Разграничение государственной и муниципальной собственности
Разраничение государственной, региональной и муниципальной собственности
В собственности РФ, субъектов РФ и муниципалитетов находится имущество, необходимое им для осуществления полномочий, возложенных на них Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными актами муниципалитетов.
В собственности РФ находится также имущество стратегического назначения: виды имущества, находящиеся в собственности РФ; виды имущества, которые могут находиться в государственной и муниципалитетной собственности, а также особенности оборота государственного и муниципалитетного имущества, в том числе ограничение оборота или исключение из оборота отдельных видов данного имущества.
Основными правовыми документами, определяющими порядок разграничения государственной собственности являются: ст.72 Конституции РФ и Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.
91 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность» (с изменениями и дополнениями).
Вопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Вышеуказанным постановлением Верховного Совета РФ №3020-1 были утверждены три перечня видов объектов, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.
Согласно этому постановлению, независимо от ведомственной подчиненности предприятий и от того, на чьем балансе они находятся исключительно к федеральной собственности отнесены пять видов объектов:1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны.
В их числе – ресурсы континентального шельфа территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, охраняемые или особым образом используемые природные объекты, объекты историко-природного, культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории РФ.
2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач. К ним относятся; государственная казна РФ, имущество вооруженных сил, специальных войск, органов безопасности, внутренних дел РФ и других учреждений, финансируемых из российского бюджета.
Объекты Российской академии наук, отраслевых академий Министерства образования РФ, Министерства науки и технической политики, Министерства здравоохранения РФ, государственных научных центров.
Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической служб, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов; санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, стандартизации и метрологии, машиностроительные станции и полигоны, а также государственные запасы, мобилизационные резервы и предприятия, обеспечивающие их сохранение.
3. Объекты оборонного производства.
4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.
Это — предприятия и объекты добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья; топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики, транспорта, за исключением автомобильного; речного и морского флота, газофикации (за исключением муниципальной), федеральных автомобильных дорог общего пользования, предприятия связи, телерадиопередающие станции, государственные племенные и конные заводы, совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анодромных видов рыб, серпентарии.
5. Прочие объекты – предприятия фармацевтической промышленности, медико-биологических препаратов, предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.
Виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесные фонды, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вторую группу объектов государственной собственности (Перечень 2)составляют предприятия, относящиеся к федеральной собственности, отдельные объекты из которых могут передаваться в государственную собственность национально- и административно-территориальных образований и административное управление которыми до момента их приватизации осуществляет Правительство РФ.
К ним относятся предприятия всех отраслей народного хозяйства, занимающие доминирующее положение на российском или местных рынках товаров, работ и услуг, крупнейшие предприятия со среднегодовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 200 млн. руб. или численностью занятых более 10 тыс. человек, предприятия атомного и энергетического машиностроения, рыбопромысловой промышленности, зверосовхозы.
В составе таких объектов названы не включаемые в имущество предприятий государственные санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении центральных органов государственного управления Российской Федерации, объекты гостиничного хозяйства, учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геолого-разведочные и изыскательские организации, научно-производственные объединения.Сюда же относятся предприятия: автомобильного транспорта, по строительству и эксплуатации воднохозяйственных систем и сооружений, телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия и издательства, информационные и телеграфные агентства Министерства печати и массовой информации России, общереспубликанские предприятия строительства, производство строительных материалов и конструкций.
Средние специальные и профессиональные учебные заведения, имеющие общереспубликанское значение, базы комплектации, холодильные установки, элеваторное хозяйство, оптовоскладские помещения и предприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций также включены в перечень таких объектов.
Постановлением № 3020-1 (Перечень 3) к муниципальной собственности местных органов самоуправления отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов.
В число таких объектов, находящихся в оперативном управлении местной администрации, входят: жилищный и нежилой фонд, обслуживающие их жилищно-эксплуатационные и ремонтные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры, городского пассажирского транспорта, включая метрополитен, внешнего благоустройства и обслуживающие их предприятия и др.
К муниципальной собственности отнесены и такие объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления субъектов федерации, как предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, оптовоскладские мэщности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий.
В состав муниципальной собственности включены учреждения и объекты здравоохранения, за исключением областных больниц и диспансеров; народного образования, кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями; культуры и спорта.
