Разграничение видов собственности

Федеральный закон

Разграничение видов собственности

Принят Государственной Думой 4 июля 2001 года

     Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

     Статья 1. Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю

     Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

     Настоящий Федеральный закон применяется в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами.

     Статья 2. Возникновение права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю

     1. Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     2.

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

     Статья 3. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности

     Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

     земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;

     земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;

     земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

     Статья 4. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности

     1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

     земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

     земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;

     фонда перераспределения земель;

     земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абзаце четвертом статьи 3 настоящего Федерального закона.

     2.

В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

     Статья 5. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности

     1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

     земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

     земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения;

земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

     земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

     2.

Основание передачи земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

     Статья 6. Порядок разграничения государственной собственности на землю

     Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

     специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

     подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

     сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 7. Разрешение споров о разграничении государственной собственности на землю

    1. Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур.

     2.

В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в суде.

     Статья 8. Введение в действие настоящего Федерального закона

     1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования.

     2.

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

     3. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

     По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.

Президент Российской Федерации

В. ПУТИН

Источник: https://rg.ru/2001/07/20/zemlja-dok.html

Собственность и право собственности: понятие и разграничение. Формы и виды собственности

Разграничение видов собственности

Термин «собственность» нередко употребляется в самых разнообразных значениях. В одних случаях его используют как синоним, эквивалент понятий «имущество» или «вещи», говоря, например, о «передаче собственности» или о «приобретении собственности».

В других случаях считают, что речь идет о сугубо экономическом отношении, а иногда, напротив, это понятие отождествляют с чисто юридической категорией — правом собственности и т. д.

В результате этой путаницы складываются ошибочные представления и стереотипы относительно собственности, в частности распространенное мнение о том, что экономические отношения собственности юридически всегда оформляются только с помощью права собственности.

Собственность — это, конечно, не вещи и не имущество, определенное экономическое (фактическое) отношение, подвергаемое правовому оформлению. Экономическое отношение собственности,

– во-первых, состоит из отношения между людьми по поводу конкретного имущества (материальных благ).

– во-вторых, включает также отношение лица к присвоенному имуществу (материальному благу, в том числе к вещи) как к своему собственному (ибо к своему имуществу обычный человек относится иначе, чем к чужому).

Право собственности как субъективное гражданское право есть закрепленная законом возможность лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, одновременно принимая на себя бремя и риск его содержания.

Согласно ныне действующей Конституции, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Аналогичное положение закреплено и в ГК.

Частная собственность по российскому законодательству подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, а государственная собственность – на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам федерации -республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам.

Что же касается муниципальной собственности, то в качестве ее субъектов выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.

Обратим внимание на то, что перечень форм собственности, данный как в Конституции, так и в ГК, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в Российской Федерации признаются и иные формы собственности. Эта оговорка открывает путь к тому, чтобы классификация форм собственности в зависимости от стоящих перед законодателем целей и задач проводилась и в несколько иной плоскости.

Классификация форм права собственности не является единственно возможной. Эти формы, в свою очередь, могут подразделяться на виды.

Классификация собственности на виды может производиться по самым различным основаниям. Она может не выходить за пределы одной формы собственности, как это имеет место в только что приведенных примерах, но может и не зависеть от форм собственности. Например,

1) общая собственность подразделяется на два вида: долевую и совместную.

2) право собственности на недвижимое и движимое имущество.

3) собственность хозяйственных обществ и товариществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций и т.д.

4) совместная собственность супругов и совместную собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства и т. д.

Формы и виды собственности

Отношения собственности закреплены определенной юри­дической формой. В любом обществе законодательно фиксиру­ется система форм собственности. На протяжении истории су­ществовало множество форм собственности. Мировой опыт сви­детельствует, что современная рыночная экономика опирается на многообразие форм собственности.

В экономической литературе нет единого подхода к опреде­лению форм собственности. Существует классификация по при­знаку субъектов собственности, когда собственниками являются отдельные граждане, коллективы, семьи, государство и т. д.

