Расчет на содержание общедомового имущества

Как рассчитывается плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества (ОДН)?

Расчет на содержание общедомового имущества

25 Март 2019

«ОДН» или «общедомовые нужды» – это устаревшее, но распространенное название коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества (КР на СОИ). Раньше они относились к коммунальным услугам, а теперь, по общему правилу, входят в расходы на содержание жилья.

Название поменялось, а вопросы потребителей и исполнителей коммунальных услуг остались прежними. Собственники задаются вопросом, «как меньше платить за ОДН».

Управляющие компании, ТСЖ и кооперативы ищут ответ, как уменьшить убытки, вызванные разницей между тем, что они собирают с населения, и тем, что требуют с них ресурсоснабжающие организации.

В статье рассказываем, как может происходить начисление платы в домах под управлением управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов.

Основные положения о порядке начисления платы содержатся в ч. 9.2 и ч. 9.3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ:

Если в доме не установлен общедомовой прибор учёта (ОДПУ), то размер платы устанавливается исходя из норматива потребления и тарифа. Нормативы потребления утверждаются региональными органами власти.

Если в доме имеется общедомовой прибор учёта, то размер платы устанавливается также: как произведение норматива на тариф.

Жилищный кодекс РФ предполагает в таком случае проведение последующего перерасчета размера расходов коммунальных ресурсов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством РФ.

Однако порядок такого перерасчета на момент написания статьи не установлен. Начисление по нормативу – это общее правило, из которого есть несколько исключений:

1. Случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета. В таком случае потребление ресурса определяется исходя из показаний этой системы учета при условии, если она обеспечивает возможность одномоментного снятия показаний.

2. Случай принятия на общем собрании собственников решения об определении размера потребления КР на СОИ:

2.1. исходя из среднемесячного объема потребления, с проведением перерасчета исходя из показаний общедомового прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ;

2.2. исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.

Таким образом, если потребление коммунальных ресурсов по ОДПУ выходит меньше, чем по нормативу, то жителям выгоднее провести общее собрание и принять решение о расчете платы исходя из показаний общедомового прибора учёта.

Если реальное потребление коммунальных ресурсов на содержание общего имущества превышает норматив, то такое общее собрание спешат проводить управляющие организации, ТСЖ и кооперативы, чтобы переложить перерасход на потребителей.

Нас спрашивают, должен ли учитываться норматив, если общее собрание собственников приняло решение о том, чтобы размер платы определялся исходя из показаний общедомового прибор учёта.

Раньше, когда ОДН было в составе коммунальных услуг, суды руководствовались п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Согласно этой норме объём ОДН не мог превышать объема, рассчитанного исходя из нормативов потребления, за исключением случаев, когда общим собранием собственников принято решение о распределении превышающей части (сверхнормативного потребления) между всеми помещениями пропорционально их размеру.

Сейчас действует похожая редакция этого пункта, теперь в ней упоминаются «норматив потребления коммунального ресурса», а не «коммунальной услуги», как было раньше. Правило про проведение общего собрания для распределения сверхнормативного потребления между помещениями сохранилось. Но суды толкуют и применяют эту норму по-разному.

Дело в том, что в Правилах содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, есть п.

29, согласно которому в случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает обязательный минимальный перечень, общее собрание собственников вправе принять решение о включении в плату за содержание расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, с учетом превышения нормативов потребления.

Как оценивают эти нормы суды? Есть 2 противоположные позиции.

1. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.06.2018 N Ф03-2477/2018 по делу N А59-5110/2017.

Собственники до внесения изменений в законодательство о переносе ОДН из коммунальных услуг в содержание и ремонт провели собрание, на котором приняли решение оплачивать сверхнормативное потребление за свой счёт.

Потом произошли изменения в законодательстве, но управляющая компания по-прежнему начисляла плату в полном объеме, исходя из показаний ОДПУ и свыше норматива.

Жилищная инспекция выдала предписание с требованием начислять по нормативу, но суд признал такое требование незаконным.

Суд, ссылаясь на п.

