Разграничение государственной собственности относится

Разраничение государственной, региональной и муниципальной собственности

Разграничение государственной собственности относится

В собственности РФ, субъектов РФ и муниципалитетов находится имущество, необходимое им для осуществления полномочий, возложенных на них Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными актами муниципалитетов.

В собственности РФ находится также имущество стратегического назначения: виды имущества, находящиеся в собственности РФ; виды имущества, которые могут находиться в государственной и муниципалитетной собственности, а также особенности оборота государственного и муниципалитетного имущества, в том числе ограничение оборота или исключение из оборота отдельных видов данного имущества.

Основными правовыми документами, определяющими порядок разграничения государственной собственности являются: ст.72 Конституции РФ и Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.

91 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность» (с изменениями и дополнениями).

Вопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Вышеуказанным постановлением Верховного Совета РФ №3020-1 были утверждены три перечня видов объектов, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

Согласно этому постановлению, независимо от ведомственной подчиненности предприятий и от того, на чьем балансе они находятся исключительно к федеральной собственности отнесены пять видов объектов:

1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны.

В их числе – ресурсы континентального шельфа территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, охраняемые или особым образом используемые природные объекты, объекты историко-природного, культурного и природного наследия и художественные цен­ности, учреждения культуры общероссийского значения, расположен­ные на территории РФ.

2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования фе­деральных органов власти и управления и решения общероссийских задач. К ним относятся; государственная казна РФ, имущество воору­женных сил, специальных войск, органов безопасности, внутренних дел РФ и других учреждений, финансируемых из российского бюджета.

Объекты Российской академии наук, отраслевых академий Министер­ства образования РФ, Министерства науки и технической политики, Ми­нистерства здравоохранения РФ, государственных научных центров.

Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической служб, контроля за состоянием и охраны ок­ружающей природной среды и природных ресурсов; санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, стандартизации и метрологии, машиностроительные станции и полигоны, а также государственные запасы, мобилизационные резервы и предприятия, обеспечивающие их сохранение.

3. Объекты оборонного производства.

4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народно­го хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хо­зяйства.

Это — предприятия и объекты добывающей промышленности, за ис­ключением добычи местного сырья; топливно-энергетического ком­плекса, электроэнергетики, транспорта, за исключением автомобиль­ного; речного и морского флота, газофикации (за исключением муни­ципальной), федеральных автомобильных дорог общего пользования, предприятия связи, телерадиопередающие станции, государственные племенные и конные заводы, совхозы, селекционно-гибридные цент­ры, государственные семенные инспекции по сортоиспытанию сельско­хозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, пред­приятия и хозяйства по производству ценных и анодромных видов рыб, серпентарии.

5. Прочие объекты – предприятия фармацевтической промышлен­ности, медико-биологических препаратов, предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

Виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесные фонды, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вторую группу объектов государственной собственности (Перечень 2)составляют предприятия, относящиеся к федеральной собственности, отдельные объекты из которых могут передаваться в государственную собственность национально- и административно-территориальных об­разований и административное управление которыми до момента их приватизации осуществляет Правительство РФ.

К ним относятся предприятия всех отраслей народного хозяйства, за­нимающие доминирующее положение на российском или местных рын­ках товаров, работ и услуг, крупнейшие предприятия со среднегодовой сто­имостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 200 млн. руб. или чис­ленностью занятых более 10 тыс. человек, предприятия атомного и энерге­тического машиностроения, рыбопромысловой промышленности, зверо­совхозы.

В составе таких объектов названы не включаемые в имущество предприятий государственные санаторно-курортные учреждения, на­ходящиеся в ведении центральных органов государственного управ­ления Российской Федерации, объекты гостиничного хозяйства, уч­реждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геоло­го-разведочные и изыскательские организации, научно-производст­венные объединения.

Сюда же относятся предприятия: автомобильного транспорта, по строительству и эксплуатации воднохозяйственных систем и соору­жений, телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия и издательства, информационные и телеграфные агентства Минис­терства печати и массовой информации России, общереспубликан­ские предприятия строительства, производство строительных мате­риалов и конструкций.

Средние специальные и профессиональные учебные заведения, име­ющие общереспубликанское значение, базы комплектации, холодиль­ные установки, элеваторное хозяйство, оптовоскладские помещения и предприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций так­же включены в перечень таких объектов.

Постановлением № 3020-1 (Перечень 3) к муниципальной собствен­ности местных органов самоуправления отнесены объекты государст­венной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов район­ного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Со­ветов народных депутатов.

