Распоряжение государственной собственностью

Государственная и муниципальная собственность организаций

Распоряжение государственной собственностью

Определение 1

Государственная и муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее государству или муниципалитетам на праве собственности.

Формирование имущества государственных и муниципальных предприятий обеспечивается за счет следующих источников:

  • во-первых, имущества, переданного предприятию на праве оперативного управления или хозяйственного ведения государством или муниципалитетом;
  • во-вторых, доходов, получаемых предприятием от осуществления своей деятельности;
  • в-третьих, иных источников, допускаемых законодательством.

Замечание 1

Возникновение прав использования имущества, передаваемого предприятиям государством или муниципалитетами, начинается с момента получения этого имущества. Исключения могут предусматриваться только федеральным законодательством или решениями собственника имущества.

Правительство России регулирует порядок осуществления права оперативного управления и хозяйственного ведения в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности за пределами страны, а также в отношении долей, паев, ценных бумаг, находящихся за пределами страны.

Особенности распоряжения государственной и муниципальной собственностью организаций

Законодательство наделяет государственные и муниципальные предприятия правом распоряжения движимым имуществом, выделенным ему государством или муниципалитетом на праве хозяйственного ведения. Причем законодательством предусмотрены исключения в случае самостоятельного распоряжения таким имуществом на уровне федерального законодательства и иных нормативно-правовых актов.

Государственные и муниципальные предприятия не имеют права продажи принадлежащего им недвижимого имущества, сдачи этого имущества в аренду, внесения имущества в залог, в уставный капитал других организаций без получения согласия от собственника имущества, в качестве которого выступает государство или муниципалитет. Иные способы распоряжения государственным и муниципальным недвижимым имуществом также требуют получения согласия собственника.

Организация получает право на распоряжение недвижимой или движимой государственной и муниципальной собственностью в рамках пределов, позволяющих ей осуществлять свою деятельность, достигать целей и задач, определенных уставом этой организации. Сделки с государственной и муниципальной собственностью, осуществленные организациями, нарушающие эти требования, признаются ничтожными.

В отношении государственной и муниципальной собственности организаций установлен запрет на совершение сделок, которые связаны с предоставлением поручительств, займов, получением гарантий от банка, иных обременений, уступками требований, переводами долгов, заключением договоров простого товарищества. Для совершения любой из указанных сделок требуется получение согласия собственника.

Характеристика видов и размера совершения сделок с государственной и муниципальной собственностью организациями без получения согласия собственника определяется в уставе государственного и муниципального предприятия.

В отношении государственных и муниципальных земельных участков, арендованных организациями, установлены следующие запреты:

  1. организации не имеют права сдачи таких земельных участков в субаренду;
  2. организации не имеют права передачи своих прав и обязанностей по договору аренды иным лицам;
  3. организации не могут передавать права на аренду в залог;
  4. организации не могут вносить права на аренду в уставные капиталы других организаций или кооперативов.

Получение согласия собственника государственного или муниципального земельного участка, предоставленного организациям в аренду, позволяет организациям:

  • во-первых, осуществлять сдачу земельных участков или их частей в субаренду;
  • во-вторых, передавать свои обязанности и права по договору аренды земли или их часть иным лицам, выступающим в качестве концессионеров.

Собственность казенных государственных и муниципальных предприятий

Государственной и муниципальной собственностью наделяются казенные предприятия. Казенные предприятия делятся на государственные в составе федеральных и региональных, а также муниципальные.

В соответствии с законодательством федеральным казенным предприятиям дано право отчуждения или иного распоряжения собственностью только при наличии согласия Правительства России или органа федеральной исполнительной власти, уполномоченного на выдачу такого согласия.

Региональные казенные предприятия имеют право отчуждения или иного распоряжения их собственностью только при наличии согласия органа государственной власти регионального уровня, уполномоченного на это.

Муниципальные казенные предприятия имеют право на отчуждение или иное распоряжение их собственностью только при наличии согласия органа муниципального управления, уполномоченного на его выдачу.

Замечание 2

Виды и размеры сделок, которые требуют получения согласия собственника имущества казенных предприятий, утверждаются в уставе этих предприятий.

Для государственных и муниципальных казенных предприятий установлены пределы прав распоряжения принадлежащей им собственностью, которые ограничены предоставлением им возможности осуществления деятельности, цель и предмет которой закреплены в уставах этих предприятий.

