Распределение полномочий в сфере управления государственной собственностью

Содержание

Глава 6. Распределение полномочий в сфере управления государственной собственностью

Распределение полномочий в сфере управления государственной собственностью

государственнойсобственностью

Признание государственнойсобственности в РФ закреплено в статье8Конституции Российской Федерации,а такжестатье212 ч. 1Гражданского кодексаРоссийской Федерации (ГК РФ).

Государственнойсобственностью в РФ является имущество,принадлежащее на праве собственностиРФ (федеральная собственность), иимущество, принадлежащее на правесобственности субъектам РоссийскойФедерации – республикам, краям, областям,городам федерального значения, автономнойобласти, автономным округам (собственностьсубъекта РФ) .

——————————–

Статья214 ч. 1Гражданского кодекса РФ.

Согласно статье214 ч. 2земля и другие природныересурсы, не находящиеся в собственностиграждан, юридических лиц либо муниципальныхобразований, являются государственнойсобственностью. От имени РФ и субъектовРФ права собственника осуществляюторганы государственной власти в рамкахих компетенции.

К федеральной собственностии собственности субъектов Федерацииотносятся земельные участки:

которые признаны таковымипо федеральным законам;

права собственности накоторые возникли при разграничениигосударственной собственности на землю;

которые были приобретены.

Также к собственностисубъектов Федерации относятся земельныеучастки, безвозмездно переданные им изфедеральной собственности.

Имущество, принадлежащеена праве собственности городским исельским поселениям, а также другиммуниципальным образованиям, являетсямуниципальной собственностью .

——————————–

Статья215 ч. 1Гражданского кодекса РФ.

К муниципальнойсобственности принадлежат земельныеучастки по аналогии принадлежности кфедеральной собственности и собственностисубъектов Федерации.

С 1 июля 2006 года утратилсилу Законот 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ “О разграничениигосударственной собственности наземлю”, который содержал правовыеосновы разграничения государственнойсобственности на землю на собственностьРФ (федеральную собственность), субъектовРФ и муниципальных образований(муниципальную собственность).

В настоящее времяраспоряжение земельными участками,государственная собственность накоторые не разграничена, осуществляетсяорганами местного самоуправлениямуниципальных районов, городскихокругов.

Распоряжение земельнымиучастками, государственная собственностьна которые не разграничена в поселениях,являющихся административными центрами,столицами субъектов РФ, осуществляетсяорганами местного самоуправленияуказанных поселений, если законамисоответствующих субъектов не установлено,что распоряжение такими земельнымиучастками осуществляется исполнительнымиорганами государственной властисубъектов РФ. Распоряжение земельнымиучастками, государственная собственностьна которые не разграничена, в субъектахРФ – городах федерального значенияМоскве и Санкт-Петербурге осуществляетсяорганами исполнительной власти указанныхсубъектов РФ, если их законами неустановлено, что данные полномочияосуществляются органами местногосамоуправления внутригородскихмуниципальных образований городовфедерального назначения .

——————————–

Андреев Ю.Н.Собственность и право собственности:цивилистические аспекты. С. 224.

Согласно статье214 п. 4имущество, находящееся вгосударственной собственности,закрепляется за государственнымипредприятиями и учреждениями во владение,пользование и распоряжение.

Совершенно очевидно,что управление государственнойсобственностью должно основываться наобеспечении сохранности, развития иэффективного функционирования.

Основные цели, задачи ипринципы управления государственнымимуществом прописаны в Концепцииуправления государственным имуществоми приватизации в Российской Федерации,утвержденной Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 9 сентября 1999года N 1024.

Итак, государственнаяполитика в сфере управления государственнойсобственностью преследует следующиецели:

оптимизация структурысобственности (с точки зрения пропорцийна макро- и микроуровне) в интересахобеспечения устойчивых предпосылокдля экономического роста;

вовлечение максимальногоколичества объектов государственнойсобственности в процесс совершенствованияуправления;

использованиегосударственных активов в качествеинструмента для привлечения инвестицийв реальный сектор экономики;

повышение конкурентоспособностикоммерческих организаций, улучшениефинансово-экономических показателейих деятельности путем содействиявнутренним преобразованиям в них ипрекращению выполнения несвойственныхим функций.