В состав муниципальной собственности входят предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства России и, за исключением закрытой сети, все предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.Объекты, переданные в государственную собственность субъектов федерации, муниципальную собственность городов и районов, могут быть переданы в муниципальную собственность административно-территориальных образований, входящих в их состав.
В соответствии с п. 3 этого постановления объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3, передаются в собственность субъектов федерации.
Особое значение имеет последний абзац п. 3 данного постановления. В нем прямо указано, что до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Таким образом, было законодательно установлено, что до момента определения и соответствующего оформления прав собственности она является федеральной. '
Действие постановления не распространяется на землю, ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир (п.
1), а также на объекты интеллектуальной собственности и объекты, ранее созданные и содержавшиеся за счет бюджетных средств и находящиеся за пределами территории России, правовой режим, которых определяется другими законодательными актами РФ и международными соглашениями.
Во исполнение данного постановления Верховного Совета РФ №3020-1 18 марта 1992 г.
Было создано распоряжение Президента РФ № 114-РП «Об утверждении Положения об определении необходимого состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» ( далее Положение).Это распоряжение определило порядок составления перечня объектов, подлежащих передаче собственности субъектов РФ и процедуру передачи.
Источник: https://studopedia.su/13_40156_razranichenie-gosudarstvennoy-regionalnoy-i-munitsipalnoy-sobstvennosti.html
Разграничение права государственной и муниципальной собственности
В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.
До принятия специального закона объекты государственной и муниципальной собственности разграничиваются в порядке, введенном Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.
Передача объектов из федеральной государственной собственности в собственность субъектов РФ первоначально осуществлялась на основании указанных выше нормативных актов в безвозмездном порядке и без оформления каких-либо договоров.
Впоследствии сложилась практика возмездной передачи, так как в соответствующих актах Правительства РФ предписывалось уменьшать размер средств, перечисляемых из федерального бюджета субъектам Федерации, на сумму рыночной стоимости передаваемых объектов.
Что касается объектов муниципальной собственности, то включение их в состав последней влекло возникновение права муниципальной собственности на них в силу закона.
В настоящее время объекты государственной и муниципальной собственности перераспределяются в соответствии с законами, разграничивающими предметы ведения и полномочия органов государственной власти (Российской Федерации, ее субъектов) и муниципальных образований. В частности, перераспределение государственного и муниципального имущества между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями осуществляется в обязательном порядке и безвозмездно.
Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям может принадлежать только то имущество, которое необходимо им для осуществления публичных функций и полномочий, возложенных на них действующим законодательством. Перечни соответствующего имущества, которое может находиться в собственности субъектов РФ и муниципальных образований, содержатся в ст.26 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [4] и в ст. 50 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.
Перечни имущества, необходимого для осуществления полномочий субъектов РФ, устанавливаются в развитие норм федерального закона также законами этих субъектов.
Передача федерального имущества в собственность субъектов РФ и наоборот осуществляется на основании решений Правительства РФ. Передача имущества субъектов РФ в муниципальную собственность и наоборот – на основании решений исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Передача федерального имущества в муниципальную собственность осуществляется на основании решений Правительства РФ.
Указанными решениями утверждаются перечни передаваемого имущества, включающие государственные или мyниципaльныe унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иное имущество.
Данные решения содержат указание о моменте возникновения права собственности и являются основанием возникновения такого права у субъектов, получающих соответствующее имущество. При этом в Законе (п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г.
№ 122-ФЗ [7]) установлено, что к соответствующим отношениям по безвозмездной передаче имущества нормы ГК РФ и Закона о государственной регистрации прав на недвижимость, определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей указанному специальному Закону.
Поэтому право собственности на соответствующие объекты будет возникать с момента, устанавливаемого решением Правительства РФ или исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о передаче имущества. Имущество передается по передаточным актам, подписываемым государственными и муниципальными органами, уполномоченными на передачу (принятие) имущества.
В этой связи ранее действующие нормативные акты о разграничении государственной и муниципальной собственности подлежат применению лишь в части, не противоречащей указанным законам о перераспределении государственного и муниципального имущества в соответствии с распределением публичных функций.
Кроме того, сохраняют свое значение ряд федеральных законов, где указываются объекты, которые должны или могут находиться только в федеральной государственной собственности и (или) в собственности субъектов РФ.
Объекты, находящиеся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований, учитываются в соответствующем реестре собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Источник: https://studopedia.ru/19_318176_razgranichenie-prava-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sobstvennosti.html