Государственным и муниципальным предприятиям, выступающим в качестве арендаторов земельных участков, являющихся государственной и муниципальной собственностью, запрещено:

  • во-первых, осуществлять сдачу таких земельных участков в субаренду;
  • во-вторых, осуществлять передачу своих прав и обязанностей по договору аренды иным лицам;
  • в-третьих, осуществлять передачу прав аренды в залог;
  • в-четвертых, осуществляет внесение права аренды в уставные капиталы других организаций и кооперативов.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/municipalnaya_sobstvennost/gosudarstvennaya_i_municipalnaya_sobstvennost_organizaciy/

Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом

Распоряжение государственной собственностью

Согласно положениям российской Конституции, государственная собственность в нашей стране делится на федеральную и региональную. Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Данное полномочие относится к ведению федеральных государственных структур, о деятельности которых будет подробно рассказано далее.

Понятие федеральной собственности

Для начала следует рассмотреть само понятие федеральной государственной собственности. Это имущество, а также совокупность продуктов и средств производства, которые полностью или частично принадлежат государству. Подобное право закреплено в статье 214 российского Гражданского кодекса. Вот что относится к имуществу федерального характера:

  • оборонное производство и его объекты;
  • автомобильные дороги и организации, их обслуживающие;
  • объекты народного хозяйства;
  • вооруженные силы и войсковое имущество;
  • природные ресурсы и богатства страны, объекты культурного наследия.

К ведению муниципальной собственности относится имущество регионов. Имущество регионального характера не входит в состав федерального.

Управление федеральной собственностью

Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Работа с государственным имуществом относится к ведению властных структур. Российское законодательство закрепляет целую систему институтов и органов власти, которые обязаны распоряжаться и владеть государственным имуществом.

На федеральном уровне существует несколько государственных органов, распределенных по трем властным группам: законодательной, судебной и исполнительной. Между всеми органами существуют тесные юридические связи.

Над всеми органами власти находится глава государства – президент РФ. Именно президенту отводится главная роль в управлении государственной собственностью.

Он издает распоряжения и указы, на основании которых и работают все остальные органы власти.

Правительство, как основной исполнительный орган власти, осуществляет управление федеральной собственностью при помощи своих министерств. Законодательный орган, Парламент, издает лишь нормативные акты, касающиеся управления государственным имуществом. Судебные инстанции контролируют имущество, а в случае нарушений – судят виновных лиц. Далее будет рассказано про исполнительные министерства.

Цели и задачи работы

Для чего вообще необходимо управление объектами федеральной собственности? Какие цели и задачи стоят при реализации рассматриваемой политики? Во-первых, необходимо качественное обеспечение свободной хозяйственной деятельности и единства социально-экономического пространства. Должна разрабатываться инвестиционная политика. Необходимо также принимать меры по ее реализации.

Во-вторых, социально-экономическое развитие необходимо качественно прогнозировать. Для этого следует учитывать имеющуюся собственность, а также сравнивать ее с показателями прошлых лет. Нужно формировать мобилизационный экономический план, с помощью которого можно было бы обеспечивать функционирование всех государственных отраслей.

Принципы работы

Согласно федеральным законам о собственности в РФ, работы по управлению общегосударственным имуществом должны осуществляться в строгом соответствии со следующими принципами, идеями и правовыми началами:

  • обеспечение единства социально-экономического пространства;
  • формирование экономического плана по реализации работ в оборонных отраслях;
  • планирование деятельности инвестиционного характера с принятием мер по ее последующей реализации;
  • реализация государственной политики в сфере международного и финансово-экономического взаимодействия;
  • принятие мер по защите российского производителя.

Итак, кто управляет федеральной собственностью в РФ? Это все органы власти, но в большей степени – российское Правительство, на которое возлагаются основные функции и первоочередные задачи по контролю за государственным имуществом.

Счетная палата является неправительственным органом, который осуществляет контроль за эффективностью траты средств из общегосударственного бюджета. Формируется Счетная палата по распоряжению Федерального собрания, то есть Парламента.

Государственная Дума РФ, нижняя парламентская палата, наделяет рассматриваемый орган полномочиями, а также назначает его председателя. Совет Федерации, верхняя палата Собрания, назначает на должность зам. руководителя Счетной палаты.

В своей деятельности представленный орган руководствуется Конституцией и отдельными федеральными законами.