Для реализации поставленныхцелей перед федеральными органамиисполнительной власти ставятся следующиезадачи:

полная инвентаризацияобъектов государственной собственности,разработка и реализация системы учетаэтих объектов и оформление прав на них;

повышение эффективностиуправления государственным имуществомс использованием всех современныхметодов и финансовых инструментов,детальная правовая регламентацияпроцессов управления;

классификация объектовгосударственной собственности попризнакам, определяющим спецификууправления;

оптимизация количестваобъектов управления и переход кпообъектному управлению;

определение целигосударственного управления по каждомуобъекту управления (группе объектов);

обеспечение правгосударства как участника (акционера)коммерческих и некоммерческих организаций;

обеспечение контроляза использованием и сохранностьюгосударственного имущества, а такжеконтроля за деятельностью лиц, привлекаемыхв качестве управляющих (руководителиунитарных предприятий, учреждений,представители государства в органахуправления коммерческих и некоммерческихорганизаций, доверительные управляющиегосударственным имуществом, управляющиекомпании);

обеспечение поступлениядополнительных доходов в федеральныйбюджет путем создания новых возобновляемыхисточников платежей и более эффективногоиспользования имеющегося имущества.

Источник: https://studfile.net/preview/5909658/page:29/

Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ в сфере управления государственной собственностью

Распределение полномочий в сфере управления государственной собственностью

Говоря о разграничении полномочий в сфере управления государственной собственностью, прежде всего, необходимо определить, что же такое государственная собственность и как закон регламентирует данный правовой институт.

Право государственной собственности относится к праву публичной собственности, поскольку ее субъектами являются публично-правовые образования — государство и государственные образования [1. с.70].

Гражданский Кодекс Российской Федерации в ст. 214 (п.

1 и 2) части 1 определяет государственную собственность как имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Субъектами государственной собственности выступают:

–          народ Российской Федерации, осуществляющий право и полномочия собственности непосредственно или делегируя их органам управления;

–          государство в лице уполномоченных органов государственной власти, федерации и ее субъектов;

–          государственные организации и учреждения, наделенные правами собственности (управления собственностью) со стороны государства и от его имени.

В независимости от субъекта государственной собственности, Гражданский кодекс Российской Федерации, определяет право собственности через триаду полномочий собственника: собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В то же время, управление государственной собственностью, так же основанное на триаде правомочий собственника, имеет некоторую специфику, а именно: осуществляется системой федеральных органов исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, агентства, и другие уполномоченные правительством специальные органы и государственные представители в акционерных обществах с государственным капиталом и т. д.

Полномочия каждого исполнительного органа обусловливаются, в том числе, целями и задачами управления государственной собственностью, его четко определенными функциями, а так же объектами государственного имущества, и конечно же организационно-правовой формой предприятий.

В узком смысле управление государственной собственностью — это осуществление уполномоченными государственными органами с помощью механизма управления правомочий владения, пользования и распоряжения государственной собственностью.

Само по себе управление собственностью — процесс во многом экономический и зачастую он далек от права, но не стоит забывать, что государство должно всегда действовать в рамках права, в особенности в вопросах государственной собственности.

На сегодняшний день можно говорить о том, что государственная собственность управляется неэффективно, а регулирование данных процессов рассеяно по разнообразным нормативным актам, чаще всего подзаконным.

Государственная и муниципальная собственность делятся на три группы:

–       Государственная федеральная собственность (собственность Российской Федерации);

–       Государственная собственность субъектов Российской Федерации (субфедеральная собственность);

–       Муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.

Специфика государственной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают армия, полиция, другие силовые структуры, правовая система.

В соответствии с п. «г» ст.72 Конституции РФ вопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. В п. «д» ст.

71 определено, что в ведении РФ находится федеральная собственность и управление ею.

Именно Российская Федерация определяет, какие объекты государственной собственности относятся к федеральной собственности и как она управляется.

Все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности, считается федеральным.

Последнее разделено на федеральное имущество и имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Российской Федерации.

В свою очередь субъект федерации вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность.

Говоря о проблеме совершенствования правового регулирования предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, следует отметить, что выполнение задач обеспечения в нашей стране свободы и демократии связано с необходимостью укрепления механизмов властвования в рамках права [2. с.4].

