Распоряжение земельными участками

Закон о внесении изменений в Земельный кодекс

Распоряжение земельными участками

Принят Государственной Думой 5 апреля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 7 апреля 2006 года

Статья 1

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 16 слова “Федеральным законом “О разграничении государственной собственности на землю” заменить словами “настоящим Кодексом и федеральными законами”;

2) пункт 2 статьи 17, пункт 2 статьи 18, пункты 2, 4 статьи 19 признать утратившими силу.

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148; 2003, N 28, ст. 2875; N 50, ст. 4846; 2004, N 41, ст. 3993; 2005, N 1, ст. 17; N25, ст. 2425; 2006, N 1, ст. 3, 17) следующие изменения:

1) пункт 10 статьи 3 изложить в следующей редакции:

“10. Распоряжение земельными участками, указанными в статье З1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.”;

2) дополнить статьей 31 следующего содержания:

“Статья 31

1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

4. К собственности субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.

5.

Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.”.

Статья 3

Главу IV Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.

3594; 2001, N 11, ст. 997; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3081; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 15, 22, 40; N 50, ст. 5244; 2006, N 1, ст.

17) дополнить статьей 301 следующего содержания:

“Статья 301. Государственная регистрация права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю

1. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

2. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.”.

Статья 4

Признать утратившими силу:

1) пункт 8 части первой статьи 49, пункты 2, 3, 7, 8, 9 и 10 статьи 51, пункты 15 и 16 части первой статьи 55, пункты 2, 3, 8, 9 и 10 статьи 60, пункты 16 и 17 части первой статьи 66, пункты 2, 3, 8, 9 и 10 статьи 71 Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 года N 1550-I “О местном самоуправлении в Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 29, ст. 1010; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 46, ст. 2618);

2) Федеральный закон от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 30, ст. 3060);

3) абзац второй пункта 3 статьи 28 и пункт 14 статьи 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 251);

4) пункты 2, 3 и 4 части 1 статьи 15 и статью 20 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5276).

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2006 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Источник: https://rg.ru/2006/04/21/zemkodeks-izmenenia-dok.html

Новые законы о земельных участках в 2020 году

Распоряжение земельными участками

Все собственники земельных участков, которые не прошли межевание, в одночасье стали просто пользователями, которые могут только использовать участок для своих нужд.

Продать, подарить, вписать участок в наследство, заложить его в банке и т.д., теперь нельзя, пока запись об участке не появится в едином госреестре недвижимости.

А эта запись может появиться только после процедуры межевания.

Согласно нововведениям в земельное законодательство земельные участки подлежат обязательной регистрации в ЕГРН. Если собственника не могут найти в реестрах на протяжении пяти лет, его землю могут признать бесхозяйной, и тогда она отойдёт государству.

Многие приобретали недвижимость ещё при советской власти, и далеко не все наши дедушки и бабушки позаботились о постановке земельного участка на регистрационный учёт.

Поэтому для тех, кто получил такие земли по наследству, дарению или иным способом должны обязательно поставить её на регистрационный учёт, чтобы не потерять своё право собственности.

Новый закон о земельных участках 2020

Следует поспешить узаконить свои права на владение тем или иным земельным наделом, ведь с первых чисел января 2020 года парламент планирует установить беспрекословный запрет на распоряжение теми участками, в отношении которых не было проведено межевание. Соответственно, если межевание до 2020 года не было оформлено, то любому физическому лицу будет официально запрещено распоряжаться землей.

Изменения в земельном законодательстве с января 2020 года: действительно ли собственников лишат земли? Поправки в Закон о недвижимости, вступающие в силу в начале 2020 года, наделали много шума. Над владельцами земельных участков нависла угроза их изъятия. Действительно ли новый закон позволяет государству лишать собственников земли? И кого коснутся данные изменения?

Особенности нового закона по межеванию земельного участка бесплатно в 2020 году

Изменения в земельном законодательстве, в частности, в определении границ участков, породило массу спекуляций. Окончание «дачной амнистии» в декабре 2020 года обязало собственников наделов оформлять документы за свой счет. Уже сейчас невозможно межевание дачного земельного участка бесплатно, новый закон однозначно трактует, что это делается за счет собственников.

Установление фактических границ надела необходимо для составления корректной кадастровой карты. В ней указываются характеристики всех участков, в том числе площади, назначение и места расположения с соседними. Эта информация нужна для начисления правильной суммы налога.