В соответствии с этим признаком можно говорить о партийной, профсоюзной, банковской собственности, собственности обще­ственных организаций и т. д. По форме присвоения выделяют ин­дивидуальную, коллективную и государственную собственность.

По составу субъектов или по степени социализации собственности можно выделить индивидуальную, групповую и общественную.

Отношения частной собственности предполагают обособле­ние собственника, который независимо от других людей осуще­ствляет свои права. Частная собственность персонифицирована, т. е. ее владелец известен и ответственность за ее использование конкретна. Частная собственность представлена индивидуальной собственностью и капиталистической частной собственностью.

Отличительной чертой индивидуальной собственности (частно-трудовой собственности) является то, что собственник самостоя­тельно реализует права владения, распоряжения, пользования и присвоения. Отсюда следует стремление частного собственника наиболее рационально вести свое хозяйств, высокая эффектив­ность частной собственности.

Социальные носители этой формы собственности — крестьяне, ремесленники, частные врачи, адво­каты и другие люди, живущие своим трудом. В случае капитали­стической частной собственности, основные права по-прежнему реализуются собственником, но некоторые правомочия могут сосредотачиваться в руках других людей.

Данный вид собствен­ности отчуждает наемного работника от средств производства и создает условия обогащения хозяина-собственника за счет труда последнего. Здесь неизбежно расхождение экономических инте­ресов собственников и трудящихся.

На основе частной собст­венности формируются такие формы хозяйствования, как лич­ное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, частные предпри­ятия любого размера — от индивидуального производства до крупных предприятий, а также любой другой вид использования частного имущества (от сдачи квартир внаем до денежных опе­раций между частными лицами).

Коллективная собственность основана на объединении ин­дивидуальных собственников. В России коллективная собствен­ность представлена различными видами кооперативной собст­венности (собственность потребительской кооперации, колхозов и др.), а также акционерной и партнерской собственностью.

Кооперативная собственность — коллективный вид собственно­сти, сохранившей черты индивидуальной. Каждый член коопе­ратива участвует в нем своим трудом и имуществом, имеет рав­ные права в управлении и распределении дохода. Величина получаемого дохода определяется индивидуальным вкладом пай­щика.

Кооперативная собственность в условиях рыночной эко­номики обладает более значительным потенциалом, что обуслав­ливается связью оплаты труда с конечными результатами дея­тельности кооператива.

Разновидность коллективной формы собственности — акционерная собственность, которая сочетает в себе признаки как частной, так и общественной собственности. Акционерная собственность — собственность многих юридиче­ских и физических лиц, предполагающая добровольное объеди­нение их денежных средств.

На основе сформированного на объединенные средства акционерного предприятия идет коллек­тивное создание дохода с последующим его индивидуальным присвоением в виде дивидендов. Партнерская собственность возникает в результате объединения капиталов двух и более лиц.

Пайщики предприятия — совладельцы созданного за счет пае­вых взносов имущества, получающие долю прибыли, соответст­вующую размерам их собственности. На основе коллективной формы собственности формируются такие формы хозяйствова­ния, как кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассо­циации и т. д.

Отношения общественной собственности предполагают, что различные лица совместно осуществляют права собственника. Общественная собственность базируется на совместном владе­нии, распоряжении, но исключает индивидуальное. Обществен­ная собственность деперсонифицирована, так как права собст­венности принадлежат всем, а конкретно — никому.

Общест­венная собственность обладает наиболее высокой степенью социализации; она представлена, прежде всего, государственной собственностью, а также собственностью общественных органи­заций. Государственная собственность сосредотачивает права собственности у государственного института власти.

Верховный распорядитель собственности — государство, а управляют ею назначенные руководители. Право совместного распоряжения государственной собственностью реализуется через систему са­моуправления гражданского общества.

Граждане государства, распоряжающегося национальным богатством, имеют право на получение части дохода от функционирования государственной собственности. Этот доход выражается в равных для всех воз­можностях системы социального обеспечения.

Свободный и равный доступ к государственным (общественным) фондам по­требления является обязательным условием функционирования общенародной по содержанию и государственной по форме собственности. Общественный тип собственности представлен государственной собственностью разных уровней: федеральной, субъектов федерации, муниципальной.

