Разграничение государственной собственности на землю регулируется

Содержание

11.Разграничение государственной собственности на землю

Разграничение государственной собственности на землю регулируется

Государственнойсобственностью являются земли,не находящиеся в собственности граждан,юридических лиц или муниципальныхобразований (ст. 16 Земельного кодексаРФ).

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «Оразграничении государственнойсобственности на землю» закрепляетсяразграничение государственнойсобственности на землю на:

  1. собственность РФ (федеральную собственность);

  2. собственность субъектов РФ;

  3. собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Согласно ст. 214 ГК РФ государственнойсобственностью в России являетсяимущество, принадлежащее на правесобственности Российской Федерации(федеральная собственность), и имущество,принадлежащее на праве собственностиее субъектам (собственность субъектаФедерации).

От имени РФ и ее субъектов правасобственника реализуют органыгосударственной власти в пределах ихкомпетенции, установленной актами,определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренныхфедеральными законами, указами ПрезидентаРФ и постановлениями Правительства РФ,нормативными актами субъектов РФ, поих специальному поручению от их именимогут выступать государственные органы,органы местного самоуправления, а такжеюридические лица и граждане (ст. 125 ГКРФ). Государство (в лице РФ и ее субъектов)в земельных отношениях может выступатьв одной из двух ролей:

  1. в качестве суверена, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. 9, 10 Земельного кодекса;

  2. в качестве собственника земельных участков. В последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.

Процедура проведения разграничениягосударственной собственности на землюустановлена Федеральным законом от 17июля 2001 г. 101-ФЗ «О разграничениигосударственной собственности наземлю».

Момент возникновения права собственностина земельные участки у РФ, субъектовФедерации и муниципальных образованийсвязан с моментом государственнойрегистрации права собственности наземельные участки.

Основанием государственной регистрацииправа собственности являются актыПравительства РФ об утверждении перечнейземельных участков, на которые,соответственно, у РФ, ее субъектов имуниципальных образований возникаетправо собственности при разграничениигосударственной собственности на землю,а также вступившие в законную силусудебные решения по спорам, связаннымс разграничением государственнойсобственности на землю. В ст. 17З КРФустановлены основания возникновенияфедеральной собственности на землю.Помимо разграничения в соответствии свышеуказанным законом, к таковымотносятся:
  1. приобретение Российской Федерацией земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

  2. признание федеральными законами нахождения отдельных земельных участков в федеральной собственности.

12.Право муниципальной собственности на землю

Муниципальнаясобственность на землю возникает:

  1. в результате разграничения государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю»;

  2. в случае приобретения земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, по основаниям, установленным гражданским законодательством (ст. 19 Земельного кодекса РФ).

Территорию муниципального образованиясоставляют (ст. 12 Федерального закона«Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ»):

  1. земли городских, сельских поселений;

  2. прилегающие к ним земли общего пользования;

  3. рекреационные зоны;

  4. земли, необходимые для развития поселений;

  5. другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

От имени муниципального образованияправа собственника осуществляют органыместного самоуправления (или в случаях,установленных законом, иные лица поспециальному поручению органов местногосамоуправления).

В муниципальнойсобственности находятся земельныеучастки, признанные таковыми не толькофедеральными законами, но и принятымив соответствии с ними законами субъектаРФ.

Что касается гражданско-правовыхоснований приобретения муниципальнойсобственности на земельные участки, тов отличие от государственной собственностиона может возникать в порядке ст. 225Гражданского кодекса РФ и на бесхозныеземельные участки, от которых отказалисьсобственники.

При разграничении государственнойсобственности на землю в городахфедерального значения Москве иСанкт-Петербурге земельные участки вмуниципальную собственность непередаются.

Гражданско-правовыми основаниямивозникновения муниципальной собственностина земельные участки в этих субъектахРФ являются:

  1. признание федеральным законом земельного участка находящимся в муниципальной собственности;

  2. приобретение земельного участка муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством.

При разграничении государственнойсобственности на землю в собственностьтого или иного муниципального образованияпереходят земли, находящиеся в границахэтого требования.

Однако муниципальноеобразование может приобрести, напримеркупить, земельный участок, находящийсяза пределами территории муниципальногообразования.

Точно так же субъект РФили непосредственно Российская Федерациямогут передать безвозмездно в собственностьмуниципального образования любойучасток, в том числе и находящийся запределами его границ.