Исследуя данную тему, не следует забывать, что Российская Федерация представляет собой федеративное государство, вследствие чего в ее правовой системе одно из первых мест отводится правовому положению субъектов Федерации.

Государственная собственность является основой экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации в решении вопросов, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ и действующим законодательством.

При этом территориальная организация таких субъектов Российской Федерации как края (области) с входящими в их состав автономными округами предполагает значительные особенности как в механизме разграничения государственной собственности и доходов от нее, так и в управлении объектами государственной собственности [3.с.4].

В то же время, государственная собственность, а самое главное, ее эффективное использование имеет важнейшее значение для обеспечения стабильности бюджетов субъектов Федерации.

Организация государственной власти в федеративном государстве предполагает, что федерация обладает основными полномочиями по разграничению как предметов ведения и полномочия, так и налоговых доходов, составляющих основу бюджетов всех уровней.

Требования минимальной бюджетной обеспеченности обуславливает необходимость наличия у субъектов Федерации собственных источников доходов, обеспечивающих минимально необходимые расходы их бюджетов. Но распределение бюджетных налоговых доходов в Российской Федерации никогда не было справедливым.

Если существенная часть расходных статей часто перекладывается на бюджеты регионов, то распределение налоговых доходов остается в соотношении 60/40 в пользу Федерации. В этой связи эффективное управление государственной собственностью субъекта Федерации, приводящее к повышению доходов бюджета, приобретает все большее значение.

Вместе с тем, перераспределение властных полномочий между федеральным и региональным уровнями государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, рассматриваемое в комплексе, предполагает необходимость передачи соответствующим органам власти не только полномочий, но и имущества, необходимого для их реализации [3.с.4].

Тем самым, государство, делегируя часть собственности и соответственно управление ее, пытается, как можно более рационально распорядиться средствами бюджета, преумножить их. В последнее время законодатель начал задумываться о новых формах и способах этого преумножения и одним из вариантов является государственно-частное партнерство.

В настоящее время, финансовые обязательства государства в развитии социально-экономических сфер очень быстро растут, поскольку данные отрасли являются капиталоёмкими и низкоприбыльными, а государственный бюджет не в состоянии самостоятельно обеспечивать поддержку этих отраслей.

В этой ситуации разумно привлекать средства из частного сектора. Такой симбиоз может быть полезен для обеих сторон. Бизнесу удобно, что государство оплачивает вложения инвестора в рассрочку. В этом случае возврат инвестиций осуществляется за счёт налоговых поступлений государства с учётом оговорённого ранее процента.

К тому же, инвестор может вернуть свои средства за счёт взимания платы потребителей той или иной услуги. И, наконец, можно совместить оба способа возврата денег — частично из госбюджета, частично за счёт оплаты потребителями услуг.

Такое взаимодействие частного и государственного капиталов носит название государственно-частное партнёрство [4.с.14].

Государственно-частное партнёрство это такое взаимодействие сторон, при котором, государство привлекает частный бизнес в проекты, важные с социальной точки зрения для региона или страны в целом.

Государственно-частное партнёрство позволяет государству:

–          при сохранении объекта в общественной собственности передавать его во владение и пользование частному сектору на возвратной основе при соблюдении строгого контроля за деятельностью частной компании;

–          переложить функции строительства, эксплуатации, содержания объектов общественной собственности, в первую очередь в сфере производственной и социальной инфраструктуры, на частный сектор;

–          обеспечить техническое и технологическое развитие государственных и муниципальных производств, объектов и услуг;

–          создать условия и предпосылки для эффективного функционирования производственных объектов, находящихся в общественной собственности, оптимального управления ими, рациональной эксплуатации природных ресурсов, защиты окружающей среды;

–          прерывать действие контракта в случае нарушения частной компанией его условий и положений, возвращать объект в государственное управление или передавать его другому хозяйствующему субъекту;

–          —более полно реализовывать принципы социальной справедливости при оптимизации государственного вмешательства в экономику;

–          формировать конкурентные рынки в сфере отдельных сегментов государственной и муниципальной собственности;

–          получать дополнительные платежи в бюджеты всех уровней [5.с.15].

В настоящее время законодательная база для государственно-частного партнерства имеется, но требуется активная ее доработка, прежде всего на федеральном уровне, поскольку на региональном уровне в ряде субъектов Российской Федерации существуют подобные законы, но они разрозненны.

