Разграничение государственной и муниципальной собственности в рф

Закон о разграничении государственной собственности на землю

Разграничение государственной и муниципальной собственности в рф

Статья акутальна на: Октябрь 2020 г.

Земельное право

Тема 3. Право собственности на землю

Тема 4. Вещные права на землю. Аренда земельных участков

Учебные вопросы

Понятие и содержание права собственности на землю.

Права и обязанности собственников земельных участков.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком и аренда земельных участков.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Права и обязанности землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков и обладателей земельного сервитута.

учебных вопросов:

Понятие и содержание права собственности на землю.

Среди объектов собственности земля (земельные участки) являются особым видом недвижимости, поскольку, как и все иные природные объекты она — не рукотворный капитал, что признают даже западные экономисты, а объект естественного, природного происхождения.

Поэтому земля может именоваться земельной недвижимостью, быть объектом земельных прав и обязанностей граждан и юридических лиц и принадлежать им на праве собственности.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).

Рассмотрим содержание каждой формы земельной собственности как самостоятельной правовой категории.

Государственная собственность на землю.

Ее удельный вес в Российской Федерации остается еще достаточно высоким. По закону государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 1 ст. 16 ЗК РФ).

Государственная земельная собственность существует в двух видах: федеральной и субъектов Российской Федерации.

Разграничение между двумя этими видами земельной собственности еще не закончено, но уже выяснены основные принципы такого размежевания. Они названы прежде всего в Земельном кодексе РФ.

В нем сказано: разграничение государственной собственности на землю Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с федеральными законами.

Таким законом до 2006 года был Федеральный закон « О разграничении государственной собственности на землю» (п.2 ст. 16 ЗК РФ).

Названный закон был принят 17 июля 2001 г., вступил в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. В данном федеральном законе был определен следующий порядок разграничения государственной собственности на землю.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.

Перечни составляются с учетом указанных в федеральном законе оснований отнесения земельных участков к той или иной форме собственности

Основаниями внесения земельных участков в перечень земель, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение их в состав:

1) земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;

2) земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения, земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

3) земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Это важно знать:  Как оформить землю под гаражом в собственность в 2020 году

Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Подготовленные и согласованные с названными органами перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации. Сведения о земельных участках, включенных в названные перечни, вносятся в документы государственного земельного кадастра.

В настоящее время отношения по разграничению государственной собственности на землю в России регулируют закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и «О государственной регистрации прав не недвижимое имущество и сделок с ним», а также подзаконными актами Правительства РФ.

Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, Субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки.

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных на которые у названных субъектов возникло право собственности разграничении государственной собственности на землю.

Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур.

В случае не достижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю разрешаются в суде.

Вступившие в законную силу судебные решения являются основанием государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки.

Российская Федерация вправе также приобрести земельные участки в федеральную собственность по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п.1 ст. 17 ЗК РФ).

Находящиеся в государственной собственности земельные участки закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования либо передаются в аренду, либо в безвозмездное срочное пользование.

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо те, которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Право муниципальной собственности возникает на земельные участки, включенные в состав:

1) земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

2) земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения: земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения: земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящиеся в муниципальной или в частной собственности, за исключением недвижимого имущества указанного в законе;

3) земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся для его приватизации в государственной собственности.

В целях развития муниципальных образований Земельный кодекс РФ предусматривает возможность безвозмездной передачи земель, находящихся в государственной собственности, в собственность муниципальных образований, в том числе за пределами их границ (п.3 ст. 19 ЗК РФ).

Сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

93.88.74.71 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам Обратная связь.

Это важно знать:  Нормы придомовой территории многоквартирного жилого дома

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Разграничение государственной собственности на землю

Начало разграничению государственной собственности положил Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года N 2144 “О федеральных природных ресурсах” [5].

Этот Указ установил правило, в соответствии с которым разграничение государственной собственности на природные ресурсы определяется в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира, федеральных природных ресурсов исходя из принципа их общегосударственного значения.

В соответствии с названным Указом к федеральным природным ресурсам, например, относились земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти; земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых территорий федерального значения.

Вопрос о разграничении государственной собственности на землю в настоящее время регулируется Федеральным законом от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” [6].

