Разграничение земельных участков

Содержание

Земельный участок, государственная собственность на который не разграничена

Разграничение земельных участков

Статья акутальна на: Октябрь 2020 г.

Ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;

земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

4.

К собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.

5.

Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.

1. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

2. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

4.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

следующая лекция ==>
Порядок образования земельных участков.Прекращение вещных прав на земельные участки. Порядок отказа от права собственности на земельный участок.

Что такое неразграниченная государственная собственность на землю?

3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальнойсобственностью понимаетсяимущество,принадлежащеена правесобственностигородским и сельским поселениям, а также другиммуниципальнымобразованиям.

Неразграниченная государственная собственность на землю — это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности. Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки. Это главное отличие.

https://www.youtube.com/watch?v=N2eRZueiTrU

Органам местного самоуправления дается право распоряжения неразграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения.

Неразграниченная государственная собственность на землю обладает своим порядком предоставления юридическим лицам и гражданам в собственность. Каждый полученный участок земли должен пройти процедуру государственного кадастрового учета, после чего владельцу выдается свидетельство права собственности.

В случае отсутствия оснований для отнесения земельного участка к собственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципального образования, соответствующий участок подлежит отнесению к неразграниченной государственной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

(введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ)

1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;

Источник: https://tvoizakon.ru/zemelnyj-uchastok-gosudarstvennaja-sobstvennost-na-kotoryj-ne-razgranichena/

Неразграниченная государственная собственность на землю — что это такое

Разграничение земельных участков

Из всех известных ресурсов, которыми располагает всякое государство, и Россия не исключение, земля относится к наиболее ценным. Ее даже возможно рассматривать в качестве основы, пусть не единственной.

Так что для страны очень важным представляется организовать максимально полный ее учет и, конечно, наиболее эффективно использовать столь важный ресурс в экономике и общественной жизни.

Но даже в условиях организации строжайшего учета имеются земельные участки, собственность на которые не разграничена.

Самое простое определение: неразграниченная государственная собственность на землю – это территории, на которые не вносилось никаких записей в ЕГРП о регистрации на них права собственности.

В нашей стране этим целям служит общегосударственный реестр. Здесь регистрируются права собственности и организован учет всевозможных видов недвижимого имущества (включая участки земли).

Не зарегистрировав земельный надел, его невозможно:

  • продать;
  • купить;
  • подарить;
  • наследовать и др.

И, наоборот, земля, собственность на которую оформлена надлежащим порядком, может быть подвергнута продаже и дарению, передана в наследство и т. п.

Даже может создаться впечатление, что нет никаких проблем с учетом земли, будто в этой сфере полный порядок.

Только вот если внимательно проанализировать статистические данные о землях в РФ, обнаруживается неожиданная вещь.

Что говорят цифры

Согласно данным из Госдоклада о состоянии и использовании земель в РФ, опубликованным на сайте Росреестра, на 01.01.2017 года в административных границах РФ было 1712,5 млрд га земель. Из них лишь 6,7% приходится на долю граждан и частных организаций.

Так что в собственности у государства находится значительная часть ресурса. А это те земли, которые не во владении граждан, организаций, а также муниципальным образованиям (0,7%) (п. 1, ст. 16 ЗК РФ).

По формам собственности все земли РФ распределялись следующим образом:

 Тысяч га
Земель – всего1712519
в собственности:
граждан114065
юридических лиц19106
государственной и муниципальной1579348
РФ996056
субъектов РФ18559
муниципальной12369

Произведя самые простые подсчеты, можно установить, что в рамках государственной собственности есть 552364 тыс. га территорий, не относящихся ни к собственности РФ, ни к муниципальной или региональной собственности. А это означает, что немалый кусок земли чисто формально остается в собственности государства, а на деле непонятно чей.

Виной тому особенности земельного законодательства, по которому часть государственной собственности оказалась нераспределенной среди самих владельцев. Что можно трактовать, как отсутствие фактического хозяина этих территорий. Тем более что наделы эти и на кадастровом учете не состоят.

Их называют землями «неразграниченной собственности». Для них устанавливается совершенно особенный порядок оборота, а также нестандартным путем они могут оказаться предоставленными физическим и юридическим лицам в пользование.

