Распределение земельных участков
Содержание
- 1 Процедура перераспределения земельных участков – суть задачи, подготовка, плата за прирезку земли
- 1.1 Заявление о перераспределении земельного участка
- 1.2 Как установить, кто является собственником земли, из которой планируется прирезка?
- 1.3 Плата за добавленную землю
- 1.4 Основные показатели в расчёте платы за прирезку
- 1.5 Когда и куда вносится плата за добавленный участок?
- 1.6 Когда делается межевание участка?
- 1.7 Внимание
- 1.8 Полезная информация
- 2 Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой
- 3 Перераспределение земельных участков: нюансы, порядок и условия
Процедура перераспределения земельных участков – суть задачи, подготовка, плата за прирезку земли
Схема перераспределения кратко описывается так:
- к земельному участку гражданина добавляется часть граничащей с ним муниципальной или государственной земли
- перераспределение выполняется соответствии с неким порядком, установленным законом
При распределении участков необходимо:
- провести межевание
- у исходных смежных участков перераспределить:
Изменение границ и площади происходит по причине:
- увеличения площади надела гражданина
- уменьшения размеров муниципального или государственного участка:
- за счёт выделения из него части территории площади, прилегающей к участку гражданина
Когда можно приступить к межеванию? На сколько можно увеличить площадь своего участка? Нужно ли платить за это деньги и сколько? Получить ответы на все вопросы поможет закон.
Порядок перераспределения ЗУ описан в Земельном кодексае РФ (статья 39.29)
Старт процедуры – подготовка к подаче заявления о перераспределении частного надела. «Финишная ленточка» будет считаться пересечённой, когда претендент на добавление земли (заявитель) заключит Соглашение о перераспределении земельных участков с собственником прирезаемой земли, то есть с органом власти.
С подробностями о работе над самим Соглашением будет рассказано в следующей статье, а пока нужно зафиксировать очерёдность выполнения работ до заключения этого Соглашения:
- выявить собственника смежного участка, из которого планируется выделение части площади
- убедиться в том, что смежный участок относится к муниципальной или государственной собственности
- установить совпадение правовых характеристик смежного и собственного участка:
- ВРИ
- категория земель
- территориальная зона
Несоответствие друг другу правовых характеристик участков может стать причиной отказа администрации в заключении Соглашения об их перераспределении.
Расположение добавляемого куска земли в том же кадастровом квартале, что и собственный исходный участок, – одно из главных условий для проведения перераспределения. Не допустима для перераспределения ситуация, когда вид использования участков один и тот же, но расположены они в разных территориальных зонах.
Далее нужно убедиться в том, что при планируемом увеличении площади надела не нарушатся требования:
- градостроительных регламентов в части предельных размеров для увеличенного участка
- по расположению образованного участка
- по доступу к смежной территории
Потребуется также выяснить, разработан или нет проект межевания территории (ПМТ).
При отсутствии ПМТ придётся подготовить схему расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ). Она показывает присоединение к существующим границам исходного надела добавляемого куска муниципальной или государственной земли земли.
Для подготовки схемы нужно обратиться к кадастровому инженеру землеустроительной организации
Заявление о перераспределении земельного участка
Обратиться в орган власти с заявлением о прераспрелении участка может только собственник земли, предназначенной для ИЖС, ведения ЛПХ, огородничества, садоводства. К заявлению необходимо приложить ряд правоустанавливающие документы и карту расположения образуемого участка на КПТ.
Заявление подаётся в орган власти, но в какой конкретно? О способе выявления собственника земли уже было рассказано в разделе 1 настоявшей статьи, но, как гласит народная мудрость, «повторение – мать учения», а потому имеет смысл остановиться на главных моментах.
Как установить, кто является собственником земли, из которой планируется прирезка?
Собственниками земли, из состава которой планируется сделать выделение земли, могут выступать:
- муниципальная администрация – в случае расположения участка и дополнительно надела на землях муниципалитета
- областные и региональные власти – когда они является владельцами земли
- Правительство РФ – если земля относится к государственной (федеральной) собственности
Чтобы самостоятельно узнать правообладателя смежного участка, из которого предполагается провести добавку к своему наделу, можно воспользоваться такими вариантами:
выполнить заказ необходимых сведений.