Передача земельныхучастков в муниципальную собственностьв городах Москве и Санкт-Петербургерегулируется их собственными законами,ими может быть предусмотрена и возмезднаяпередача земельных участков. Собственностьюграждан и юридических лиц (частнойсобственностью) являются земельныеучастки, приобретенные гражданами июридическими лицами по основаниям,предусмотренным законодательством РФ(п. 1 ст. 15З КРФ).

Источник: https://studfile.net/preview/5185401/page:7/

Разграничение государственной собственности – 38 советов адвокатов и юристов

Разграничение государственной собственности на землю регулируется

Земельные ресурсы страны разделены между такими собственниками:

  1. государство Российская Федерация: федеральный уровень;
  2. субъекты РФ и города федерального значения (Москва, Ст-Петербург, Севастополь): региональный уровень;
  3. населенные пункты: муниципальный уровень;
  4. юридические и физические лица: частная собственность.

В частную собственность могут передаваться только земли следующих категорий:

  • сельскохозяйственные;
  • отведенные под объекты промышленности;
  • муниципальные.

В отношении этих категорий применяют зонирование по видам разрешенного использования (индивидуальное строительство, ведение подсобного хозяйства и пр.).

Исключительно государственной собственностью являются земли:

  • лесного и водного фондов;
  • особо охраняемые;
  • принадлежащие Вооруженным Силам РФ либо ФСБ;
  • с объектами высокой культурной и исторической ценности.

Передача находящегося в частной собственности надела государству, возможна только по решению суда.

Зачем государству собственность?

Земли считаются государственной собственностью, если они не принадлежат физическим, юридическим лицам или муниципальным организациям. В качестве субъектов таких земель выступают федеральные, региональные и местные органы власти.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:

Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Основания возникновения госсобственности на землю являются следующими:

  1. ФЗ, действующие на общероссийском уровне.
  2. Разграничение земель, которые становятся собственностью государства.
  3. Приобретение земли государством согласно принятым законам.

Государственной собственностью являются земли:

  • лесные ресурсы;
  • обороны и безопасности;
  • территории, подлежащие особой охране;
  • водный фонд;
  • территории сельскохозяйственного использования;
  • населенные пункты;
  • территории, имеющие культурную, историческую ценность;
  • зоны рекреации;
  • земли промышленности, связи, транспорта и др.

Существуют следующие виды государственной собственности на землю:

  • федеральная;
  • региональная;
  • муниципальная.

Федеральная собственность включает наделы, принадлежащие Российской Федерации.

На региональном уровне земля может принадлежать областям, городам федерального значения, республикам и другим субъектам России. Муниципальная собственность принадлежит местным администрациям.

Земли не могут иметь нескольких собственников. Поэтому земля может находиться в собственности только на одном из трех уровней.

Земли переходят в собственность субъектов РФ или муниципалитета на следующих основаниях:

  1. Вступление в силу законодательных актов.
  2. Разграничение территорий.
  3. Приобретение земли согласно действующему порядку.
  4. Предоставление территорий федеральными властями на безвозмездной основе.

В городах федерального значения после прекращения прав собственности на землю участок переходит во владение муниципалитету.

Разграничение госсобственности в случае земельных участков производится на базе Конституции РФ и отраслевыми законодательствами. Право на землю также регулируется президентскими указами, постановлениями правительства и другими правовыми актами со стороны исполнительных органов власти.

Разграничением занимается Российская Федерация и ее субъекты. Принудительное отчуждение земель производится только при определенных условиях. Сюда относится равноценное возмещение за земли, подлежащие отчуждению.

Установления государственной собственности влечет ряд юридических последствий. Сюда относится возможность управления и распоряжения наделами, определения суммы арендной платы и порядка ее внесения.

Уполномоченные органы власти готовят перечни, согласно которым регистрируются государственные земли. Данные списки утверждаются на правительственном уровне.

Все земельные наделы распределяются по категориям. Дополнительно устанавливаются критерии, по которым земля относится к определенному виду собственности.

Целью закона № 101 было проведение разграничения со стороны муниципалитетов. Законодательный акт не устанавливал временные рамки для проведения этой процедуры.

Сегодня допускается создание участков из земель, которые еще не прошли разграничение и не зарегистрированы в реестре. За распоряжение неразграниченных территорий отвечают местных органы самоуправления.