Основой функциониро­вания профсоюзов, союзов трудовых коллективов и пр. является общественная собственность. Собственность общественных ор­ганизаций предполагает, что ею распоряжаются и ее присваива­ют члены этих объединений на равных для всех основаниях. На основе общественной формы собственности формируются госу­дарственные и муниципальные предприятия.

Как уже говорилось, современная экономика характеризует­ся многообразием форм и видов собственности Широкое рас­пространение получили смешанные формы собственности, ко­гда внутри отдельных форм сочетаются черты разных форм соб­ственности. Например, частно-государственная собственность в различных долевых соотношениях.

Источник: https://cyberpedia.su/6x597.html

Разграничение государственной собственности

Разграничение видов собственности

права собственности.

Право собственности ИГ на земельные участки.

Формы, виды, субъекты, объекты права собственности на земельные участки.

Собственность существует в исторически определённых формах, которые зависят от характера присвоения и интересов, которые реализуются субъектом данных отношений. Историческое развитие форм собственности на земельном участке происходило вот как:

1. До 1917 года существовало 2 формы собственности: государственная (преобладала) и частная.

2. С 1917 по 1991 существовала исключительно государственная собственность на землю.

3. С 1991 устанавливается многообразие форм собственности – частная и муниципальная появилась.

Однако в данный момент в некоторых субъектах РФ существует 2 формы собственности: не разграниченная государственная собственность, которая должна быть разграничена на федеральную, региональную и муниципальную; частная.

В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК до утверждения указом Президента перечня земельных участков, находящихся на приграничных территориях в соответствии с законодательством о государственной границы, данным субъектам земельные участки в собственность не предоставляются. Это правило касается и юридических лиц.

В соответствии с законом «об обороте земель сельхоз назначения», а также законом «о введении ЗК» земельные участки сельхозного значения могут предоставляться ИГ только в аренду.

ИГ смогут приобретать земельные участки в собственность исключительно за плату.

Приватизация – это способ возникновения. Купля-продажа – это основание приватизации.

Ст. 214 ЗК – собственника государства нет.

Муниципальные образования – сходны с государственной формой собственности.

Частная – субъекты физические и юридические лица.

ЮЛ также участвуют с помощью органов управления. Формы: Индивидуальная собственность и общая – совместная и долевая. Объект – земельный участок.

Владение.

Это представленная законом возможность фактического обладания имуществом. Свидетельство права собственности подтверждает факт владения.

Пользование.

Предполагает наличие у собственника получать доход от своего имущества, осуществлять какую-либо деятельность со своим объектом.

Однако публичный собственник реализует данные правомочия путём получения рентного дохода (земельный налог и арендная плата).

Таким образом им предоставлена лишь юридическая, а не фактическая возможность извлечения из имущества полезных свойств. Частные собственники, реализуя правомочия пользования, при этом ещё и используют земельный участок.

Распоряжение.

Является одним из самых важных. Частному собственнику для совершения правомочия распоряжения достаточно произвести волевое действие (подписать сделку).

А для публичного собственника важнейшим средством осуществления данного правомочия будет являться индивидуальный административный акт, который в последствие будет иметь самостоятельное значение, если затем не требуется совершать гражданско-правовую сделку.

Например, предоставление земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования. Либо данный юридический факт будет иметь значение, если на его основе будет заключена гражданско-правовая сделка (договор аренды).

До 1 июля 2006 года действовал ФЗ «О разграничении государственной собственности». Сейчас он не действует. Процедура, которой сводилось подготовке перечня конкретных земельных участков, которые предоставлялись РФ, субъектам РФ.

Данные перечни формировались федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и согласовывали с органами местного самоуправления. То есть в основании лежал административный критерий.

С июля 2006 года закон «о внесении изменений в ЗК» внес существенные корректировки в процедуру разграничения государственной собственности, которая ныне закреплена в вводном кодексе и предполагает критерии разграничения:

1. Зависит от того, какой объект недвижимости находится на земельном участке, а именно в чьей собственности находится здание, строение и сооружение, то есть прослеживается производность права на недвижимость и земельный участок. Объектный критерий.