44 Правил предоставления коммунальных услуг, указал, что полностью распределить между собственниками объем потребления на ОДН, рассчитанный исходя из показаний ОДПУ, несмотря на его превышение над нормативом, можно только по решению самих собственников, принятому на общем собрании.

В материалах дела имелись протоколы собраний, согласно которым собственники приняли решения о том, что оплата за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды, в том числе сверх норматива, распределяется между всеми помещениями пропорционально размеру их площади.

«Принятые собственниками решения содержат волеизъявления о распределении между всеми собственниками помещений МКД оплаты за коммунальные ресурсы на ОДН в полном объеме, в том числе в части оплаты расходов за сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов на ОДН. Указанные решения не оспорены, являются действующими… Ввиду принятых решений, обязанность по оплате потребленной электроэнергии для общедомовых нужд, включая сверхнормативное потребление, возлагается именно на собственников».

Жилищная инспекция ссылалась на то, что коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества, и коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, – это разные вещи: первое входит в плату за содержание и ремонт, а не коммунальные услуги, а, значит, Правила предоставления коммунальных услуг на них не распространяется.

Суд разницы не увидел. Также он отклонил довод инспекции о том, что решения общих собраний потеряли актуальность после внесения изменений в Жилищный кодекс, указав, что «данные изменения не оказали влияние на распределение сверхнормативного потребления электроэнергии для общедомовых нужд».

Ссылалась жилищная инспекция и на Правила содержания общего имущества в подтверждение довода о том, что действующее законодательство не предусматривает возможность принятия собственниками решений об оплате коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, исходя из показаний ОДПУ в домах, где управляющая организация не выполняет работы и услуги по содержанию общего имущества свыше минимального перечня. Суд указал, что эта норма не относится к рассматриваемой ситуации.

До Верховного Суда РФ дело не дошло.

2. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2018 N 07АП-10815/2018(1).

В этом споре уже сам суд сослался на п. 29 Правил содержания общего имущества, на который обращала внимание суда ГЖИ из прошлого примера.

По мнению судов, превышение норматива потребления допустимо только в случае, если перечень работ, оказываемых управляющей организацией, превышает минимальный и по этому вопросу принято соответствующее решение общего собрания собственников.

«Положения статьи 156 Жилищного кодекса РФ нельзя рассматривать отдельно от положений Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. В связи с чем, даже принятие решения общим собранием собственников об оплате исходя из фактических показаний ОДПУ должно производиться не выше норматива потребления, в случае если перечень работ не превышает минимальный».

«Действующее законодательство четко разграничило понятия коммунального ресурса, потребляемого на содержание общего имущества и коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. В связи с чем, также необходимо обратить внимание на п. 44 Правил, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.

2011 N 354, согласно которому: размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 Правил, в доме, оборудованном ОДПУ… Данный пункт предусматривает порядок определения объема коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды, предъявляемый к оплате гражданам при непосредственной форме управления, а также, в случае если способ управления не выбран, либо не реализован.

Сверхнормативное распределение коммунальных услуг на общедомовые нужды в данном случае допускается при наличии такого решения собственников.

Данное решение не распространяет свое действие на способ управления – управляющей организацией, при котором уже не существует понятие коммунальных услуг на общедомовые нужды».

В этом деле суды наоборот отклонили ссылки управляющей организации на протокол общего собрания, проведенного до внесения изменений в жилищное законодательство, как основание для сверхнормативного распределения объема коммунальных услуг, предоставленных на ОДН, «поскольку с 01.01.

2017 коммунальные услуги на ОДН стали относиться к жилищной услуге. Законодательно закреплено разделение коммунальной услуги и коммунального ресурса.

Вышеуказанный протокол регламентирует порядок распределение именно коммунальной услуги и не распространяет свое действие на коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества».

Источник: http://domscanner.ru/article/85

Расчет платы за ОДН: электроэнергия, вода, общее имущество МКД

Расчет на содержание общедомового имущества

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ расскажет о новых правилах расчета платы за ОДН (общедомовые нужны) и на содержание общего имущества многоквартирного дома (ОИ МКД).