Заключение

  1. Земли находятся в государственной собственности на основании федеральных законов, разграничения или приобретения территорий.
  2. В собственности государства находятся лесные, водные ресурсы, особо охраняемые и другие территории.
  3. Проблему разграничения земли решает Конституция России и федеральные законы.

  4. Земля не может иметь нескольких собственников.
  5. Участки переходят в собственность местных органов власти на основе законодательства, разграничения или передачи земли со стороны государства.
  6. Результатов разграничения является регистрация земельных участков.
  7. Земля распределяется по определенным категориям.

Государственная собственность не разграничена: что это значит?

Неразграниченная государственная собственность на землю – это отсутствие законодательного закрепления прав за какой-либо административно-территориальной единицей. Регистрация таких прав либо передача их, например, от субъекта РФ муниципалитету, называется разграничением.

Неразграниченными могут быть земли:

  1. сельскохозяйственные;
  2. ограниченные в обороте либо полностью изъятые;
  3. расположенные внутри поселений;
  4. предназначенные для расположения промышленных объектов, но пока не застроенные.

Четвертая категория в основном образована бывшими сельскохозяйственными землями, утратившими пригодность для выращивания культур вследствие загрязнения либо стихийных явлений.

Преимущественно неразграниченными являются удаленные от населенных пунктов сельскохозяйственные земли, целевое предназначение которых запрещает капитальное строительство (ЛПХ, огородничество и пр.). Ввиду их малопривлекательности разграничение осуществляется медленно и не плановым способом, а по требованию заинтересованных лиц.

Разграничение государственной собственности на землю: что это такое и как осуществляется?

гр. и юр лиц

Федерал собств.Собств. суб/федГос. не разг. собСобств. гражданСобств. юр.лицСПК «Александровское»3244,365,565,53178,8кфх «Садовое»228,13,03,0225,1кфх «Дон»438,97,77,7431,2кфх «Степное»411,86,56,5405,3Адм. Иловл. района274,6255,1255,119,5Иловлинск. лесхоз193,7193,7193,7Адм. с/ поселения516,6516,6Земли запаса31,331,331,3Земли ООПТ28,428,428,4«Волгоградавтодор»,26,120,520,55,6Железная дорога40,040,040,0Инд. предприниматели3,73,7Село Александровка125,0125,021,3103,7Всего земель в га5562,5651,7233,748,9369,1557,44347,85,6в %11,74,20,96,610,078,20,1

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

— земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

— иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

— земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Источник: https://za-nas-zakon.ru/zhkh-i-grazhdane/razgranichenie-gosudarstvennoj-i-municipalnoj-sobstvennosti-v-rf.html

Понятие и порядок разграничения государственной собственности на землю

Разграничение государственной собственности на землю регулируется

Разграничение государственной собственности на землю — механизм распределения прав на территории между различными административно-территориальными единицами. Некоторые участки остаются неразграниченными, но это не значит, что они изымаются из оборота. Кто ими управляет и как осуществляется процедура разграничения — этим вопросам посвящен данный материал.

Какие земли относятся к собственности субъектов РФ?

Земельные ресурсы страны разделены между такими собственниками:

  1. государство Российская Федерация: федеральный уровень;
  2. субъекты РФ и города федерального значения (Москва, Ст-Петербург, Севастополь): региональный уровень;
  3. населенные пункты: муниципальный уровень;
  4. юридические и физические лица: частная собственность.

В частную собственность могут передаваться только земли следующих категорий:

  • сельскохозяйственные;
  • отведенные под объекты промышленности;
  • муниципальные.

В отношении этих категорий применяют зонирование по видам разрешенного использования (индивидуальное строительство, ведение подсобного хозяйства и пр.).

Исключительно государственной собственностью являются земли:

  • лесного и водного фондов;
  • особо охраняемые;
  • принадлежащие Вооруженным Силам РФ либо ФСБ;
  • с объектами высокой культурной и исторической ценности.

Передача находящегося в частной собственности надела государству, возможна только по решению суда.

Чем регулируется разграничение госсобственности на землю?

В 2001 г был принят 101 ФЗ о разграничении государственной собственности на землю. Но к 2006 году стала очевидной неэффективность этого закона и он утратил силу.