2. Зависит от того, кому предоставлен земельный участок – государственному либо муниципальному органу, казённому предприятию, унитарному предприятию или некоммерческой организации соответственно федерального, регионального или местного значения. Субъектный критерий.

3. Это предусмотренные ФЗ земельные участки и земли. Территориальный критерий. Например, лесной фонд.

Основанием для государственной регистрации права собственности теперь являются не акты правительства РФ об утверждения перечня земельных участков, а заявления о государственной регистрации права собственности РФ, содержащие указания на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации прав собственности на земельный участок.

Разграничение государственной собственности на землю – это первоначальный способ возникновения федеральной собственности, собственности субъектов и муниципальной собственности, представляющие собой юридическую дифференциацию земельных участков, находящихся в не разграниченной государственной собственности, в зависимости от права собственности на объект недвижимости, расположенный на этих участках от субъектов землепользования, которым предоставлен этот земельный участок или значимости участка для определённой территории с последующим изменением вида государственной собственности (федеральным или региональным) либо смены ее формы.

Упрощенный порядок оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества. Упрощенный порядок это и есть дачная амнистия.

С 1 сентября 2006 года вступил в силу ФЗ от 30 июня 2006 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимости», регулирующий сокращение и удешевление процедуры получения гражданами права собственности на определенные земельные участки и объекты недвижимости.

Указанным законом были изменены статьи 8, 12, 16-18, 20 25.2 и введена новая статья 25.3 ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Введение данной процедуры было связанно с отсутствием у граждан документов, являющихся основанием регистрации права собственности на земельные участки, предоставленные в доведение лично подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального-гаражного или жилищного строительства, указанная проблема возникла в следствии хаотичного, порой незаконного наделения землей граждан. До 1 сентября единственный способ юрисдикционной формы защиты это разрешение спора в судебном порядке.

Требования, предъявляемые в совокупности к механизму легализации прав. Требования:

1. Земельный участок должен быть предоставлен до введения в действие Земельного Кодекса. До 30 октября 2001 года.

2. Должен быть предоставлен в строго определенных целях (личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество, дачное хозяйство, индивидуальное гаражное, или индивидуально жилищное строительство).

3. Зарегистрировать можно только право собственности, а не иное вещное право.

Законодатель создал прецедент легальной трансформации, существующего ограниченного вещного права, т.е.

право постоянного бессрочного пользования, пожизненного владения, право собственности путем признания такового органом исполнительной власти государством (регистрирующего органа).

Даже если в документе вообще не указан вид права, то гражданин все равно имеет возможность зарегистрировать право собственности на свой земельный участок.

Документы, являющиеся основанием для регистрации прав собственности: Акт о предоставлении земельного участка изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта.

Акт (свидетельство) о праве граждан на земельный участок, выданный уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законодательством. Выдаваемая органом местного самоуправления выписка из хозяйственной книге о наличии у гражданина права на земельный участок, предоставленное для ведения личного подсобного хозяйства.

Иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.

Процедура дачной амнистии:

1. Заявление о регистрации

2. Один из вышеперечисленных документов

3. Кадастровый паспорт земельного участка

4. Документ об уплате государственной пошлины.

Регистрация построек (упрощенный порядок)

Закон установил некоторые особенности регистрации права собственности граждан на объекты недвижимого имущества для строительства или реконструкции которых не требуется соответствующего разрешения.

Процедура регистрации таких объектов сведена к предоставлению гражданами в регистрирующий орган правоустанавливающих документов на земельный участок, документов подтверждающих факт создания объекта и содержащий уго описание. .

необходимо соблюдение условий:

· Собственниками объекта могут выступать только граждане

· Объект должен ибо располагаться на земельном участке, отведенным для вышеуказанных целей либо отсутствие необходимости требовать разрешение на строительство в органах архитектурного надзора. Данное разрешение не требуется в следующих случаях:

o Строительство гаража на земельном участке, предоставленного физическому лицу

o Строительство объекта на земельном участке, предоставленное для ведения садоводства и дачного хозяйства.

o Строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киоски, навесы и т.д.).

o Объекты вспомогательного использования (бани, теплица, иные объекты для хранения инвентаря)

o Иные объекты, если в соотвествии с градостроительным кодексом либо законодательством субъектов о градостроительной деятельно

Осования для регистрации:

1. Декларация, распечатываем форму, обмеряем размеры своего дачного участка, и на основании этого документа осуществляется регистрация

2. Либо технический паспорт (не в совокупности с декларацией) индивидуально технического строения.