В полномочия Счетной палаты входят следующие моменты:

  • исполнение федерального бюджета;
  • контроль за банковской системой;
  • проведение экспертиз и проверок;
  • информирование парламентских палат о выполняемой работе;
  • контроль за средствами внебюджетного характера.

Отдельно следует заметить, что Счетная палата обязана активно взаимодействовать с прочими федеральными службами, собственность государства для которых является основным предметом деятельности.

Министерство экономического развития

Федеральная собственность Российской Федерации находится под управлением множества правительственных министерств. При этом основной инстанцией здесь будет Минэкономразвития – министерство, обладающее большим количеством полномочий в области народного хозяйства. В задачи представленного министерства входит следующее:

  • прогнозирование производственных объемов и активное формирование политики по приватизации;
  • составление предложений по формированию и внедрению в действие экономического государственного сектора, а также прогнозирование его дальнейшей работы;
  • активное участие в управлении федеральной собственностью и в создании качественной приватизационной политики;
  • работа с планами по реформированию и ведению общего методического управления предприятиями и властными институтами.

Министерство должно активно сотрудничать с прочими правительственными инстанциями, а также со Счетной палатой РФ.

Общая характеристика Росимущества (Федерального агентства по управлению федеральным имуществом)

Росимущество находится в структуре Министерства экономического развития. Именно этот орган занимается непосредственным управлением государственной собственностью. Структура работает в области земельных правоотношений. Она реализует свои полномочия по предоставлению государственных услуг.

Росимущество призвано управлять государственной собственностью, осуществлять анализ приватизационных процессов, исследовать маркетинговые, научно-технические и социологические аспекты. На основе полученных данных должны вноситься предложения по модернизации существующих экономических механизмов и методов.

Росимущество обязано рассматривать проблему модернизации государственных акционерных обществ. Должны разрабатываться программы по проведению земельных реформ. Необходимо также составлять нормативные акты, связанные с вопросами владения, распоряжения, учета, приватизации и контроля над федеральной собственностью.

Структура Федерального агентства по управлению федеральным имуществом

Основные полномочия в Росимуществе играет Центральный аппарат. В его состав входят начальники и заместители министерства – так называемое руководство. У каждого руководителя должны быть помощники, входящие в совещательную группу. Сам Центральный аппарат занимается управлением структурными подразделениями.

На какие управления делятся структурные подразделения? Это земельные фонды, в ведении которых находится управление и контроль за федеральной земельной собственностью, это правовое управление, правоохранительные и финансовые ведомства, информационные структуры, материально-технические инстанции и т.д.

Таким образом, ответ на вопрос о том, кто управляет федеральной собственностью в РФ, довольно прост: это все государственные властные органы, особую роль среди которых играет ЦК Росимущества.

Компетенция Росимущества

Рассматриваемое федеральное агентство имеет ряд региональных подразделений. Все они сформированы Росимуществом для удобства управления любым муниципальным образованием. При этом функции как у федеральной инстанции, так и у территориальных подразделений, одинаковые. Вот, что здесь следует выделить:

  • формирование, ведение и модернизация реестра материальных ценностей, которые находятся в конкретных регионах;
  • организация и контроль приватизационной программы;
  • оформление акционерных сертификатов и передача их Росимуществу;
  • изъятие госимущества, переданного в оперативное управление;
  • учет арендных договоров;
  • предоставление согласия на пользование объектами, которые находятся в хозяйственном ведении;
  • назначение и проведение ревизионных и инвентаризационных проверок;
  • проведение экспертных работ по оцениванию федеральной собственности.

Таким образом, Росимущество обладает громадным количеством полномочий в отношении общегосударственного имущества.

Право федеральной собственности

Дабы понять, что именно представляет собой право на федеральную собственность, следует обратиться к статье 214 Гражданского российского кодекса.

Именно в этой норме закона сообщается, что в федеральной собственности находятся земли, природные ресурсы, а также отдельные виды имущества, расположенные в регионах Российской Федерации.

Речь идет о краях, автономных округах и областях, республиках и городах федерального значения.

Имущество, которое находится в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями и предприятиями во владение, распоряжение и пользование. Средства от федерального имущества составляют государственную казну России.

Источник: https://FB.ru/article/351999/kto-upravlyaet-federalnoy-sobstvennostyu-v-rf-federalnoe-agentstvo-po-upravleniyu-federalnyim-imuschestvom

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.