На текущий момент регулирование процесса осуществляется при помощи следующих нормативно-правовых актов:

  1. Конституция РФ. Статья 72 п. «Г» говорит о том, что разграничение собственности на землю находится в ведении всей страны и субъектов. Статья 35 п. 3 предписывает передавать территории в собственность государства только по решению суда;
  2. Земельный кодекс (ЗК). Определяет виды государственной собственности: федеральную, региональную и муниципальную;
  3. ФЗ №137 (вводит в действие ЗК);
  4. ФЗ №122: посвящен вопросам регистрации сделок с недвижимостью и прав на нее;
  5. Гражданский кодекс (ГК). Устанавливает такие понятия, как юридическое лицо, право собственности, имущество и пр.;
  6. прочие нормативные и правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства, распоряжения, инструкции, правила и пр.

Статья 3.1 п. 1 ФЗ №137 устанавливает федеральное подчинение для следующих территорий:

  • отведенных под строительство зданий Правительства РФ;
  • под государственные и унитарные предприятия;
  • принадлежащие Академии наук и ее организациям-сателлитам;
  • принадлежащие государственной компании Росавтодороги.

К собственности субъектов РФ относят территории:

  1. занимаемые местными органами управления и прочими государственными учреждениями;
  2. внутреннего сельхозназначения.

К муниципальным — участки под зданиями городской администрации (ст. 3.1 ФЗ №137, п. 2 и 3).

Порядок процедуры

Согласно действующему законодательству разграничение госсобственности осуществляется в такой последовательности:

  1. глава администрации населенного пункта или субъекта РФ подает в Министерство земельных отношений РФ заявление о предоставлении территории в собственность. Приводятся основания для этого: на участке расположены принадлежащие муниципалитету или субъекту РФ здания, земля нужна для реализации социальных или инвестиционных проектов и т.д. Также приводят кадастровый номер надела и реквизиты проекта межевания, если они есть. Подавать заявление также могут заместитель главы либо уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов;
  2. комитет по распределению земель при Министерстве в течение 30 дней рассматривает заявку и выносит по ней положительное или отрицательное решение;
  3. на основании решения комитета, Министерство издает соответствующее распоряжение;
  4. если делу дан ход, заявителю выдается скорректированная схема с указанием площади и месторасположения территории. Тот обращается с этим документом в лицензированную геодезическую компанию с просьбой выполнить кадастровые работы;
  5. кадастровый инженер определяет точные границы участка и разрабатывает межевой план. Последний подается на утверждение в федеральный комитет;
  6. право собственности регистрируется в Росреестре.

Если основанием разграничения выступает факт наличия на участке недвижимости, регистратору подают правоустанавливающие документы на нее и кадастровый план с этими объектами.

В зависимости от цели разграничения вместе с заявлением в Министерство земельных отношений подаются документы:

  • проект межевания, если на территории предполагается развернуть строительство;
  • комплексный проект развития местности;
  • план распределения наделов среди граждан;
  • план застройки.

Проблемы

Многие трудности, обусловленные несовершенством ФЗ №101, преодолены. Благодаря введению новых принципов, процедура разграничения упрощена, права регионов и муниципалитетов четко очерчены и хорошо согласовываются. Но и в современном виде схема не всегда работает гладко.

В частности, возникла неопределенность из-за передачи контроля за базой федеральной, муниципальной и региональной собственности Росреестру. Ранее эту функцию выполнял особый орган исполнительной власти, теперь же не всегда понятно, каков объем полномочий у администрации территориальной единицы в отношении участка.

Кто распоряжается неразграниченными участками?

Неразграниченные территории находятся под юрисдикцией государственных органов местного самоуправления (ФЗ №137, ст. 3.3, п.2):

  • городских администраций;
  • органов самоуправления поселений;
  • администраций муниципальных округов.

Помимо своих внутренних территорий муниципальные власти распоряжаются и неразграниченными землями сельских поселений, расположенных в пределах муниципального округа. Неразграниченные территории городов федерального значения находятся под юрисдикцией Правительства РФ.

Закон разрешает формировать на неразграниченных территориях участки и отдавать их в пользование муниципалитетам и субъектам РФ, сдавать в аренду либо безвозмездно физическим и юридическим лицам (ФЗ №137, ст. 3.3, п. 1). Арендная плата поступает в бюджет муниципальных властей (ФЗ №137, ст. 3.4, п. 15).

Наблюдение за использованием неразграниченных земель осуществляет Институт развития жилищной сферы. Если он посчитает целесообразным передачу контроля от муниципальных властей федеральным структурам, первым направляется соответствующее заявление.