К сожалению, на данный момент потребность в государственно-частном партнерстве со стороны государственных органов носит декларативный характер [5.с.15].

Однако, автор считает, что данная форма управления государственной собственностью является одной из наиболее приоритетных на сегодняшний день, а потому, требующей законодательной доработки и внедрения на практике.

Это позволит экономике Российской Федерации выйти на качественно новый уровень.

Подводя итог, хочется отметить, что все основные способы регулирования и управления государственной собственностью в общем и целом отработаны точно.

Однако, на современном этапе развития Российской Федерации, нашему государству требуется новый способ управления государственной собственностью и им может стать государственно-частное партнёрство.

При условии доработки законодательной базы в данной области, а так же учитывая результаты апробации данного правового института на практике в ряде регионов нашего государства.

Литература:

1.           Ахметьянова З. А. Вещное право: учебник. М.: Статут, 2011. 360 с.

2.           Московская П. Г. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в экономической сфере (на примере Приволжского федерального округа): автореф. дисс…. канд. юрид. наук. — М., 2004

3.           Кулешов Е. В. Управление государственной собственностью в сложносоставных субъектах РФ: Дис…. канд. юрид. наук: 12.00.14: Москва, 2004 190 c.

4.           Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2006.

5.           Барьеры развития механизма ГЧП в России.–М.; НПФ «Экспертный институт», 2010

Основные термины(генерируются автоматически): государственная собственность, Российская Федерация, муниципальная собственность, государственная власть, государственно-частное партнерство, государство, общественная собственность, федеральная собственность, частный сектор, Гражданский кодекс.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/114/5463/

Полномочия в области земельных отношений в 2019 году: Российская Федерация, субъекты РФ и органы местного самоуправления, перераспределение полномочий | Земельный эксперт

Распределение полномочий в сфере управления государственной собственностью

Законодательство РФ в области земельных отношений устроено таким образом, что права на управление и образование новых территорий четко разграничены и распределены между самим государством, его субъектами и муниципалитетами.

Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений распределяются в зависимости от строгой иерархической структуры подчиненности. Другими словами, каждый управленческий орган имеет свои права и конкретные функции, главным распорядителем выступает РФ.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

К примеру, муниципалитет вправе получить от кадастровой службы федеральной принадлежности все необходимые статистические данные и аналитику, планировать их дальнейшую рациональную эксплуатацию. В свою очередь, государство вправе запросить отчет о деятельности службы.

Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

Права государства вытекают из основного законодательного документа – Конституции РФ.

В акте содержится несколько положений, согласно которым и производится распределение прав по управлению земельной собственностью страны. В частности, это прописано в ст.

71 Конституции РФ. Полномочия Российской Федерации в области земельных правоотношений имеются следующие:

  1. Контролирование границ государства и его территорий.
  2. Управление субъектами страны, включая формирование органов управления.
  3. Формирование единого свода данных, который включает в себя геодезические и картографические материалы по территории страны.
  4. Осуществление земельного реформирования.
  5. Регулирование и соблюдение прав граждан на владение земельными участками.
  6. Разработка основ землепользования.
  7. Выполнение контролирующих функций по отношению к земельному режиму и охране территорий в рамках деятельности Росприроднадзора.

Каждый из пунктов дает государству право на пользование и распоряжение теми объектами земли, которые состоят в федеральной собственности.

В целом полномочия РФ являются общими и заключаются в распределении обязанностей по управлению государственной территорией уже на уровне регионов.

Российская Федерация вправе распоряжаться только землями целевого назначения, обозначенными в перечне:

  • паев сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • земельных зон природопользования — водных, лесных фондов запаса;
  • промышленных земельных зон, связанных энергетикой, транспортом, обороной и безопасностью.

Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений

Полномочия региональных образований:

  1. Изъятие земельных участков посредством выкупа для использования государством, в частности, самим регионом.
  2. Составление и разработка необходимых программ для дальнейшего использования прилегающих территорий и их охраны.
  3. Другие полномочия, которые не относятся к правам государства и местных органов власти.