Этим законом был признан утратившим силу Федеральный закон от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю” [7].

В настоящее время вопросы разграничения государственной собственности на землю регулируются п. 10 ст.3 и ст.3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” [8].

В соответствии с названным законом распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Следует также обратить внимание на то, что порядок государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю также несколько изменился. Так, в соответствии со ст.30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” [9] государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством РФ.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 30 июня 2006 года № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю» [10].

Таким образом, при разграничении государственной собственности на землю законодатель выделяет собственность Российской Федерации, собственность субъекта Российской Федерации, а также собственность муниципального образования. Законодательство по данному вопросу за последнее время претерпело значительные изменения.

Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ в сфере управления государственной собственностью

Разграничение государственной и муниципальной собственности в рф

Говоря о разграничении полномочий в сфере управления государственной собственностью, прежде всего, необходимо определить, что же такое государственная собственность и как закон регламентирует данный правовой институт.

Право государственной собственности относится к праву публичной собственности, поскольку ее субъектами являются публично-правовые образования — государство и государственные образования [1. с.70].

Гражданский Кодекс Российской Федерации в ст. 214 (п.

1 и 2) части 1 определяет государственную собственность как имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Субъектами государственной собственности выступают:

–          народ Российской Федерации, осуществляющий право и полномочия собственности непосредственно или делегируя их органам управления;

–          государство в лице уполномоченных органов государственной власти, федерации и ее субъектов;

–          государственные организации и учреждения, наделенные правами собственности (управления собственностью) со стороны государства и от его имени.

В независимости от субъекта государственной собственности, Гражданский кодекс Российской Федерации, определяет право собственности через триаду полномочий собственника: собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В то же время, управление государственной собственностью, так же основанное на триаде правомочий собственника, имеет некоторую специфику, а именно: осуществляется системой федеральных органов исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, агентства, и другие уполномоченные правительством специальные органы и государственные представители в акционерных обществах с государственным капиталом и т. д.

Полномочия каждого исполнительного органа обусловливаются, в том числе, целями и задачами управления государственной собственностью, его четко определенными функциями, а так же объектами государственного имущества, и конечно же организационно-правовой формой предприятий.

В узком смысле управление государственной собственностью — это осуществление уполномоченными государственными органами с помощью механизма управления правомочий владения, пользования и распоряжения государственной собственностью.

Само по себе управление собственностью — процесс во многом экономический и зачастую он далек от права, но не стоит забывать, что государство должно всегда действовать в рамках права, в особенности в вопросах государственной собственности.

На сегодняшний день можно говорить о том, что государственная собственность управляется неэффективно, а регулирование данных процессов рассеяно по разнообразным нормативным актам, чаще всего подзаконным.

Государственная и муниципальная собственность делятся на три группы:

–       Государственная федеральная собственность (собственность Российской Федерации);

–       Государственная собственность субъектов Российской Федерации (субфедеральная собственность);

–       Муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.

Специфика государственной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают армия, полиция, другие силовые структуры, правовая система.

В соответствии с п. «г» ст.72 Конституции РФ вопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. В п. «д» ст.

71 определено, что в ведении РФ находится федеральная собственность и управление ею.

Именно Российская Федерация определяет, какие объекты государственной собственности относятся к федеральной собственности и как она управляется.

Все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности, считается федеральным.

Последнее разделено на федеральное имущество и имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Российской Федерации.

В свою очередь субъект федерации вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность.

Говоря о проблеме совершенствования правового регулирования предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, следует отметить, что выполнение задач обеспечения в нашей стране свободы и демократии связано с необходимостью укрепления механизмов властвования в рамках права [2. с.4].

Исследуя данную тему, не следует забывать, что Российская Федерация представляет собой федеративное государство, вследствие чего в ее правовой системе одно из первых мест отводится правовому положению субъектов Федерации.

Государственная собственность является основой экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации в решении вопросов, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ и действующим законодательством.

При этом территориальная организация таких субъектов Российской Федерации как края (области) с входящими в их состав автономными округами предполагает значительные особенности как в механизме разграничения государственной собственности и доходов от нее, так и в управлении объектами государственной собственности [3.с.4].

В то же время, государственная собственность, а самое главное, ее эффективное использование имеет важнейшее значение для обеспечения стабильности бюджетов субъектов Федерации.