До 1 января 2010 необходимо еще и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а если объект не завершенное строительство, то разрешение на строительство. Только по отношению к постройкам капитального типа.

Источник: https://studopedia.ru/2_64516_razgranichenie-gosudarstvennoy-sobstvennosti.html

Государственная собственность на землю

Разграничение видов собственности
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земля в собственности » Государственная собственность на землю

Ч. 2 ст.214 Гражданского и ч. 1 ст. 16 Земельного кодексов устанавливают, что земли, не принадлежащие гражданам, организациям и муниципалитетам, находятся в собственности государства.

Законодатель признает землю и другие природные ресурсы основой жизнедеятельности народов России: соответствующие положения отображены в ст. 9 Конституции РФ. Официальная правовая доктрина советского периода относила землю, недра, воды и живую природу в их естественном состоянии к народному достоянию.

Ст. 10 Конституции СССР 1977 года декларировала неотъемлемое право народов владеть, пользоваться и распоряжаться землями, на которых они проживают. Земельный фонд находился в ведении Советов народных депутатов, наделенных полномочиями передавать их гражданам, предприятиям и учреждениям исключительно в пользование.

Постулаты советского права:

  • признание земли и других природных ресурсов объектом исключительной госсобственности;
  • общность земельных ресурсов, абсолютная публичность их правового режима;
  • непризнание возможности нахождения земель, недвижимости, средств производства в руках частных собственников;
  • изъятие земельных участков из гражданского оборота.

После смены государственного строя идеологическая концепция, в которой земля одновременно признавалась достоянием народа и собственностью государства, была подвергнута критике. Ведь очевидно, что государство и народ нельзя отождествлять. Многие цивилисты и вовсе заявляют о бессодержательности такой категории как «народное достояние».

Между тем, советский подход отражает особую значимость земельного фонда для развития государства и общества. Нельзя отрицать, что принятие решений в отношении земельных участков требует учета не только частных, но и публичных интересов. Сегодня просматриваются предпосылки к формированию качественно новой модели госсобственности и общественного достояния, не отрицающих друг друга.

Понятие государственной собственности на землю

Распад СССР ознаменовал прекращение государственной монополии на земельные ресурсы. Они могут принадлежать муниципалитетам, находится в частных руках. Все формы собственности признаются и защищаются в равной мере (ст. 8, 9 Конституции РФ).

Определение госсобственности на землю в законодательстве отсутствует.

Ч. 2 ст.214 Гражданского и ч. 1 ст. 16 Земельного кодексов устанавливают, что земли, не принадлежащие гражданам, организациям и муниципалитетам, находятся в собственности государства. Это положение обрело общеобязательный характер 1 января 1995 г. с введением в действие части I ГК РФ. Предписания ЗК РФ вступили в действие 29 октября 2001 г.

Законодатель устанавливает государственную собственность по остаточному принципу. Однако это вовсе не свидетельствует о ее малозначимости. Наоборот, государственный земельный фонд составляет основу суверенитета и хозяйства страны. Использования остаточного принципа для отграничения государственных земель от частных и муниципальных имеет объективные причины.

  • Компетенция РФ распространяется на все земли, находящиеся в пределах ее суверенной территории. Часть их являются целиной, земельные участки из них не сформированы.
  • Согласно ст. 131 ГК РФ права на недвижимость (собственность, хозяйственное ведение, постоянное пользование, долгосрочная аренда, ипотека, сервитуты) подлежат обязательной госрегистрации. Между тем, земельный кадастр и реестр недвижимости (ГКН и ЕГРП) созданы только в 1997 году. Оба информационных ресурса не содержат сведений об огромном массиве земель.