По закону, субъекты могут распоряжаться только теми земельными наделами, которые располагаются в пределах региона. Публичные субъекты также входят в сферу деятельности и контролирования данного органа. Помимо выполнения главных функций, регионы должны:

  • вести кадастр недвижимости и земель;
  • гарантировать сохранность в первоначальном состоянии земельных зон, а также следить за их целевой эксплуатацией;
  • выполнять перевод земли из одного типа в другой;
  • периодически производить мониторинг земель;
  • регистрировать права на участки и все действия, сделки с их участием;
  • производить кадастровую оценку земли;
  • планировать дальнейшее применение площадей.

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Согласно ст. 130 Конституции РФ, администрация поселения имеет право самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью, в том числе территорией населенного пункта.

Поскольку земельный налог относится к местным, то ответственность за эксплуатацию территорий несет не только налоговая служба, но и администрация региона. В целом в список прав и обязанностей представителей городской управы входят:

  • реализация государственных законодательных актов и контроль их исполнения;
  • распределение и пользование территориями, которые принадлежат непосредственно местному образованию;
  • выдача населению всех необходимых бумаг о земельном наделе;
  • изъятие и эксплуатирование зон, расположенных в пределах муниципального образования;
  • разработка необходимых программ, предназначенных для охраны и разграничения территорий;
  • издание актов для контроля правоотношений в сфере действия земельного законодательства;
  • проверка целевого использования площадей.

Муниципалитет вправе распоряжаться только теми участками, которые находятся на территории самого образования.

Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами власти субъекта РФ

Независимо от расположения на иерархической лестнице, все вышеперечисленные органы управления могут перераспределить права и обязанности между собой. Порядок данной процедуры описан в ст. 10.1 Земельного кодекса РФ.

К примеру, по статье закона муниципалитет может быть наделен правами в области охраны окружающей среды, запрета использования лесного фонда, воспроизводства лесов и планирования дальнейшей эксплуатации земельных наделов, принадлежащих городу или поселению.

Порядок перераспределения указан в ч. 1.2 ст. 17 ФЗ №131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Полномочия могут предоставляться на срок не меньше периода действия прав представительного органа власти. Обычно закон начинает действовать с нового финансового периода.

Государственным органам не могут быть отданы права на составление местного бюджета, поддержания правопорядка, а также изменения границ зоны муниципального образования.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Сфера земельных правоотношений регулируется земельным кодексом и Конституцией РФ.
  2. Государственные органы распоряжаются всеми территориями страны, регулируют границу субъектов федерации, контролируют исполнение федеральных законов.
  3. Субъекты России обладают правом распоряжаться только собственными территориями, изымать их у граждан в связи с необходимостью, учитывать, планировать дальнейшее использование, представлять все необходимые документы.
  4. Муниципалитет может распоряжаться земельными зонами в пределах поселения. В их полномочия входят распоряжение и контролирование использования территорий, разработка законов и программ, предназначенных для охраны имеющихся площадей.
  5. В некоторых случаях полномочия по управлению землями и близлежащими территориями могут перераспределяться между органами власти, субъектами федерации и местным руководством.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по полномочиям в области земельных отношений

Вопрос: Здравствуйте, разъясните мне, пожалуйста, может ли город забрать мой земельный участок просто так? Все дело в том, что я являюсь владельцем по праву собственности небольшого участка земли на берегу реки.

Место очень живописное и мне неоднократно предлагали его продать. Месяц назад я получил письмо от органов местного самоуправления, где было сказано, что я должен передать свою землю в полное владение муниципалитета в связи с государственной необходимостью.

Если данное решение незаконно, подскажите, что мне делать дальше? Аркадий.

Ответ: Здравствуйте, Аркадий. Согласно ст.

130 Конституции РФ, городские органы власти имеют достаточно полномочий для того, чтобы изымать земли у населения, если это связано, например, с прокладыванием новой дороги или постройкой крупного промышленного предприятия. Однако, даже в этом случае, собственнику имущества компенсируется стоимость участка по рыночной цене.

В вашем случае, во-первых, нарушен порядок изъятия земли, а во-вторых, не объяснены причины этого действия. Таким образом, вы имеете полное право обратиться в суд и опротестовать требование муниципалитета.

Список законов

  • Статья 71 КРФ
  • Статья 130 КРФ
  • Статья 10.1 ЗК РФ
  • Статья 17 ФЗ №131

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/polnomochiya-v-oblasti-zemelnyx-otnoshenij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.