Как сделать межевание земельного участка в 2020 году

Как проводят обязательное межевание земельного участка с 1 января 2020 года? Кадастровым инженером принимается обращение землепользователя, и на основании полученной от собственника документации проводится межевание.

Потом информацию о результатах межевания исполнитель кадастровых работ должен принести в Росреестр, чтобы внести сведения в Единый государственный кадастр недвижимости, либо эти сведения самостоятельно предъявляет муниципалитет в Росреестр в форме карты-плана (итоговая документация комплексных работ).

Так или иначе, необходимая информация будет внесена в кадастр без участия собственника, если он обратится к исполнителю комплексных работ и предоставит необходимые данные.

Рекомендуем прочесть: Налог на выигрыш в лотерею в россии

Каждый гражданин России при оформлении любого вида земельного участка обязательно должен зарегистрировать его в кадровом регистре.

Но эту операцию невозможно провести, если отсутствует специальный межевой план на участок.

Как это было и раньше, такой план нужен для обозначения чётких границ и координат местонахождения территории, однако межевой план с 1 января 2020 года будет несколько изменён.

Что такое межевание земельного участка по новому закону 2020 года

Заказчиком комплексных кадастровых работ может выступать муниципальное образование или Министерство имущественных отношений региона. Уточнить, включен ли его участок в проект межевых работ, собственник может, обратившись в одну из этих структур. Запрос лучше оформить в письменном виде.

С вступлением в силу поправок в Земельный кодекс РФ межевание земельного участка приняло обязательный характер. Межевание участка является необходимым условием владения землей по праву и ее распоряжением. Эту процедуру законодатель планирует завершить до конца 2020 года. Тем, кто этого не сделает, станет невозможным узаконить постройки на данном участке, а также продать его, подарить и т.д.

Новый порядок изъятия земельных участков в 2020 году: что нужно знать, чтобы не стать жертвой произвола

Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.

Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.

По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.

Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.

«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.

Новые изменения в законе о земельных участках 2020 года

В дальнейшем разрешить ситуацию и вернуть назад участок будет затруднительно и возможно лишь через суд. Важным моментом также является тот факт, что если надел был поставлен на учет до 2012 года, то значиться в Госкадастре он не будет. Существенно пострадать в такой ситуации могут дачники, которые еще не успели выполнить регистрацию.

Основная сложность процедуры постановки на учет имущества заключается в том, что придется не только подавать официальное заявление в Госкадастр на регистрацию, но и обращаться к геодезистам и проводить межевание. Само по себе мероприятие считается достаточно дорогостоящей и длительной процедурой.

Рекомендуем прочесть: Перевозка детей в автомобиле с 1 июня 2020 года на переднем сиденье

Алгоритм межевания земельного участка в 2020 году

Процедура межевания может проводиться только квалифицированными специалистами, который должен иметь лицензию. Выбор компании осуществляется на основании следующих признаков: наличие аттестации, количество аттестованных инженеров (их должно быть более трех человек) и сведения об инженере в Росреестре.

передается во владение или пользование другому гражданину (сюда включены и территории муниципальных или государственных властей);

который перераспределяется в зависимости от каких-либо обстоятельств;

который должен разделяться, передаваться или объединяться.

Можно ли провести межевание земельного участка бесплатно

​Новый закон о земельном кадастре вступил в силу с 01.01.2020 г. С его принятием многое меняется в процедуре регистрации прав на землю и внесении данных о земельных участках в кадастр.

Создается новая единая учетно-регистрационная система и единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Все сведения, которые уже содержатся в кадастре, будут перенесены в ЕГРН.

Эта система будет создаваться постепенно, но все новые регистрационные мероприятия будут происходить уже в соответствии с вступившим в законную силу законом.

Комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии со специальной федеральной программой. Ее реализация позволит сократить число неучтенных участков и расширить налогооблагаемую базу. Для землевладельцев тоже плюс – они смогут бесплатно получить документы на свою собственность.

Новый закон о садоводстве с 1 января 2020 года

Ранее на учет ставились участки с различными разрешенными использованиями. В соответствии с новым законом участки с разрешенным использованием «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства», «для дачного строительства» с 1 января 2020 года считаются садовыми земельными участками.

До 1 января 2024 года на рассмотрение общего собрания должен быть вынесен вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования (в том числе земельного участка общего назначения), принадлежащего товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность садоводов пропорционально площади их участков.