Как будут платить за содержание общего имущества?

В течение 2017 года значительно изменяется структура платы за жилое помещение (ст. 154 ЖК РФ). Помимо платы за коммунальные услуги и взносов на капремонт с января в нее включена плата за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома (п. 2 ч. 1 ст.

154 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ). К таким ресурсам отнесены холодная и горячая вода, электроэнергия, а также учитывается отведение сточных вод в целях содержания ОИ МКД.

Там же указывается, что размер платы за ресурсы на ОИ МКД не может превышать нормативы потребления комуслуг на общедомовые нужды в субъекте РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года (ч. 10 ст.

12 Закона), а до 1 июня 2017 года в субъектах должны быть установлены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания ОИ МКД (п.2 Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме»).

Если до 1 июня на федеральном и региональном уровнях не будут утверждены новые нормативы потребления, взимание коммунальных платежей на содержание дома станет незаконным. В связи с этим продолжают вносить изменения в жилищное законодательство и давать разъяснения, как рассчитывать плату в переходный период.

В Письме Минстроя РФ N 12368-А4/04 «Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания ОИ МКД» разъясняется, как должны учитываться нормативы потребления комуслуг на ОДН и показания общедомовых счетчиков, за какие помещения в составе общего имущества нужно платить.

Кроме того, 14 апреля 2017 года в первом чтении Госдумой принят законопроект № 113667-7, изменяющий ч. 10 ст. 12 Закона. В случае окончательного принятия она будет дополнена положениями о том, когда необходимо собрание собственников помещений в МКД для установления размера платы и когда оно не требуется.

Что разъяснил Минстрой РФ?

До 1 января 2017 года расходы на ОДН высчитывался как разница между показаниями общедомовых и индивидуальных счетчиков: из расходов на воду для уборки лестничных площадок, электричество для домофонов и лифтов и др. вычиталась сумма, соответствующая показаниям счетчиков в квартирах или нормативам.

Получившееся значение делилось между всеми собственниками пропорционально занимаемой площади. С 2017 года расходы определяются по нормативам. Однако региональные власти часто нарушают правила утверждения нормативов (см. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г.

N 306), неверно используя в формулах площади общего имущества, а также не учитывая определенные конструктивные и технические параметры МКД, что приводит к завышению нормативов (например, в двух соседних областях с равными экономическими показателями нормативы могут отличаться в два раза).

В связи с этим Минстрой дал необходимые разъяснения по расчету нормативов органами власти субъектов РФ и объема коммунальных ресурсов, за который платят собственники конкретной квартиры или нежилого помещения.

Нормативы ОДН – как рассчитываются?

Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на ОДН рассчитываются по формуле 26 приложения N 2 к Постановлению N 306.

При этом при расчете ОДН на воду учитывается суммарная площадь помещений, не являющихся частями квартир: межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны и иных помещений, согласно паспорту МКД обслуживающих более одного помещения и не принадлежащих отдельным собственникам.

Расчет ОДН по электроэнергии производится по формуле 34 приложения N 2 в отношении суммарной площади помещений общего имущества в МКД, перечисленного в п.п. 1, 2 ч.1 ст.

36 ЖК РФ: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации иное оборудование, обслуживающее более одного помещения в данном доме.

Кроме того, должно учитываться электроснабжение помещений для удовлетворения социально-бытовых потребностей (досуг, спорт, культура и т. п.), не принадлежащих отдельным собственникам. О нарушениях, допущенных при расчете ОДН и последующем утверждении нормативов можно сообщать в госжилинспекцию.

Расчет ОДН – за что платят собственники?

При расчете платы за ресурсы на содержание общего имущества МКД помимо указанных нормативов нужно учитывать объем коммунальных ресурсов в целях содержания ОИ МКД, приходящийся на каждую квартиру или нежилое помещение в собственности.