Организация государственной власти в федеративном государстве предполагает, что федерация обладает основными полномочиями по разграничению как предметов ведения и полномочия, так и налоговых доходов, составляющих основу бюджетов всех уровней.

Требования минимальной бюджетной обеспеченности обуславливает необходимость наличия у субъектов Федерации собственных источников доходов, обеспечивающих минимально необходимые расходы их бюджетов. Но распределение бюджетных налоговых доходов в Российской Федерации никогда не было справедливым.

Если существенная часть расходных статей часто перекладывается на бюджеты регионов, то распределение налоговых доходов остается в соотношении 60/40 в пользу Федерации. В этой связи эффективное управление государственной собственностью субъекта Федерации, приводящее к повышению доходов бюджета, приобретает все большее значение.

Вместе с тем, перераспределение властных полномочий между федеральным и региональным уровнями государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, рассматриваемое в комплексе, предполагает необходимость передачи соответствующим органам власти не только полномочий, но и имущества, необходимого для их реализации [3.с.4].

Тем самым, государство, делегируя часть собственности и соответственно управление ее, пытается, как можно более рационально распорядиться средствами бюджета, преумножить их. В последнее время законодатель начал задумываться о новых формах и способах этого преумножения и одним из вариантов является государственно-частное партнерство.

В настоящее время, финансовые обязательства государства в развитии социально-экономических сфер очень быстро растут, поскольку данные отрасли являются капиталоёмкими и низкоприбыльными, а государственный бюджет не в состоянии самостоятельно обеспечивать поддержку этих отраслей.

В этой ситуации разумно привлекать средства из частного сектора. Такой симбиоз может быть полезен для обеих сторон. Бизнесу удобно, что государство оплачивает вложения инвестора в рассрочку. В этом случае возврат инвестиций осуществляется за счёт налоговых поступлений государства с учётом оговорённого ранее процента.

К тому же, инвестор может вернуть свои средства за счёт взимания платы потребителей той или иной услуги. И, наконец, можно совместить оба способа возврата денег — частично из госбюджета, частично за счёт оплаты потребителями услуг.

Такое взаимодействие частного и государственного капиталов носит название государственно-частное партнёрство [4.с.14].

Государственно-частное партнёрство это такое взаимодействие сторон, при котором, государство привлекает частный бизнес в проекты, важные с социальной точки зрения для региона или страны в целом.

Государственно-частное партнёрство позволяет государству:

–          при сохранении объекта в общественной собственности передавать его во владение и пользование частному сектору на возвратной основе при соблюдении строгого контроля за деятельностью частной компании;

–          переложить функции строительства, эксплуатации, содержания объектов общественной собственности, в первую очередь в сфере производственной и социальной инфраструктуры, на частный сектор;

–          обеспечить техническое и технологическое развитие государственных и муниципальных производств, объектов и услуг;

–          создать условия и предпосылки для эффективного функционирования производственных объектов, находящихся в общественной собственности, оптимального управления ими, рациональной эксплуатации природных ресурсов, защиты окружающей среды;

–          прерывать действие контракта в случае нарушения частной компанией его условий и положений, возвращать объект в государственное управление или передавать его другому хозяйствующему субъекту;

–          —более полно реализовывать принципы социальной справедливости при оптимизации государственного вмешательства в экономику;

–          формировать конкурентные рынки в сфере отдельных сегментов государственной и муниципальной собственности;

–          получать дополнительные платежи в бюджеты всех уровней [5.с.15].

В настоящее время законодательная база для государственно-частного партнерства имеется, но требуется активная ее доработка, прежде всего на федеральном уровне, поскольку на региональном уровне в ряде субъектов Российской Федерации существуют подобные законы, но они разрозненны.

К сожалению, на данный момент потребность в государственно-частном партнерстве со стороны государственных органов носит декларативный характер [5.с.15].

Однако, автор считает, что данная форма управления государственной собственностью является одной из наиболее приоритетных на сегодняшний день, а потому, требующей законодательной доработки и внедрения на практике.

Это позволит экономике Российской Федерации выйти на качественно новый уровень.

Подводя итог, хочется отметить, что все основные способы регулирования и управления государственной собственностью в общем и целом отработаны точно.