Обращение к официальному порталу Росреестра позволяет уточнить любого собственника земельного участка, а не только тех, кто представляет публичные правовые образования.
Заказ платной услуги по получению сведений о правообладателе земли (выписки из ЕГРН) является правом любого гражданина, подавшего заявление на получение сведений и оплатившего государственную пошлину.
Плата за добавленную землю
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких ЗУ и земель и (или) ЗУ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, происходит:
- на возмездной основе (пункт 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ)
- в соответствии с порядком и правилами, установленными:
- Правительством РФ – в случае принадлежности земли государству
- субъектом РФ – когда прирезаемый земельный участок является собственностью субъекта
- органом местного самоуправления, когда «добавка» находится в муниципальной собственности
Расчёт платы выполняет орган власти. Произвести оплату за добавленную муниципальную или государственную землю обязан главный интересант (заявитель).
Возможность регулирования муниципальными и региональными властями размера платы за прирезки к частным участкам установлена:
- ФЗ «О местном самоуправлении»
- Земельным кодексом РФ
Во всех субъектах РФ и муниципалитетах действуют порядок и правила расчёта платы.
Несколько примеров:
- в Ленинградской области – смотреть здесь
- в Московской области – смотреть здесь
- в Псковской области – смотреть здесь
- в Иркутской области – смотреть здесь
- в сельском поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района Московской области – смотреть здесь
- в Каладжинском сельском поселении Лабинского района Краснодарского края – смотреть здесь
- в сельском поселении Ищеинский сельсовет Краснинского муниципального района Липецкой области – смотреть здесь
Основные показатели в расчёте платы за прирезку
В расчёте размера платы (P) за добавленный муниципальную или государственный участок фигурируют следующие показатели:
- КСИСХ.УЧ.– кадастровая стоимость исходного участка
- КСобр.уч. – кадастровая стоимость образуемого при распределении участка гражданина
- Sдоб.уч. – площадь добавленной муниципальной или государственной земли
- Sисх.уч. – площадь исходного участка, к которому производится добавка из состава муниципальных и государственных земель
- Sобр..уч. – площадь участка, образуемого в результате перераспределения
Вопрос определения кадастровой стоимости участка образуемого в результате перераспределения земельных участков (КСобр.уч.), законодатель и региональные власти разрешили следующим образом:
- Плата за «добавку» из федеральной земли
Р = 0.15 х (КСИСХ. ФЕД.УЧ. / SИСХ. ФЕД.УЧ) х SДОБ.УЧ.
то есть размер платы составит 15% от кадастровой стоимости ЗУ, находящегося в федеральной собственности, рассчитанной пропорционально площади части участка, подлежащей передаче в частную собственность путём перераспределения. Так установлено Правилами (пункт3).
- Плата за добавку земли субъекта РФ
Р = (КСИСХ.УЧ. / SИСХ.УЧ) х SДОБ.УЧ.
то есть размер платы за добавленный участок, находящийся в собствености субъекта РФ, определяется как кадастровая стоимость земельного участка. подлежащего перераспределению, рассчитанная пропорционально площади части участка, подлежащего передаче в частную собственность.
Отдельные примеры
Постановлением Правительства Тюменской области «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения» (№180-п от 30 апреля 2015 года) утверждён такое правило для расчётов:
P = КСобр.уч. – КСИСХ.УЧ.
Постановлением Правительства Ярославской области №119-п от 11.02.2015 г.
утверждены Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Ярославской области, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена:
P = 0.15 (КСобр.уч. – КСИСХ.УЧ.)
Когда и куда вносится плата за добавленный участок?
Оплата за добавление к исходному участку дополнительной муниципальной или государственной земельной площади должна быть произведена в течение того срока, что указан в соглашении, а отсчитывается он со дня подписания Соглашения о перераспределении земельного участка.
https://www.youtube.com/watch?v=N2eRZueiTrU
Внесение платы на счёт органа власти, являющегося стороной этого Соглашения, должно быть выполнено в полном объёме.