Неразграниченные земли, то есть не переданные под управление конкретных органов власти, подлежат разграничению. Процедуру реализует комитет при Министерстве земельных отношений на основании заявления главы местной администрации. Неразграниченные территории также используются. Ответственность за это возлагается на муниципальные округа.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Источник: https://prozakon.guru/nedvizhimost/zemelnye-uchastki/razgranichenie-gosudarstvennoj-sobstvennosti.html

Разграничение публичной собственности на землю

Разграничение государственной собственности на землю регулируется

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральнаясобственность),и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации).

Таким образом, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Поскольку объектами любых прав на землю могут быть только индивидуально определенные земельные участки, в настоящее время серьезные трудности связаны с определением объектов собственности публичных образований, в частности государственной собственности.

С июля 2001 по июль 2006 г.

существовала самостоятельная законодательно установленная процедура разграничения публичной собственности.

Разграничениегосударственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с утратившим силу Федеральным законом “О разграничении государственной собственности на землю” от 17 июля 2001 г.

N 101-ФЗ.

Целями разграничения публичной собственности являлись индивидуальное определение каждого земельного участка и отнесение к федеральной, региональной или муниципальной собственности путем принятия соответствующего перечня на уровне Правительства Российской Федерации.

Данная процедура была крайне сложной и запутанной, а также требовала больших технических, временных и финансовых затрат, так как предполагалось индивидуально определить каждый участок на территории, составляющей примерно 70 – 80% от территории Российской Федерации, а также принять решение об отнесении каждого участка к собственностиконкретного публичного субъекта. Разумеется, данная деятельность не была осуществлена, в связи с чем было принято решение об отмене разграничения государственной собственности в качестве самостоятельной процедуры.

В настоящее время разграничение государственной собственности на землю регулируется ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, вступившей в силу с 1 июля 2006 г.

Данная статья устанавливает следующие принципы разграничения: 1) закреплено, что акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, изданные Правительством Российской Федерации при разграничении государственной собственностина землю до 1 июля 2006 г., являются основанием для государственной регистрации права собственности соответствующего публичного образования на такие земельные участки; 2) установлены три признака, позволяющие отнести земельный участок к собственности одного из публичных образований (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование): – нахождение на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося в собственности соответствующего публичного образования; – если земельный участок был предоставлен органам власти соответствующего уровня, их территориальным органам (в отношении федеральных органовгосударственной власти), казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами власти соответствующего уровня;

– прямое указание федерального закона, а в отношении земель, относящихся к муниципальной собственности, – прямое указание федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с федеральным законом.

права собственности на землю.

Под правом собственности понимают совокупность принадлежащих субъекту правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, позволяющая ему по своему усмотрению совершать в отношении его любые действия, не противоречащие нормам права и охраняемым законом интересам других лиц. Это право собственности в субъективном смысле.

Под правом собственности в объективном смысле понимают совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и составляющих самостоятельный институт той или иной отрасли права, в нашем случае – Российского земельного права.

Среди прав на землю выделяется две основные группы:

права, определяющие принадлежность, присвоенность имущества (в данном случае природных объектов) – например, право собственности,

и правопользования – например аренда. Возможность иметь в частной собственности землю предусмотрена Конституцией РФ 1993 года (ст. 9).

Конституция закрепляет только два ограничения осуществления собственником своих прав – не нанесение ущерба окружающей природной среде и защита охраняемых законо интересов других лиц. Это же правило содержит ст. 209 Гражданского кодекса РФ.

По земельному законодательству РФ граждане могут иметь в собственности земельные участки.

Однако их использование ограничено целевым назначением, например для дачного участка, и другими условиями, закрепленными в договоре о передаче участка.

При этом предоставление гражданам земли ведется в основном для организации личного подсобного (садово–огородного) или крестьянского (фермерского) хозяйства. Вопросы землеотвода решают органы субъектов РФ или местного самоуправления.

Среди прав пользования можно выделить право аренды, предусмотренное для земельных участков и участков лесного фонда.

Для земельных участков предусмотрены также право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и сервитуты.

Для участков лесного фонда и участков, не входящих в лесной фонд, предусмотрены также права безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования, а также сервитуты.

Для водных объектов – право краткосрочного и долгосрочного пользования и сервитуты.