Межевание земельного участка бесплатно новый закон 2020 в крыму

Подготовить документы. В большинстве случаев достаточно выписки из ЕГРН и паспорта. Заказать информацию из ЕГРН можно в электронном виде. Для этого рекомендую сервис Ктотам. Про, который присылает готовую выписку в течение часа. Стоимость та же, что и в МФЦ — 250 рублей. Данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП);

Как уже было замечено, мероприятие должно осуществляться специализированными компаниями или предпринимателями, имеющими официальное разрешение на занятие такой деятельностью.

Поскольку оборудование и сама лицензия имеют высокую стоимость, процедура межевки, чаще всего, носит платный характер и стоимость ее весьма внушительна.

Для многих землевладельцев это становится существенным препятствием при исполнении требований закона.

Межевание земельного участка до 2020 года: закон

Инициатором периодически выступает хозяин участка, а также чиновники. От землевладельца требуют только необходимые бумаги, а также доступ к обозначенной территории. Вдруг о проведении обязательного межевания на дачах просите Вы или кто-то из соседей, то временные рамки согласовываются, и приходит письменное уведомление.

По сути, людям начинает казаться, что в межевании их территории заинтересовано исключительно государство, так как это чревато новыми налоговыми платежами. Но, в данном положении вещей также реально найти и опровержение, геодезисты все могут объяснить доступным языком.

Источник: https://www.law40.ru/zemelnoe-pravo/2020-05-14/novye-zakony-o-zemelnykh-uchastkakh-v-2020-godu

Муниципальные образования как субъекты права распоряжения земельными участками

Распоряжение земельными участками

Разместил: Егоров Константин Михайлович Юридическая пресса 14.10.

2008

Актуальность темы настоящей статьи обусловлена происходящими изменениями земельного законодательства в области регулирования отношений по распоряжению земельными участками, находящимися как в собственности муниципальных образований, так и находящимися в неразграниченной государственной собственности. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г.

N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон) муниципальное образование определяется как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения .——————————–

СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

В соответствии с указанным Законом местное самоуправление должно осуществляться на всей территории Российской Федерации. При определении территорий вновь образованных муниципальных образований следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона вся территория субъектов Федерации должна быть разграничена между сельскими и городскими поселениями, городскими округами.

Только в субъектах Федерации, имеющих низкую плотность населения, допускается наличие территорий, не включенных в состав территорий поселений. Среди прочих объектов имущества, которые могут находиться в муниципальной собственности, Законом указываются и земельные участки. Муниципальная собственность в ст.

50 Закона логически разделяется на собственность поселений, муниципальных районов и городских округов.

Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относит:

  • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
  • земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
  • иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки.

Таким образом, к земельной собственности поселения относятся земельные участки, в границах соответствующих поселений, за исключением земельных участков, находящихся в частной собственности, собственности РФ и субъектов РФ.

Относительно муниципальных районов в Законе отражена тенденция по закреплению в их собственности лишь тех земельных участков, которые не находятся в границах поселений. Примером могут служить земельные участки, на которых располагаются обособленные водные объекты в пределах межселенной территории, относящейся к соответствующему муниципальному району.

Несмотря на стремление законодателя максимально разграничить земельную собственность между поселениями и муниципальными районами и исключить столкновение интересов в этой сфере, представляется неизбежным возникновение конфликтов, предопределяемых сложностью заложенной в Законе двухуровневой структуры муниципальных образований.

Особое внимание при разрешении указанных проблем, по-видимому, следует уделить вопросу о порядке установления и изменения границ муниципальных образований.

В этой связи несколько подробнее хотелось бы определить правовой статус территорий муниципальных образований. В ст. 11 Закона установлено, что:

  • территория субъекта РФ, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями;
  • территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
  • территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
  • в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
  • в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;
  • размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения;
  • границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта;
  • территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения;
  • территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
  • границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения.

Также данной нормой установлено понятие межселенной территории, к которой отнесены территории внутри муниципальных районов, не занятые поселениями, на территориях с низкой плотностью населения.

К таким территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в РФ.

Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

Таким образом, мы видим, что к собственности муниципальных районов законом отнесены лишь земли, находящиеся на межселенных территориях.

Муниципальные районы не могут и не должны распространять свои полномочия на земельные участки, отнесенные к собственности поселений, находящихся на их территории.