При иной формулировке ст. 214 ГК РФ и ст. 16 ЗК РФ следовало бы допустить, что земли целины не имеют собственника, являются «ничейными». Такое положение способствовало бы их самозахвату с последующим выдвижением требований о признании собственности на основании ст. 234 ГК РФ «Приобретательная давность».

Поэтому, использование такого приема нормотворческой техники как остаточный принцип в отношении земель госсобственности не только оправданно, но и является единственно возможным вариантом.

Виды государственной собственности на землю

Исключительная государственная собственность на землю на территории современной РФ возникла в 1917 году, в связи с принятием II Всероссийским съездом Советов Декрета «О земле». Весь земельный фонд в границах СССР признавался единым неделимым объектом госсобственности. Он не был разграничен между административно-территориальными единицами того времени (республиками, областями, краями).

Муниципальная собственность как правовое явление появилось в России относительно недавно. Сегодня госсобственность на землю нельзя отождествлять с муниципальной. Виды госсобственности согласно праву:

  • общефедеральная;
  • субъектов РФ.

На практике существует третий вид – «общая», физически и юридически неразграниченная госсобственность. Словосочетание «государственная собственность» применительно к земле в разных ситуациях может подразумевать:

  • родовое понятие (общефедеральную собственность + субъектную собственность);
  • неразграниченную, существующую только де-факто госсобственность.

Госсобственность любого из видов может возникать:

  • по основаниям, оговоренным федеральным законодательством;
  • вследствие разграничения госсобственности;
  • по основаниям, предусмотренным ГК РФ: купля, мена, наследование, дарение, перераспределение, изъятие для публичных нужд.

В отношении городов федерального значения Москвы, Петербурга и Севастополя действуют специальные правила.

Отказ частного владельца от участка, находящегося в пределах одного их названных субъектов РФ, влечет его переход в распоряжение города.

Городские власти Москвы, Петербурга и Севастополя вправе установить, что в случае отказа участок переходит непосредственно в собственность муниципалитета, на территории которого он расположен.

Ст. 18 ЗК РФ предполагает возможность безвозмездной передачи федеральных земель в собственность субъектов РФ. Обратная ситуация невозможна. Что до возмездной передачи, то субъекты РФ и центральное правительство вольны заключать сделки по этому поводу в пределах своей компетенции.

Сегодня земельное законодательство находится в фазе развития и становления. Одна из его ключевых проблем – размежевание федеральной, муниципальной и субъектной собственности на землю.

Правовой режим государственной собственности на землю

Положению государства как участника земельных отношений присущ дуализм. В частноправовых отношениях оно выступает наравне с другими землепользователями, в публично-правовых – в качестве наделенного властными полномочиями субъекта.

Государство вправе реализовывать все обычные правомочности по владению, пользованию, распоряжению земельными ресурсами. Оно связано целевым назначением и разрешенными способами использования принадлежащих ему участков.

Земельными угодьями от имени государства распоряжаются органы исполнительной власти согласно компетенции.

Последние, среди прочего, уполномочены передавать земли государственного фонда в собственность, возмездное или безвозмездное пользование. Ст.

71 Конституции РФ декларирует принцип раздельного управления землями, согласно которому общефедеральной и субъектной собственностью распоряжаются госструктуры разного уровня. Однако в большинстве случаев он не реализуется.

Будучи субъектом властных полномочий, государство может изъять земельный участок в связи с его ненадлежащим использованием (ст. 284–286 ГК РФ).

Мотивируя свои действия публичными нуждами, уполномоченные госструктуры вправе инициировать прекращение частной собственности на землю без наличия каких-либо нарушений со стороны землевладельца (ст. 282 ГК РФ).

Действия властей могут сопровождаться принудительным изъятием размещенной на таких участках недвижимости (ст.239 ГК РФ).

Сегодня земли государственного фонда наиболее обширны по площади. Они имеют исключительную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий и особо охраняемых территорий. Согласно п. 4 ст. 87 ЗК РФ исключительно в федеральной собственности могут находиться земли, занятые:

  • объектами атомной энергии, космической деятельности;
  • федеральными энергетическими системами;
  • путями сообщения федерального значения;
  • объектами, обеспечивающими обороноспособность, защиту госграницы.