Для объектов животного мира к правам пользования относятся: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; изучение, исследование и иное использование в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Земля и другие природные ресурсы являются особым объектом гражданского оборота. Лица, имеющие в собственности земельный участок вправе распоряжаться им свободно, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

К числу земель, исключенных из оборота, могут быть отнесены, например, земли захоронений, земли лесного и водного фонда и другие, перечисленные в ст. 27 Земельного кодекса РФ. Кроме этих ограничений существуют также ограничения по целевому использованию отдельных категорий земель.

В частности, использование по целевому назначению устанавливается для земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природны территорий.

Собственник земельного участка вправе по своему усмотрению использовать все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает права других лиц.

Помимо прав закон устанавливает для собственника обязанности.

Основной обязанностью собственника является бремя содержания принадлежащего ему имущества. В состав этой обязанности входит, если иное не предусмотрено законом или договором, необходимость заботы о своем имуществе, поддержание его в должном состоянии (не захламление участка, использование его по целевому назначению, недопущение ухудшения качества земель .

Собственник несет также риск случайной гибели или порчи своего имущества при отсутствии чьей-либо вины (наводнение, землетрясение .

Риск случайной гибели переходит к собственнику в соответствии с правилами гражданского законодательства о возникновении права собственности. Например, такой риск переходит на приобретателя земельного участка с момента государственной регистрации.



Источник: https://infopedia.su/4x545d.html

Разграничение государственной собственности на землю регулируется

Разграничение государственной собственности на землю регулируется

Законодатель признает землю и другие природные ресурсы основой жизнедеятельности народов России: соответствующие положения отображены в ст. 9 Конституции РФ. Официальная правовая доктрина советского периода относила землю, недра, воды и живую природу в их естественном состоянии к народному достоянию.

Ст. 10 Конституции СССР 1977 года декларировала неотъемлемое право народов владеть, пользоваться и распоряжаться землями, на которых они проживают. Земельный фонд находился в ведении Советов народных депутатов, наделенных полномочиями передавать их гражданам, предприятиям и учреждениям исключительно в пользование.

Постулаты советского права:

  • признание земли и других природных ресурсов объектом исключительной госсобственности;
  • общность земельных ресурсов, абсолютная публичность их правового режима;
  • непризнание возможности нахождения земель, недвижимости, средств производства в руках частных собственников;
  • изъятие земельных участков из гражданского оборота.

После смены государственного строя идеологическая концепция, в которой земля одновременно признавалась достоянием народа и собственностью государства, была подвергнута критике. Ведь очевидно, что государство и народ нельзя отождествлять. Многие цивилисты и вовсе заявляют о бессодержательности такой категории как «народное достояние».

Между тем, советский подход отражает особую значимость земельного фонда для развития государства и общества. Нельзя отрицать, что принятие решений в отношении земельных участков требует учета не только частных, но и публичных интересов. Сегодня просматриваются предпосылки к формированию качественно новой модели госсобственности и общественного достояния, не отрицающих друг друга.

Основные понятия

Порядок, в котором осуществляется разграничение, достаточно сложный и оказывает непосредственное влияние на многие процессы (и в том числе социально-экономического характера), происходящие в стране.

Распад СССР ознаменовал прекращение государственной монополии на земельные ресурсы. Они могут принадлежать муниципалитетам, находится в частных руках. Все формы собственности признаются и защищаются в равной мере (ст. 8, 9 Конституции РФ).

Ч. 2 ст.214 Гражданского и ч. 1 ст. 16 Земельного кодексов устанавливают, что земли, не принадлежащие гражданам, организациям и муниципалитетам, находятся в собственности государства. Это положение обрело общеобязательный характер 1 января 1995 г. с введением в действие части I ГК РФ. Предписания ЗК РФ вступили в действие 29 октября 2001 г.

Законодатель устанавливает государственную собственность по остаточному принципу. Однако это вовсе не свидетельствует о ее малозначимости. Наоборот, государственный земельный фонд составляет основу суверенитета и хозяйства страны. Использования остаточного принципа для отграничения государственных земель от частных и муниципальных имеет объективные причины.

  • Компетенция РФ распространяется на все земли, находящиеся в пределах ее суверенной территории. Часть их являются целиной, земельные участки из них не сформированы.
  • Согласно ст. 131 ГК РФ права на недвижимость (собственность, хозяйственное ведение, постоянное пользование, долгосрочная аренда, ипотека, сервитуты) подлежат обязательной госрегистрации. Между тем, земельный кадастр и реестр недвижимости (ГКН и ЕГРП) созданы только в 1997 году. Оба информационных ресурса не содержат сведений об огромном массиве земель.