Однако, на современном этапе развития Российской Федерации, нашему государству требуется новый способ управления государственной собственностью и им может стать государственно-частное партнёрство.

При условии доработки законодательной базы в данной области, а так же учитывая результаты апробации данного правового института на практике в ряде регионов нашего государства.

Литература:

1.           Ахметьянова З. А. Вещное право: учебник. М.: Статут, 2011. 360 с.

2.           Московская П. Г. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в экономической сфере (на примере Приволжского федерального округа): автореф. дисс…. канд. юрид. наук. — М., 2004

3.           Кулешов Е. В. Управление государственной собственностью в сложносоставных субъектах РФ: Дис…. канд. юрид. наук: 12.00.14: Москва, 2004 190 c.

4.           Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2006.

5.           Барьеры развития механизма ГЧП в России.–М.; НПФ «Экспертный институт», 2010

Основные термины(генерируются автоматически): государственная собственность, Российская Федерация, муниципальная собственность, государственная власть, государственно-частное партнерство, государство, общественная собственность, федеральная собственность, частный сектор, Гражданский кодекс.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/114/5463/

Право собственности на землю: государственная, муниципальная и другие виды

Разграничение государственной и муниципальной собственности в рф

Государственная собственность бывает 2х видов: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная). Особенность субъектов государственной собственности в том, что они обладают правом территориального верховенства.

От имени РФ правомочия собственника осуществляют: Правительство РФ, которое свои полномочия может передавать иным федеральным органам власти или юридическим лицам. Основным таким органом является федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются законами субъектов РФ.

От имени муниципальных образований правомочия собственника осуществляют такие субъекты как муниципальные образования: городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории Москвы и Санкт-Петербурга. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются НПА органов местного самоуправления.

Объекты. В соответствии с ГК, в государственной собственности находятся все земли за исключением земель, находящихся в муниципальной или частной собственности (презумпция государственной собственности на землю).

Порядок разграничения государственной собственности на землю определяется Земельным кодексом, Законом “О введении в действие Земельного кодекса”, Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

В муниципальной собственности, как правило, находятся земельные участки, расположенные на территории этих образований.

Основания возникновения государственной и муниципальной собственности.

Государственная собственность на землю возникает:

1. по прямому указанию федеральных законов,

2. по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),

3. при разграничении государственной собственности на землю;

4. дополнительные основания возникновения права собственности на землю городов Москвы и Санкт-Петербурга: правом собственности является добровольный отказ частных лиц на право собственности на соответствующий земельный участок.

С момента государственной регистрации прекращения права собственности на такой земельный участок, возникает право собственности Москвы или Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ не установлено, что возникает собственность муниципальных образований.

Муниципальная собственность возникает:

1. по прямому указанию Федеральных законов и законов субъектов РФ;

2. по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),

3. в процессе разграничения государственной собственности на землю;

4. муниципальная собственность возникает в отношении земельных участков, от права собственности на которые отказались частные лица, если федеральными законами не предусмотрено иного.

С момента государственной регистрации прекращения права собственности возникает муниципальная собственность поселений, городских округов либо муниципальных районов, если земельных участок находится на межселенных территориях.

Из федеральной собственности в собственность субъектов, муниципальных образований передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано до 08.12.2008 г.

, если: во-первых, земельный участок при разграничении государственной собственности на землю должен быть отнесен соответственно к региональной или муниципальной собственности; во-вторых, к собственности муниципальных районов, поселений, округов относятся земельные участки, если на них расположены здания, находящиеся в федеральной собственности; они переданы федеральным органам власти их территориальным органом, либо созданным ими казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они переданы федеральным академиям наук и созданным такими академиями организациям; иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами.

Решение о передаче таких участков принимает Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом в течение 2х месяцев с даты подачи соответствующего предложения.

Если право собственности не было зарегистрировано до 09.12.2008 г., то земельные участки распределяются в соответствии с правилами, предусмотренными для разграничения государственной собственности на землю. Изложенные положения не распространяются на земельные участки в границах федеральных курортов и одновременно в границах иных особо охраняемых природных территориях федерального значения.