В число таких объектов, находящихся в оперативном управлении местной администрации, входят: жилищный и нежилой фонд, обслужи­вающие их жилищно-эксплуатационные и ремонтные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры, городского пассажирского транс­порта, включая метрополитен, внешнего благоустройства и обслужива­ющие их предприятия и др.

К муниципальной собственности отнесены и такие объекты госу­дарственной собственности, находящиеся в ведении органов государ­ственной власти и управления субъектов федерации, как предприя­тия розничной торговли, общественного питания, бытового обслу­живания населения, оптовоскладские мэщности, предприятия и под­разделения производственно-технической комплектации, необходи­мые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных пред­приятий.

В состав муниципальной собственности включены учреждения и объекты здравоохранения, за исключением областных больниц и дис­пансеров; народного образования, кроме спецшкол для детей, страдаю­щих хроническими заболеваниями; культуры и спорта.

В состав муниципальной собственности входят предприятия и объ­екты общественного питания, учреждения народного образования, здра­воохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства России и, за исключением закрытой сети, все пред­приятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслу­живания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

Объекты, переданные в государственную собственность субъектов федерации, муниципальную собственность городов и районов, могут быть переданы в муниципальную собственность административно-тер­риториальных образований, входящих в их состав.

В соответствии с п. 3 этого постановления объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3, передаются в собст­венность субъектов федерации.

Особое значение имеет последний абзац п. 3 данного постановления. В нем прямо указано, что до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собст­венности.

Таким образом, было законодательно установлено, что до момента определения и соответствующего оформления прав собственности она является федеральной. '

Действие постановления не распространяется на землю, ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир (п.

1), а также на объекты интеллектуальной собственности и объекты, ранее созданные и содержавшиеся за счет бюджетных средств и находящиеся за пределами территории России, правовой режим, которых определяется другими законодательными актами РФ и международными соглашениями.

Во исполнение данного постановления Верховного Совета РФ №3020-1 18 марта 1992 г.

Было создано распоряжение Президента РФ № 114-РП «Об утверждении Положения об определении необходимого состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» ( далее Положение).Это распоряжение определило порядок составления перечня объектов, подлежащих передаче собственности субъектов РФ и процедуру передачи.

Источник: https://studopedia.su/13_40156_razranichenie-gosudarstvennoy-regionalnoy-i-munitsipalnoy-sobstvennosti.html

10. Порядок разграничения государственной собственности

Разграничение государственной собственности относится

Земляи другие природные ресурсы, не находящиесяв собственности граждан, юридическихлиц либо муниципальных образований,составляют государственную собственность.В соответствии с действующимзаконодательством государственнаясобственность подлежит разграничениюна:

федеральную;

собственностьсубъектов РФ;

муниципальную.

Влитературе отмечают, что до разграничениягосударственной собственности можноговорить лишь о презумпции публичнойсобственности, т.к. эти земли еще никомуне принадлежат: ни РФ, ни субъектам, нимуниципальным образованиям.

Процессразграничения государственнойсобственности на землю –этопроцесс безвозмездной передачиземельныхучастков, не находящихся в частной собственности,на основании федеральных законов,Российской Федерации, субъектам РФ имуниципальным образованиям, как публичнойвласти.

Можновыделить 3 этапа развития отношений поразграничению государственнойсобственности:

1.до принятия ФЗ «О разграничениигосударственной собственности на землюот 17 июля 2001г. №101-ФЗ.

Основной правовойформой разграничения государственнойсобственности на землю стали договорыРФ с субъектами.

Но признание договоровосновной формой разграничения исключаловозможность принятия таких федеральныхзаконов, как Лесной кодекс РФ, которымвсе земли лесного фонда отнесены кфедеральной собственности.

2.период действия ФЗ «О разграничениигосударственной собственности на землю»от 17 июля 2001 №101-ФЗ. Законом не былареализована концепция разграниченияпо нескольким причинам, главные изкоторых сложность и длительностьпроцедуры разграничения, а также низкийуровень кадастрового учета земельныхучастков.

С1 июля 2006 года начался третий этапразвития отношений по разграничению.Процедура разграничения государственнойсобственности на землю упрощена путемоформления прав РФ на основаниифедерального закона.

Статья3.1. ФЗ от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении вдействие ЗК РФ» устанавливает, что кфедеральной собственности относятся:

Земельныеучастки, занятые зданиями, строениями,сооружениями, находящимися в собственностиРФ;

Земельныеучастки, предоставленные органамгосударственной власти РФ, ихтерриториальным органам, а также казеннымпредприятиям, государственным унитарнымпредприятиям или некоммерческиморганизациям, созданным федеральнымиорганами государственной власти;

Иныепредусмотренные федеральными законамиземельные участки и предусмотренныефедеральными законами земли.