При иной формулировке ст. 214 ГК РФ и ст. 16 ЗК РФ следовало бы допустить, что земли целины не имеют собственника, являются «ничейными». Такое положение способствовало бы их самозахвату с последующим выдвижением требований о признании собственности на основании ст. 234 ГК РФ «Приобретательная давность».

Поэтому, использование такого приема нормотворческой техники как остаточный принцип в отношении земель госсобственности не только оправданно, но и является единственно возможным вариантом.

Какая земля является федеральной собственностью

Во владении государства находятся участки, которые:

  • отошли в соответствии с целевыми нормативными актами;
  • полученные в процессе разграничения;
  • приобретенные на законных основаниях.

В целях сохранения природных ресурсов и для обеспечения безопасности, безоговорочно к собственности федеральной причисляются:

  • лесные и водные фонды (если там расположены объекты центрального подчинения);
  • сельскохозяйственные угодья;
  • территории необходимые для оборонных нужд и пр.

Также по умолчанию государству принадлежат те наделы, что так и не были переданы в собственность гражданам и организациям до начала, рассматриваемого в настоящей статье процесса. До того момента пока разграничение не завершится, муниципальные власти имеют возможность распоряжается названными землями, если другое законами не предусмотрено.

Предлагаем ознакомиться:  Арест с земельного участка: как снять в 2020 году

Вопросы управления землями передаются уполномоченным органам федеральной власти.

Правовой режим государственной собственности на землю

Положению государства как участника земельных отношений присущ дуализм. В частноправовых отношениях оно выступает наравне с другими землепользователями, в публично-правовых – в качестве наделенного властными полномочиями субъекта.

Государство вправе реализовывать все обычные правомочности по владению, пользованию, распоряжению земельными ресурсами. Оно связано целевым назначением и разрешенными способами использования принадлежащих ему участков.

Земельными угодьями от имени государства распоряжаются органы исполнительной власти согласно компетенции.

Последние, среди прочего, уполномочены передавать земли государственного фонда в собственность, возмездное или безвозмездное пользование. Ст.

71 Конституции РФ декларирует принцип раздельного управления землями, согласно которому общефедеральной и субъектной собственностью распоряжаются госструктуры разного уровня. Однако в большинстве случаев он не реализуется.

Будучи субъектом властных полномочий, государство может изъять земельный участок в связи с его ненадлежащим использованием (ст. 284–286 ГК РФ).

Мотивируя свои действия публичными нуждами, уполномоченные госструктуры вправе инициировать прекращение частной собственности на землю без наличия каких-либо нарушений со стороны землевладельца (ст. 282 ГК РФ).

Действия властей могут сопровождаться принудительным изъятием размещенной на таких участках недвижимости (ст.239 ГК РФ).

Сегодня земли государственного фонда наиболее обширны по площади. Они имеют исключительную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий и особо охраняемых территорий. Согласно п. 4 ст. 87 ЗК РФ исключительно в федеральной собственности могут находиться земли, занятые:

  • объектами атомной энергии, космической деятельности;
  • федеральными энергетическими системами;
  • путями сообщения федерального значения;
  • объектами, обеспечивающими обороноспособность, защиту госграницы.

Особенностью правового режима земель, пребывающих в муниципальной и госсобственности, также является:

  • возможность их приватизации, получение в бессрочное и срочное безвозмездное пользование;
  • преимущественно конкурсный порядок заключения договоров аренды.

Образование земельных участков из земель государственной собственности

Применительно к государству важно понимать разницу между двумя понятиями: «право собственности на земли», имеющим публично-правовой оттенок, и «право собственности на земельный участок», которому присущ частноправовой. Чтобы использовать принадлежащие ему угодья тем или иным способом, государству необходимо образовать земельные участки, установить их целевое назначение.

Однако государство одновременно владеет огромным массивом целинных земель, не задействованных в хозяйственном обороте. В последнем случае речь идет о собственности на земли. Для сравнения: частное лицо может быть только собственником участка. Права собственности на земли в рассмотренном понимании у гражданина или организации возникнуть не могут.

Они являются специальными по отношению к общим нормам, оговоренным ст. 11.2 этого Кодекса, имеют приоритет в применении.

