бы все логично, если в доме есть ГВС, значит, она откуда-то появилась. Соответственно в горячую воду входит стоимость холодной воды и затраты на ее подогрев до необходимой температуры, складывающиеся, в нашем случае, из стоимости тепловой энергии.

А теперь начинается самое интересное, а именно сам расчет стоимости одного кубического метра горячей воды.

Открываем формулу 20 приложения №2 к Правилам и видим следующее:

  

Данную формулу можно условно разделить на 2 части:

Первая часть – стоимость холодной воды в составе горячей. Тут вопросов, как правило, не возникает, так как объем потребленной услуги в конкретном помещении известен, а тариф на холодную воду установлен на уровне субъекта РФ.

Вторая часть – стоимость коммунальных ресурсов, необходимых для подогрева кубометра холодной воды до температуры, необходимой для предоставления ГВС.

Давайте разберем данную часть формулы 20 подробнее, а именно показатель – удельный расход на подогрев воды (далее по тексту – удельный расход).

Данный удельный расход в Правилах описывается как «удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению». Многие, прочитав данную формулировку, считают, что показатель удельного расхода всегда равен нормативу на подогрев холодной воды. Однако, это не так.

В Правилах отдельно описан порядок определения размера удельного расхода в ситуации, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета коммунального ресурса, который использован на подогрев горячей воды для целей ГВС и предоставления коммунальной услуги по отоплению. В такой ситуации удельный расход определяется по формуле 20.1 Правил:

Давайте разберем данную формулу на «части».

В числителе мы видим показатель V, который в Правилах обозначен как «объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома».

 В ситуации, когда в МКД услуги отопления и ГВС производятся с использованием оборудования входящего в состав общего имущества, управляющая организация (ТСЖ) в числителе формулы 20.1 указывает объем коммунального ресурса, который был израсходован на подогрев холодной воды и на отопление по показаниям общедомового прибора учета.

Вроде бы всё логично, но подогрев горячей воды может быть произведен:

  1. с помощью тепловой энергии полученной из тепловой сети;

  2. с помощью электрической энергии;

  3. с помощью газа.

В зависимости от используемого коммунального ресурса в числителе могут отображаться Гкал, Квт/часы или кубометры.

В нашем случае мы будем рассматривать подогрев воды с помощью тепловой энергии, полученной в МКД от РСО.

С числителем понятно, беремся за знаменатель, который состоит из суммы показателей Qгв и Qо, которые определяются как «количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил»;

Открываем п.54 Правил №354 и видим, что:

Общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, определяется:

  1. по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению;

  2. при отсутствии вышеуказанных приборов учета – как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по:

– показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей;

– объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета;

– объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.

Обратите внимание, что приборы учета по ГВС не определяют объем тепловой энергии, которая была потрачена на подогрев холодной воды до необходимой температуры, а лишь определяют объем потребленной горячей воды. Следовательно, для определения объема произведенной тепловой энергии для нужд ГВС и отопления необходимо просуммировать:

  1. объем потребленной тепловой энергии в помещениях, которые оборудованы ИПУ по отоплению;

  2. объем потребленной тепловой энергии в помещениях, которые не оборудованы ИПУ по отоплению, рассчитанной исходя из норматива потребления тепловой энергии на нужны отопления (с учетом абзаца 4 п.42.1 Правил с учетом правовой позиции КС РФ. Подробнее об этом здесь; 

  3. объем тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды на цели горячего водоснабжения.

    Как мы уже говорили выше, ИПУ по ГВС не определяют объем тепловой энергии, а значит, объем тепловой энергии на цели ГВС определяется «в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета», а именно как произведение объема потребленной услуги на величину норматива на подогрев холодной воды (по формуле 23 приложения №2 к Правилам);

  4. объем тепловой энергии, используемой в целях представления ГВС на КРСОИ, определяемый путем умножения норматива потребления ГВС на КРСОИ на площадь помещений входящих в состав общего имущества. 

В результате применения всех вышеописанных «неизвестных» в знаменателе формулы 20.

1 Правил №354 в месяцы, когда оказывается услуга отопления будет получаться величина «произведенной тепловой энергии», которая не будет совпадать с объемом коммунального ресурса «использованного за расчетный период на производство тепловой энергии». Как видно из рисунка ниже, формула 20.1 Правил №354 фактически вводит некий «корректирующий коэффициент» к нормативу на подогрев.

Согласно заложенному в Правила №354 порядку расчета, стоимость ГВС при самостоятельном приготовлении всегда будет «колебаться» в большую или меньшую стоимость по сравнению с домами, которые получают «готовую» ГВС с помощью централизованных систем.

С учетом того, что п.54 Правил №354 не регулирует порядок определения стоимости услуги отопления в отдельном помещении в МКД, для того, чтобы собственники не переплатили за ГВС лишнего и не заплатили меньше и применяется рассматриваемый нами порядок.

Минусы для потребителей при самостоятельном приготовлении ГВС очевидны:

  1. сложный для понимания порядок расчета стоимости ГВС;

  2. запредельная стоимость ГВС в летние месяцы, когда формула 20.1 Правил №354 полностью распределяет объем использованной тепловой энергии на ГВС в части индивидуального потребления (отопления то нет). Таким образом, в ситуации, когда суммарное потребление ГВС в МКД в летний период низкое, стоимость ГВС растет и наоборот;

  3. стоимости горячей воды,потребленной на содержание общего имущества, определяется исходя из норматива на подогрев, который в свою очередь устанавливается во всех регионах как «средняя температура по больнице».

    В тех МКД, где площадь помещений, входящих в состав общего имущества достаточно большая, существенная доля тепловой энергии, фактически израсходованной на предоставление коммунальных услуг (ГВС и отопление), перекладывается в состав жилищной услуги в виде КРСОИ.

 Учитывая все вышеприведенные мной минусы, многие собственники помещений и начали жаловаться на управляющие организации и ТСЖ из-за огромной стоимости кубометра горячей воды.

Представители ГЖИ (не говорим про всех, но некие индивидуумы есть), толком не разобравшись в хитросплетениях написанной командой их шефа А.В. Чибиса нормативно-правовой базы, начали бороться за права «неопределенного круга лиц» и выдавать предписания, в которых требовали расчета стоимости ГВС «в соответствии с действующим законодательством».

Минстрой в лице и.о. заместителя директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства О.А. Олейниковой «разродился» на письмо от 22.03.2017 №9268-ОО/04 «О порядке определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению».

Рассматривая в письме вопрос определения размера платы за ГВС при самостоятельном приготовлении, чиновники указали, что в п.

54 Правил №354 «предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Данный принцип обеспечивает распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

Если же использовать механизм распределения объема тепловой энергии, используемой на цели горячего водоснабжения, определенного коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в горячей воде, то будет складываться ситуация, при которой собственники помещений, несанкционированно подключившиеся к внутриквартирной системе горячего водоснабжения и тем самым потребившие больший объем тепловой энергии, будут оплачивать тепловую энергию в составе платы за горячее водоснабжение меньше, чем собственники помещений, в которых отсутствуют дополнительные теплопотребляющие устройства».

Правда, здорово?

Так ведь можно дойти и до оплаты лифта в зависимости от веса собственника и этажа. Сложно рассчитать, но справедливо же…

Отбросив очевидно прямо противоречащие Правилам доводы Минстроя, необходимо пользоваться нормами Правил, хоть это и дорого для потребителей коммунальных услуг.

С уважением, Юрий Кочетков

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.   

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/kommunalnye-uslugi/osobennosti-rascheta-gvs-pri-samostoyatelnom-prigotovlenii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.