После проведения оплаты заявителю необходимо предъявить в администрацию копию платёжного поручения с отметкой банка об уплате.
Когда делается межевание участка?
Межеванием нужно заняться после получения от администрации:
- или решения об утверждении схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ)
- или согласования расположения участка в соответствии с проектом межевания территории (ПМТ) поселения
Для проведения межевания нужно вновь обратиться к кадастровому инженеру за подготовкой межевого плана на увеличенный участок, образованный в результате перераспределения. По итогу выполнения межевания, кадастровый инженер подготовит межевое дело и проведёт постановку образованного участка на кадастровый учёт, отправив материалы в Кадастровую палату.
После этого заявитель должен предъявить в администрацию кадастровый план увеличенного участка. Это этап завершения процедуры заключения Соглашения.
После заключения Соглашения происходит следующая трансформация:
- прекращается существование исходного ЗУ заявителя
- образуется ЗУ с увеличенной площадью
- появляется право частной собственности заявителя на земельный участок с увеличенной площадью
- ЗУ, из которого произведена вырезка земли, продолжает существовать в изменённых границах
Внимание
Вы ознакомились с разделом №3 статьи
Начало статьи:
Продолжение статьи:
Полезная информация
- Как получить участок от муниципалитета или государства – читать здесь
- Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
- Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
- С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
- Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать здесь
Источник: https://www.zemvopros.ru/page_12603.htm
Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой
Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой
1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:
1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;
2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;
3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу;
Пункт 1 дополнен подпунктом 4 с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ
4) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.Статья 39.27 дополнена пунктом 2.1 с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ
2.1. В случае, указанном в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами и лицами, которым предоставлены такие земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории.
3. В случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.
4.
В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, в соглашении либо решении о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории.
5.
В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, планируется в соответствии со схемой расположения земельного участка, данная схема является обязательным приложением к соглашению либо решению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом данная схема утверждается указанными соглашением либо решением.
6.
Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно содержать обязательство сторон по обеспечению образования земельных участков, включая распределение бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков, а также информацию о правах, возникающих на образуемые земельные участки.
7. Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено, а решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) осуществляется перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, и отсутствует согласие в письменной форме указанного лица;2) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
4) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
5) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.
Статья 39.27 дополнена пунктом 8 с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ
8. В случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено при наличии обстоятельств, указанных в пункте 7 настоящей статьи, а также при наличии следующих обстоятельств:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на подлежащем перераспределению земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, в результате такого перераспределения будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;4) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.
Источник: https://base.garant.ru/12124624/c9f315d1ab28ae067805e2bc34bfbfaa/
Перераспределение земельных участков: нюансы, порядок и условия
Процедура перераспределения земельных участков установлена в ЗК РФ, в частности регламентируется ст.11.7 ЗК РФ. Согласно ЗК РФ, перераспределение земельных участков – это процедура образования нового земельного участка, путем присоединения к существующему участку новой земли/иного земельного участка.
п.1 ст. 11.7 ЗК РФ устанавливает, что при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Пример увеличения площади участка
1. Основные типы процедуры перераспределения земельных участков
1.1 Когда собственниками участков являются физические или юридические лица.
В данном случае заинтересованным лицам необходимо провести комплекс кадастровых работ (будут описаны ниже) и подписать между собой соглашение о перераспределении земельных участков.
1.2. Когда собственниками выступают физическое/юридическое лицо, а с другой стороны – муниципальное образование.
Наиболее распространенная, но и более сложная процедура. Включает в себя согласование проектной схемы перераспределения с отделом архитектуры муниципального образования.
2. Порядок действий
Кадастровые работы
Не важно к какому типу перераспределения вы относитесь – к 1.1 или 1.2, Вам необходимо будет провести комплекс кадастровых работ для осуществления данной процедуры. Он включает в себя следующие этапы:
1. Поиск кадастрового инженера, занимающегося процедурами перераспределения земельных участков.2. Проведение геодезической съемки земельного участка/земель планируемых к добавлению к Вашему земельному участку.