Выше речь шла о реализации полномочий по распоряжению земельными участками их непосредственным собственником, так как прежде всего Конституцией Российской Федерации и действующим Гражданским кодексом РФ возможностью свободного осуществления правомочий владения, пользования и распоряжения землей наделены собственники соответствующих земельных участков. Однако большая часть публичных земель (земель, не находящихся в собственности граждан и юридических лиц, – частной собственности) на настоящее время по-прежнему находится в неразграниченной государственной собственности.

Как известно, общее правило, предусмотренное Федеральным законом от 25 октября 2001 г.

N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (далее – Вводный закон), заключается в том, что право распоряжения земельными участками из состава земель, находящихся в государственной собственности и не прошедших процедуру разграничения, предоставлено органам местного самоуправления. Причем до недавнего времени в Законе отсутствовала определенность, муниципальные образования какого уровня должны и могут осуществлять указанные полномочия.

В этой связи такие полномочия осуществлялись как муниципальными районами и округами, так и поселениями, на территории которых находились соответствующие земли. Текущее регулирование правоотношений муниципальных образований по распоряжению земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности, основывается на положениях Федерального закона от 17 апреля 2006 г.

N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”, изложившего в новой редакции п. 10 ст.

3 Вводного закона.

Согласно указанной норме распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов либо городских округов. Также указанные изменения отразились и на бюджетном законодательстве. Так, пп. 5 п. 1 ст. 136 Федерального закона от 19 декабря 2006 г.

N 238-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год” с 1 января по 31 декабря 2007 г. приостановлено действие ст.

62 Бюджетного кодекса РФ в части поступления в бюджеты поселений доходов от продажи и передачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на земли, расположенные в границах поселений и предназначенные для целей жилищного строительства.

Таким образом, городские и сельские поселения оказались лишены законом права распоряжаться неразграниченными государственными землями и соответственно получать доходы от подобной деятельности. Из вышеуказанного правила Законом предусмотрены лишь два исключения:

1.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

Таким образом, законодателем создана более или менее простая структура органов, уполномоченных распоряжаться неразграниченными государственными землями.

Итак, действующее федеральное законодательство довольно четко определило, какие именно земельные участки могут находиться в собственности муниципальных районов и поселений, а также установило полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по распоряжению земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности. Однако, несмотря на новеллы федерального законодательства, многие российские регионы пытаются сохранить контроль за распоряжением земельной собственностью.

Так, например, согласно новой редакции Закона Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ (ред. от 16 февраля 2007 г.

) “О регулировании земельных отношений в Московской области” согласованию с Министерством имущественных отношений Московской области подлежат проекты решений органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, проекты договоров (соглашений об изменении, о расторжении договоров), заключаемых органами местного самоуправления в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в случае, если размер земельного участка, расположенного в городском округе, превышает 1 гектар, в городском поселении – 1 гектар, в сельском поселении – 3 гектара. Указанного согласования требует, например, решение органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в собственность (приватизация), аренду или постоянное (бессрочное) пользование.

Представляет интерес аргументация введения в Московской области описанного института согласования – он провозглашен формой государственного контроля за исполнением муниципалитетами государственного полномочия распоряжения землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности.

Помимо применения процедуры согласования проектов решений органов местного самоуправления, проектов договоров, заключаемых органами местного самоуправления по вопросам распоряжения земельными участками, ст.

19 вышеуказанного областного Закона устанавливаются и иные способы контроля за действиями органов местного самоуправления в области распоряжения земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности.

Представляется, однако, что законодательство Московской области в этой части не соответствует Федеральному закону, вступившему в силу 1 июля 2006 г., который исчерпывающим образом регулирует эти отношения и не предусматривает для субъектов Федерации возможность введения каких-либо дополнительных ограничений полномочий муниципальных образований.

Процедуры согласования безосновательно задерживают реализацию проектов, реализуемых органами местного самоуправления, и вносят в них элементы неопределенности, что не отвечает целям, к которым стремится федеральный законодатель.

Верховный Суд Российской Федерации по одному из дел указал, что вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в пределах соответствующих муниципальных образований, до разграничения государственной собственности на них в силу прямого указания федерального закона отнесены к ведению органов местного самоуправления и составляют, таким образом, вопросы местного значения .——————————–

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2006 г. по делу N 33-Г06-17.