Особенностью правового режима земель, пребывающих в муниципальной и госсобственности, также является:

  • возможность их приватизации, получение в бессрочное и срочное безвозмездное пользование;
  • преимущественно конкурсный порядок заключения договоров аренды.

Образование земельных участков из земель государственной собственности

Применительно к государству важно понимать разницу между двумя понятиями: «право собственности на земли», имеющим публично-правовой оттенок, и «право собственности на земельный участок», которому присущ частноправовой. Чтобы использовать принадлежащие ему угодья тем или иным способом, государству необходимо образовать земельные участки, установить их целевое назначение.

Однако государство одновременно владеет огромным массивом целинных земель, не задействованных в хозяйственном обороте. В последнем случае речь идет о собственности на земли. Для сравнения: частное лицо может быть только собственником участка. Права собственности на земли в рассмотренном понимании у гражданина или организации возникнуть не могут.

Правовая регламентация образования участков из земель госсобственности обеспечена ст. 11.3 ЗК РФ.

Они являются специальными по отношению к общим нормам, оговоренным ст. 11.2 этого Кодекса, имеют приоритет в применении.

По общему правилу образование участков из земель госсобственности осуществляется на основании решений органов исполнительной власти соответствующего уровня.

Исключение: образование участков в пределах застроенных территорий, в отношении которых принято решение о застройке в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

В этом случае решение принимает лицо, с которым заключен договор о развитии такой территории (п. 7 ст. 11.2 ГК РФ). Решение хозяйствующего субъекта должно соответствовать документации о планировке территории.

В противном случае оно может быть отменено в судебном порядке.

Уполномоченные госорганы вольны принимать решения о первичном образовании участков из целины на свое усмотрение, как вариант – по инициативе лиц, заинтересованных в их предоставлении в собственность либо пользование. Если речь идет о преобразовании уже существующих участков, необходимо согласие всех землепользователей (арендаторов; граждан, которым участки предоставлены в пожизненное наследуемое владение и подобное).

Согласие не запрашивается:

  • у лиц, в пользу которых установлен сервитут, поскольку сервитуты продолжают действовать в прежних границах и после преобразования участков;
  • у государственных унитарных предприятий, поскольку государство – их единственный учредитель;
  • в случае преобразования участков по решению суда;
  • при изъятия участка для публичных нужд.

Образование участков госсобственности происходит на основании одного из таких документов:

  • проект межевания территории;
  • проектная документация лесного участка;
  • схема расположения участка на кадастровом плане территории.

Утвержденный проекта межевания требуется в случаях, когда вновь образуемый участок госсобственности расположен в границах:

  • территории, подлежащей комплексному освоению;
  • территории, в отношении которой заключен договор о комплексном развитии;
  • земель, предоставленных для садоводства, огородничества, дачного хозяйствования;
  • квартала, иного элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными зданиями.

Предоставление земли из государственной собственности

Одной из особенностей публичной собственности на землю является ограниченность административного усмотрения уполномоченных госструктур.

Частный собственник волен распоряжаться своей землей в рамках закона как пожелает. Он сам решает, передавать ему землю в аренду или нет, с кем именно заключать договор, какую плату запросить. Исполнительный орган, наоборот:

  • зачастую не может отказать заинтересованному лицу в предоставлении участка в собственность либо пользование;
  • вынужден рассчитывать арендную плату согласно утвержденной правительством методике;
  • по общему правилу выбирает контрагента в конкурном порядке (через аукцион);
  • в ряде случаев обязан предоставлять земли бесплатно.

Правовые основания получения участков из земель госсобственности оговорены ст. 39.1 ЗК РФ. В их числе:

  • арендный договор;
  • договор безвозмездного пользования;
  • гражданско-правовое соглашение купли-продажи;
  • решение уполномоченного госоргана на случай приватизации земли, предоставления ее в постоянное бесплатное пользование.

Закон о разграничении государственной собственности на землю

Источник: https://advokat-malov.ru/zemlya-v-sobstvennosti/gosudarstvennaya-sobstvennost-na-zemlyu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.