По общему правилу образование участков из земель госсобственности осуществляется на основании решений органов исполнительной власти соответствующего уровня.

Исключение: образование участков в пределах застроенных территорий, в отношении которых принято решение о застройке в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

В этом случае решение принимает лицо, с которым заключен договор о развитии такой территории (п. 7 ст. 11.2 ГК РФ). Решение хозяйствующего субъекта должно соответствовать документации о планировке территории.

В противном случае оно может быть отменено в судебном порядке.

Уполномоченные госорганы вольны принимать решения о первичном образовании участков из целины на свое усмотрение, как вариант – по инициативе лиц, заинтересованных в их предоставлении в собственность либо пользование. Если речь идет о преобразовании уже существующих участков, необходимо согласие всех землепользователей (арендаторов; граждан, которым участки предоставлены в пожизненное наследуемое владение и подобное).

Согласие не запрашивается:

  • у лиц, в пользу которых установлен сервитут, поскольку сервитуты продолжают действовать в прежних границах и после преобразования участков;
  • у государственных унитарных предприятий, поскольку государство – их единственный учредитель;
  • в случае преобразования участков по решению суда;
  • при изъятия участка для публичных нужд.

Образование участков госсобственности происходит на основании одного из таких документов:

  • проект межевания территории;
  • проектная документация лесного участка;
  • схема расположения участка на кадастровом плане территории.

Утвержденный проекта межевания требуется в случаях, когда вновь образуемый участок госсобственности расположен в границах:

  • территории, подлежащей комплексному освоению;
  • территории, в отношении которой заключен договор о комплексном развитии;
  • земель, предоставленных для садоводства, огородничества, дачного хозяйствования;
  • квартала, иного элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными зданиями.

К таковым принадлежат территории:

  • на которых находятся сооружения или постройки, принадлежащие регионам;
  • переданные органам власти субъектов, некоммерческим структурам, казенным предприятиям и пр.;
  • где располагается имущество приватизированное, ранее являвшееся собственностью регионов;
  • другие переданные на основании законодательства.

Помимо этого, субъектам разрешается еще владеть:

  • особыми охраняемыми зонами регионального значения;
  • лесными угодьями;
  • фондами распределения;
  • водными наделами (если на них располагаются объекты, пребывающие в собственности регионов).

Всеми этими землями управляют местные госорганы в пределах, имеющихся у них полномочий.

Муниципальная собственность

Считаются муниципальными владениями земли:

  • где находятся объекты, принадлежащие местным властям (например, городские и районные администрации, детсады, школы, больницы и пр.);
  • требующиеся для надлежащей организации обслуживания жителей, расположенные в границах населенного пункта (дороги, парки, улицы и т. д.).

Также принадлежат местным властям и территории, на которых находятся коммунальные объекты, бытовые, социально-культурные, а еще те, что расположены в пределах поселений либо прилегают к их границам.

Муниципалитетам разрешено заявлять о своем праве на собственность в отношении бесхозных земель, владельцы которых от них отказались. Эти участки впоследствии могут использоваться для удовлетворения имеющихся у населения потребностей.

Как видно из всего сказанного, делянкам, принадлежащим местной власти, свойственны определенные ограничения в использовании.

Предоставление земли из государственной собственности

Одной из особенностей публичной собственности на землю является ограниченность административного усмотрения уполномоченных госструктур.

Частный собственник волен распоряжаться своей землей в рамках закона как пожелает. Он сам решает, передавать ему землю в аренду или нет, с кем именно заключать договор, какую плату запросить. Исполнительный орган, наоборот:

  • зачастую не может отказать заинтересованному лицу в предоставлении участка в собственность либо пользование;
  • вынужден рассчитывать арендную плату согласно утвержденной правительством методике;
  • по общему правилу выбирает контрагента в конкурном порядке (через аукцион);
  • в ряде случаев обязан предоставлять земли бесплатно.

Правовые основания получения участков из земель госсобственности оговорены ст. 39.1 ЗК РФ. В их числе:

  • арендный договор;
  • договор безвозмездного пользования;
  • гражданско-правовое соглашение купли-продажи;
  • решение уполномоченного госоргана на случай приватизации земли, предоставления ее в постоянное бесплатное пользование.

Закон о разграничении государственной собственности на землю

Источник: https://elaginaanna.ru/razgranichenie-gosudarstvennoy-sobstvennosti-zemlyu-reguliruetsya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.