3. Заказ и получение ПЗЗ (правила землепользования и застройки) из Администрации МО на территории которого расположены земельные участки. В ПЗЗ содержатся разделы min и max размеров земельных участков.
Иными словами ПЗЗ указывает, какой максимальной площади может быть земельный участок на данной территории.
В связи с чем, участок планируемый к увеличению путем перераспределения – не может превышать максимально установленного размера участков.
Срок предоставления ПЗЗ по заявлению гражданина составляет 1 месяц по ФЗ №59-ФЗ.
4. На основании полученной съемки и ПЗЗ, подготавливается схема перераспределения земельных участков.
4.1. В случае если перераспределение осуществляется между физ лицами или юр лицами – стороны приходят к соглашению и подписывают соглашение, которое потом включается в межевой план и отправляется на регистрацию в Росреестр.
4.2. В случае если одной из сторон является муниципальной образование, то подготовленный проект схемы направляется в Администрацию МО на согласование. Процесс согласование проходит в течении 1 месяца по ФЗ №59-ФЗ.
5. В случае согласования схемы перераспределения земельных участков, Администрация МО выдает постановление об утверждении схемы перераспределения, на основании которой кадастровый инженер подготавливает межевой план нового (увеличенного) земельного участка.6. Данный межевой план отправляется в Росреестр на регистрацию. После окончания процедуры регистрации, выдается выписка из ЕГРН на новообразованный земельный участок с присвоением нового кадастрового номера. При этом – старый номер еще не аннулирован и будет висеть в базе.
7. После вышеуказанных пунктов, на основании новой выписки из ЕГРН – подается обращение в Администрацию МО с просьбой заключить соглашение о перераспределении.
УЧИТЫВАЙТЕ – перераспределение это выкуп земли у муниципалов. Стоимость может варьироваться в зависимости от действующих локальных нормативных актов.
8. Администрация выдает вам квитанцию на оплату. После оплаты приносятся подтверждающие документы обратно муниципалам и они выдают Вам подписанное и заверенное соглашение о перераспределении.
9. Данное соглашение относится в Росреестр на регистрацию права собственности.
10. После окончания регистрации, Росреестр выдает Вам новую выписку из ЕГРН, в которой собственником новообразованного земельного участка уже являетесь Вы. Процедура перераспределения завершена.
Нюансы:
Перечислим основные нюансы:
1. Процедура перераспределения (когда с другой стороны муниципальное образование) – это процедура подразумевающая выкуп земли у Администрации. Стоимость зависит от локальных НПА.
2. Если земля которую Вы планируете добавить к своему земельному участку находится под каким-либо обременением, либо находится в специальной зоне генерального плана (территориальная зона), либо относится к землям иной категории – то процедура перераспределения не пройдет. Администрация просто выдаст Вам отказ.
3. Иногда Администрация может выдать Вам отказ без грамотной мотивировки или с ошибочными доводами – тогда необходимо обратиться в суд в порядке КАС РФ, для оспаривания данного отказа.4. Границы планируемого к образованию участка, не должны пересекать границы иных смежных участков – иначе Администрация при согласовании данной схемы выдаст отказ.
5. В случае если ПЗЗ не разработано, то применяется федеральное законодательство (например в отношении сельскохозяйственных земель) либо региональное законодательство. Но по практике, в каждом конкретном случае решение остается за Администрацией муниципального образования.
6. Срок процедуры перераспределения обычно составляет от 4 месяцев. Быстрее в силу технических особенностей процедуру сделать невозможно.
Основным критерием успеха является подбор кадастрового инженера, которой еще на начальном этапе может Вам сказать – стоит этим заниматься или нет.
С Уважением к Вам,
Регент
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5dcd261434bb04739962f770/pereraspredelenie-zemelnyh-uchastkov-niuansy-poriadok-i-usloviia-5e219adbfc69ab00adcd9c19