В отсутствие общедомовых счетчиков или в случае превышения показаний счетчиков над нормативами по состоянию на 1 ноября 2016 года этот объем рассчитывается по формуле 15 приложения N 2 к Постановлению N 306 с учетом площади жилых и нежилых помещений (так же, как объем ресурсов на ОДН за месяц (расчетный период), то есть: V = Nодн * Sои * (Si / Sоб), где

Nодн – норматив потребления коммунальной услуги на ОДН (если норматив потребления коммунального ресурса в целях содержания ОИ МКД не установлен) или норматив потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания ОИ МКД за расчетный период, утвержденный по правилам N 306;

Sои – общая площадь помещении, входящих в состав ОИ МКД (та же площадь, в отношении которой рассчитываются нормативы потребления комслуг на ОДН)

Si – общая площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, в плату за жилое помещение в плату должна включаться разная площадь общего имущества для разных коммунальных ресурсов. Расходы по оплате ресурсов на общее имущество определяются в соответствии с показаниями общедомовых счетчиков, если:

  • объем ресурсов по счетчику ниже объема, рассчитанного по нормативу потребления комуслуг на ОДН;
  • собранием собственников принято решение о распределении между ними объема ресурсов на ОИ МКД, превышающего объем ресурсов, рассчитанный по нормативу потребления ком услуг на ОДН.

Согласно Законопроекту № 113667-7, если такое решение не принято, расходы на содержание ОИ МКД будут включены в плату за содержание жилого помещения в размере стоимости объемов коммунальных ресурсов, рассчитанных по нормативам потребления коммунальных услуг на ОДН.

Также законопроект предусматривает изменение размера платы за жилое помещение соответственно изменениям оплаты ресурсов на ОИ МКД в связи установлением (изменением) тарифа или норматива потребления коммунального ресурса в целях содержания и использования ОИ МКД.

Для этого решение собрания собственников не потребуется.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a0aef397ddde869a364ae05/raschet-platy-za-odn-elektroenergiia-voda-obscee-imuscestvo-mkd-5a23fe163dceb73d7e7fafd0

Расчет размера платы на содержание общего имущества

Расчет на содержание общедомового имущества

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 апреля 2017 г. № 12368-АЧ/04

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ,

ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАСЧЕТЕ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ

РЕСУРСЫ В ЦЕЛЯХ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА

В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ

  В связи с обращениями, поступающими в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу расчета размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ (далее – размер платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества) сообщаем следующее.

 Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, применяемые до утверждения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – уполномоченные органы) нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлены уполномоченными органами в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306).      При расчете по формуле 26 приложения № 2 к Правилам № 306 нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.      При расчете по формуле 34 приложения № 2 к Правилам № 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.

    При применении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды для расчета платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества следует учитывать нижеследующее.

    Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества (в случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов или превышения их показаний над нормативами потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, действующими на 01.11.2016), по мнению Минстроя России, рассчитывается аналогично расчету приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, установленному формулой 15 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

    Таким образом, приходящийся в указанном случае на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, по мнению Минстроя России, рассчитывается следующим образом:

V= Nодн × Sои × (Si /Sоб),

где:

   Nодн – норматив потребления соответствующей коммунальной услуги на общедомовые нужды (в случае отсутствия установленного норматива потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) или норматив потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами № 306;

        Sои – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

   При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной и горячей воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;

  При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов;

        Si – общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

        Sоб – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

    Таким образом, расчет платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предусматривает включение разной площади общего имущества для разных коммунальных ресурсов.

    Вместе с тем, имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с нарушениями Правил № 306 в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в многоквартирном доме. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам государственного жилищного надзора в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.       Также обращаем внимание, что в соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.

      Таким образом, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежит определять исходя из фактического потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, в случаях:

– если объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, рассчитанный по показаниям таких приборов учета, предъявляемый к оплате собственникам помещений, будет ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;

– если собственниками помещений на общем собрании принято решение о распределении на всех собственников помещений объема коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, превышающего объем коммунальных ресурсов, рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

А.В.ЧИБИС

_______________________________________

Источник: https://xn--80almfnfiqx.xn--p1ai/odn2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.