Такимобразом, правоустанавливающимидокументами на земельный участокявляются правоустанавливающие документына здания, строения, сооружения, документыо предоставлении земельного участкана праве постоянного бессрочногопользования.

Приэтом права публичных собственников наземельные участки при разграничениигосударственной собственности на землюсчитается уже возникшими 1 июля 2006 годабез факта государственной регистрации.

11. Права на земельные участки лиц, не являющихся собственниками земельных участков

Иные вещные права, кроме собственности, называют также ограниченными вещнымиправами.

Основныевиды права землепользования физическихи юридиче­ских лиц, предусмотренныезаконодательством, следующие: постоянное(бессрочное) пользование землей;пожизненное наследуемое владениеземлей; безвозмездное срочное пользованиеземлей; аренда земель; сервитута.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком–это право гражданина владеть и пользоватьсяземельным участком, находящимся вгосударственной или муниципальнойсобственности, которое передается понаследству.

Владелецвправе возводить на участке здания,строения, сооружения, приобретая нанего право собственности.

Свведением Земельного кодекса РФ земельныеучастки не предоставляются на правепожизненного наследуемого владения ираспоряжение земельным участкомпринадлежащим на этом праве не допускается.

Пунктом1 статьи 20 Земельного кодекса РФпредусмотрено, что земельные участкина правепостоянного (бессрочного) пользованияпредоставляются только государственнымучреждениям, казенным предприятиям игосударственным и муниципальным органамвласти.Статьей 3 ФЗ «О введении в действие ЗКРФ» предусмотрено, что юридические лицаобязаны переоформить право постоянногобессрочного пользования на правособственности или право аренды до01.01.2010г.

П.4ст.20, п.2 ст.21 Земельного кодекса РФпредусмотрено, что граждане и юридическиелица, обладающие земельными участкамина праве постоянного (бессрочного)пользования, праве пожизненногонаследуемого владения, невправе распоряжатьсяэтими земельными участками.

Всоответствии со ст.24 ЗК РФ безвозмездноесрочное пользованиемогут быть предоставлены земли,находящиеся в государственной имуниципальной собственности, только

-государственным и муниципальнымучреждениям, федеральным казеннымпредприятиям, а также органамгосударственной власти и органамместного самоуправления, на срок неболее 1 года;

-религиозным организациям, имеющим направе безвозмездного пользованияздания, строения, сооружения религиозногои благотворительного назначения,земельные участки, на которых онирасположены, а также для строительствас предварительным согласованием местразмещения объектов на срок строительстваэтих зданий, строений, сооружений;

-работникам организаций отдельныхотраслей экономики (транспорта, лесногохозяйства, лесной промышленности,охотничьих хозяйств, государственныхприродных заповедников и национальныхпарков), в виде служебного надела.

Служебныенаделы предоставляются работникамтаких организаций в безвозмездноесрочное пользование, на время установлениятрудовых отношений на основании заявленийработников по решению соответствующихорганизаций из числа принадлежащих имземельных участков.

Сервитут-это право ограниченного пользованиячужим земельным участком или инымобъектом недвижимости. Сервитут – вещноеправо. В сервитутном правоотношенииодна сторона является управомоченной,другая – обязанной. Управомоченное лицоимеет право пользования имуществомобязанной стороны.

Право владения, атакже распоряжения вещью лицу, у которогоимеется право на сервитут нет. Всоответствии с п.2 ст.275 ГК РФ сервитутне может быть самостоятельным предметомдоговора купли-продажи, залога, и неможет передаваться каким-либо способомлицам, не являющимся собственникаминедвижимого имущества, для обеспечениякоторого сервитут установлен.

Существуетдва вида сервитутов: частный и публичный.

Частныйсервитутустанавливается в соответствии сгражданским законодательством наосновании соглашения.

Публичныйсервитутустанавливается законом или инымнормативным правовым актом РФ, субъектаРФ или органа местного самоуправления,если это необходимо для обеспеченияинтересов государства, местногосамоуправления или местного населения,без изъятия земельных участков. Публичныйсервитут устанавливается с учетомрезультатов общественных слушаний, дляразличных целей. Сервитут может бытьсрочным и постоянным. Согласно п.9 статьи23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственнойрегистрации прав на недвижимое имущество.

Правоаренды

Правоаренды возникает на основании договорааренды, по которому арендодательобязуется предоставить арендаторуимущество за плату во временное владениеи пользование или во временное пользование(ст. 606ГКРФ).