По общему правилу неразграниченными земельными участками распоряжаются органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов. Исключения из данного правила:

1) если земельные участки находятся на территории административных центров, столиц субъектов РФ; такими земельными участками распоряжаются органы местного самоуправления поселений, если законами субъектов РФ такое право не предоставлено органам государственной власти субъектов РФ;

2) неразгарниченными земельными участками, расположенными на территории Москвы или Санкт-Петербурга, распоряжаются органы государственной власти Москвы или Санкт-Петербурга, если законами Москвы или Санкт-Петербурга данное правило не предоставлено внутригородским территориям Москвы или Санкт-Петербурга;

3) это исключение, предусмотренное законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Правовая база: Земельный Кодекс РФ, ФЗ “О введении в действие Земельного Кодекса”; ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Основания для выделения государственной собственности при разграничении государственной собственности на землю.

К государственной собственности относится:

1. земельные участки, на которых находятся здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной или региональной собственности;

2. земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ или субъектов РФ, их территориальным органам, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям, а также некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти (РФ или субъектами РФ);

3. иные земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами;

4. федеральная собственность возникает в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования, праве безвозмездного срочного пользования, аренды государственным академиям наук, созданным или подведомственным государственным академиями наук организациям;

5. к федеральной собственности относятся переданные в аренду Российские автомобильные дороги.

К собственности муниципальных образований относятся:

1. земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящиеся в собственности муниципального образования;

2. земельные участки, переданные органам местного самоуправления, казенным предприятиям, муниципальным предприятиям, а также некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления;

3. иные земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами или законами субъектов РФ.

В Москве и Санкт-Петербурге при разграничении государственной собственности муниципальные земли и земельные участки не выделяются.

Постановлением Правительства от 30.06.2006 № 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности при разграничении государственной собственности на землю (заявление; документы на здание, строение, сооружение; план на земельный участок; документ на предоставление земельных участков). 2.

Право государственной и муниципальной собственности на землю

Основания возникновения права собственности – установлено ст. 218 ГК РФ.

Основания прекращения права собственности – установлено ст. 235 ГК РФ.

Государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Государственной собственностью так же будут земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юр. лиц либо муниципальных образований.

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Субъекты государственной собственности (ст 125 ГКРФ)

От имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы гос. власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Нюанс: в случаях и в порядке, предусмотренных ФЗми, указами Президента и постановлениями Правительства, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать гос. органы, органы местного самоуправления, а также юр. лица и граждане.

Объекты права собственности

РФ может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению гос. знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

Государственное имущество подразделяется на:

  • – имущество, закрепленное за гос. предприятиями и учреждениями;
  • – гос. казна РФ и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

Субъекты муниципальной собственности

Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в гос. или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

Объекты муниципальной собственности

Муниципальное имущество подразделяется на:

  • – имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;
  • – казна муниципальных образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

Передача земель в муниципальную собственность не влечет автоматического изменения границ муницип образований, за исключением случаев, когда это прямо не предусмотрено законами субъектов РФ.

Это означает, что то или иное муниципальное образование может иметь в собственности земли на территории другого муниципального образования.

Пределы осуществления прав собственника

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, закрепляется во владение, пользование и распоряжение (ст 294, 296 ГКРФ).

Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Средства соответствующего бюджета и иное гос. или муниципальное имущество, не закрепленное за гос.

или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют гос. или муниципальную казну.

Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, гос. и местной программами приватизации.

Приватизация — отчуждение (переход) недвижимого имущества из гос. или муниципальной собственности в частную собственность граждан или юр. лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

К объектам приватизации относятся:

  • – предприятия и другие имущественные комплексы;
  • – здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;
  • – земельные участки;
  • – жилые помещения;
  • акции открытых акционерных обществ.

Основания возникновения государственной и муниципальной собственности

Учитывая, что земля является не только недвижимым имуществом, но и природным ресурсом, то есть представляет большое значение с экологической, социальной и экономической точек зрения, действующее законодательство не допускает случаев отсутствия собственника у такого имущества.

Земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юр. лиц или муниципальных образований, являются гос. собственностью. Однако справедливым представляется мнение, что указанная норма дает лишь определение гос. земель и не является основанием возникновения права гос. собственности.

Источник: https://soyz-rieltorov.ru/uchastok/pravo-sobstvennosti-na-zemlyu-gosudarstvennaya-municzipalnaya-i-drugie-vidy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.