Итак, подводя итог вышеизложенному, можно утверждать следующее.

Распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством .——————————–

Пункт 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”.

Таким образом, законодатель делает попытку свести к минимуму ситуации, порождающие конфликт интересов между субъектами Российской Федерации, муниципальными районами и поселениями в области установления и реализации прав по распоряжению земельными участками, находящимися на территории муниципальных образований. Однако для надлежащей реализации вышеуказанных норм и во избежание споров в правоприменительной практике необходимо приведение в соответствие законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству.

Поляков Д.С.

Источник: https://www.kmcon.ru/articles/jurist13/jurist13_2323.html

Уполномоченный орган по предоставлению земельных участков

Распоряжение земельными участками

      Всегда возникает вопрос о том, куда следует обращаться по вопросу предоставления земельного участка. Разграничение полномочий по предоставлению земельных участков установлено в статье 39.2 Земельного кодекса.

Уполномоченный орган по предоставлению земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью)

(п. 2 статьи 9 Земельного кодекса)

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации

(п. 2 статьи 10 Земельного кодекса)

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2 статьи 11 Земельного кодекса)

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”)

Полномочия правительства Российской Федерации по распоряжению земельными участками

      «Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

      Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации» (из Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”).

      Распоряжением Правительства Российской Федерации осуществляется:

– изъятие, резервирование и предоставление земельных участков для нужд обороны, безопасности, объектов капитального строительства федерального и международного значения и иных нужд;

– предоставление земельных участков юридическим лицам для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации (из пп.2 п.2, статьи 39.6 Земельного кодекса);

– перевод земельных участков находящихся в федеральной собственности из одной категории в другую.

Полномочия исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по распоряжению земельными участками

      Полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности обладают исполнительные органы государственной власти Российской Федерации:

Уполномоченный орган

Полномочия по управлению и распоряжению

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)

Минэкономразвития России управляет и распоряжается земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах особой экономической зоны и находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе: принимает решения об образовании земельных участков и предоставляет их в аренду.

Решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации.

В состав Минэкономразвития России входит Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

Федеральное агентство по управлению

государственным имуществом (Росимущество)

В отношении земельных участков осуществляет полномочия по управлению и распоряжению, в том числе принимает в   установленном   порядке решения:

о предварительном   согласовании   места   размещения   объекта;

о предоставлении   земельных   участков;

о  прекращении  прав на земельные участки,  находящиеся в федеральной собственности;

об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной  собственности.

Полномочия Росимущества распространяется не на все земли или земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, если полномочия установлены для других государственных органов исполнительной власти федеральными  законами,  актами  Президента  Российской Федерации и Правительства   Российской  Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)

1) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования;

2) организует в установленном порядке работы по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты;

3) принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования.

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

1) предоставляет в аренду Государственной компании “Российские автомобильные дороги” без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и предварительного согласования мест размещения объектов земельные участки, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена;
2) принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования подведомственного федерального государственного учреждения указанными земельными участками.

Государственная компания “Российские автомобильные дороги”

1) предоставляет в субаренду земельные участки в полосе отвода автомобильной дороги;

2) подготавливает и заключает от имени Российской Федерации соглашения в связи с изъятием земельных участков для размещения автомобильных дорог Государственной компании “Российские автомобильные дороги”.

ОАО «Российские железные дороги»

1) предоставляет земельный участок в субаренду и уведомляет об этом Росимущество.

2) согласует прекращение права аренды земельного участка.

Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства

– осуществляет  образование земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности и подлежащих передаче для формирования имущества Фонда;

– осуществляет передачу земельных участков Фонда в безвозмездное пользование жилищно-строительным кооперативам;

– проводит аукционы:

по продаже земельных участков,

на право заключения договоров безвозмездного пользования земельными участками,

на право заключения договоров аренды земельных участков;

– приобретает в собственность земельные участки для обеспечения деятельности Фонда и для строительства объектов инфраструктуры.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)

Осуществляет рассмотрение материалов о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) или земельных участков в составе таких земель в земли другой категории.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

Осуществляет рассмотрение материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)

Принимает решения о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)

Выдает разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте

      В целях строительства и эксплуатации федеральных автомобильных дорог полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обладает Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

Источник: http://kniga-5.ucoz.ru/index/polnomochija_po_rasporjazheniju_zemelnymi_uchastkami/0-89

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.