Настороне арендатора может выступатьлюбое физическое или юридическое,включаяиностранных граждан, лиц безгражданства,иностранных юридических лиц (заисключениемслучаев, предусмотренных ЗК РФ).Арендодателямимогут быть только собственники земельныхучастков.

Такимобразом, право аренды -этоправо временного владения и /илипользования чужим имуществом. Плоды,продукция и доходы, полученные арендаторомв результате использования арендованногоземельного участка являются егособственностью.

Источник: https://studfile.net/preview/5611974/page:8/

А. Федеральная собственность, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований на землю. 24 страница

Разграничение государственной собственности относится

Чтобы быть способным выполнять необходимые задачи, каждой стране требуются экономические ресурсы.

В качестве одного из них выступает имущество, которое находится в государственной собственности (федеральной или муниципальной).

От того, насколько эффективно выполняется его управление, зависит то, как страна выполняет свои задачи. Из статьи узнаем, какая бывает государственная, федеральная собственность и об основаниях ее возникновения.

Понятие

Ранее государственная являлась главной формой собственности. Но в настоящее время законом закреплено равенство участников гражданских правоотношений, которые распространяются и на государство.

Равенство обеспечивается отсутствием у него некоторых преимуществ, например нераспространения давностного срока на требование о возврате федерального имущества из чужого владения, осуществляемого незаконно.

Государственная собственность (федеральная и муниципальная) и частная рассматриваются в виде двух составляющих экономических отношений, где цель государственной собственности заключается в общенародном присвоении имущества, которое обособлено от имущества отдельных компаний и граждан.

Совпадение общенародных и государственных интересов базируется на ч. 1 ст. 3 главного закона страны, в соответствии с которым народ является единственным источником и носителем власти в стране.

К федеральной собственности относится имущество, которое принадлежит РФ, собственность регионов – имущество, принадлежащее отдельным субъектам страны. Все это вместе составляет государственную собственность. Владение, пользование и распоряжение ею осуществляется согласно статьям 294 и 296 ГК РФ.

Право собственности на землю

права собственности на землю определено Гражданским кодексом РФ:

  • собственнику на землю принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом — земельным участком;
  • собственник земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему земельного участка любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,
  • в том числе отчуждать свой земельный участок в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником земельного участка, права владения, пользования и распоряжения земельным участком;
  • отдавать земельный участок в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статья 209 « права собственности» Гражданского кодекса РФ

Владение земельным участком:

  • это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над земельным участком.

Пользование земельным участком:

  • это юридически обеспеченная возможность извлечения из земельного участка полезных свойств в процессе ее личного или производительного потребления.

Распоряжение земельным участком:

  • это юридически обеспеченная возможность определить судьбу земельного участка путем совершения юридических актов в отношении этого земельного участка.

Формы собственности на землю

Конституция РФ закрепила многообразие форм собственности на землю:

  • государственная форма собственности на землю,
  • муниципальная форма собственности на землю и
  • частная форма собственности на землю.

Государственная собственность на землю

В соответствии с Земельным кодексом РФ государственной собственностью на землю являются:

  • земли, не находящиеся в собственности:

    граждан,

  • юридических лиц или
  • муниципальных образований,
  • таким образом, не бывает бесхозяйных земельных участков.
  • п. 1 статьи 16 «Государственная собственность на землю» Земельного кодекса РФ

    Государственная собственность на землю разделяется:

    • на федеральную собственность (общегосударственную) на землю и
    • собственность на землю субъектов РФ.

    В федеральной или региональной собственности находятся земельные участки, которые соответственно:

    • признаны таковыми федеральными законами (например, ФЗ «О Федеральной Службе безопасности» устанавливает, что земельные участки, занятые органами ФСБ, являются федеральной собственностью);
    • право собственности РФ или субъекта РФ, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые приобретены РФ или субъектом РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    Статья 17 «Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю», Статья 18 «Собственность на землю субъектов Российской Федерации» Земельного кодекса РФ

    Муниципальная собственность на землю

    В муниципальной собственности находятся земельные участки, которые:

    • признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;
    • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
    • которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

    Статья 19 «Муниципальная собственность на землю» Земельного кодекса РФ

    От имени муниципального образования права собственника на землю осуществляют органы местного самоуправления. Разнообразие форм публичной собственности на землю породило ситуацию, когда неопределенно к какому виду публичной собственности относится тот или иной земельный участок.

    Источник: https://vostok-kvartal.ru/uchastok/sobstvennost-na-zemlyu-v-rossii.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.