Кто владелец земли в России

Если в чьи-то планы входит оформление прав собственности на такой надел, следует четко понимать, кто именно в нашей стране имеет законное право на владение земельными ресурсами.

  1. Прежде всего, это само государство. Именно ему принадлежит немалая доля.
  2. Есть еще собственность субъекта Федерации, так называемая региональная собственность, когда правом владения обладают отдельные регионы.
  3. Наконец, власть на местном уровне принадлежит муниципальным органам, и с ней часть земель в собственности.

Но, кроме названных главных собственников, такое право есть у юридических лиц и отдельных граждан.

Обычно отношения, которые связывают собственника и его участок земли, простые и понятные. Существуют правообразующие документы, относящиеся к разным правоустанавливающим процедурам. Все территории, находящиеся в частной собственности, имеют четко установленные границы и зарегистрированного в ЕГРП владельца.

Что касается государственных земель, ситуация может оказаться иной.

  1. У наделов может быть владелец в лице органа исполнительной власти любого уровня.
  2. Есть земли, не передаваемые другим собственникам ни при каких условиях. Природные заповедники – одна их разновидностей таких категорий.
  3. Весьма распространена практика, когда участки предоставляется в пользование бессрочно.

Для разграничения их и отнесения к землям федерального, регионального или муниципального значения, требуется зарегистрировать на них права собственности в едином реестре. То есть, каждый земельный надел должен пройти через процедуру постановки на кадастровый учет, после чего собственник его получит о том свидетельство установленного образца.

А если государство передает надел в пожизненное владение, даже наследуемое, появляется некая неопределенность. Ведь пользователи территорий кадастровой регистрации не проходят, так как собственниками не признаны.

Пока такие земли остаются неразграниченными, право распоряжения ею остается у местного самоуправления.

Итак, если для отнесения надела к одной из форм собственности: муниципальной, региональной или государственной нет достаточных оснований, то он получает статус неразграниченной госсобственности. Но это не должно становиться препятствием к распоряжению им.

Законодательное регулирование

  1. Конституция РФ. Некоторые из положений Основного Закона страны содержат кое-какие установления, относящиеся к госсобственности на землю:
  2. Разграничение ее отнесено к общему ведению страны и ее субъектов. Издаваемые законопроекты и принимаемые на их основе нормативно-правовые акты вступать в противоречие с федеральным законодательством не должны (п.

    1 ст. 72).

  3. Лишить любого имущества возможно, лишь имея на то решение суда. Может быть произведено и принудительное отчуждение, но только при условии, что и гражданским, и юридическим владельцам наделов предварительно произведено равноценное возмещение.
  4. Законы РФ.

    С принятием на рубеже веков Федерального закона «О разграничении земель…», собственно, процесс и начался. Только вот переход земель в собственность местных властей оказался делом довольно продолжительным.

    И уже после 2006 года на смену этому законодательному акту пришли новые, которыми как раз был внедрен новый порядок для прохождения разграничения государственных земельных владений:

  5. Гражданский кодекс РФ,
  • устанавливающий основания, что позволяют возникнуть обязанностям и возможностям, юридическому статусу лиц или общественных образований и правилам для госрегистрации;
  • регулирующий право собственности;
  • дающий определение объектов недвижимости.
  1. Земельный кодекс РФ, где четко определены понятия государственной, региональной и муниципальной собственности. Именно его положения позволяют утверждать, что отсутствие правоудостоверяющего документа для государства – это не препятствие, чтобы распоряжаться этими землями. Но, как только у участка обозначены границы, он сформирован и на него зарегистрированы права, он перестает быть неразграниченным и становится чьей-то собственностью. В марте 2015 в ЗК РФ внесены очередные изменения, по которым распоряжаться неразграниченными землями муниципального (районного) уровня получили право городские и сельские поселения, а обратная передача полномочий не предусмотрена.
  2. «О введении в действие ЗК РФ» (ФЗ №137), в нем определены признаки, по каким разграничиваются конкретные виды земельных участков. По этому закону муниципальные районы обрели возможность распоряжаться неразграниченной землей. Исключение составили лишь Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Отдельные предписания содержат иные ФЗ, правительственные постановления и другие нормативные акты. Так, например, в письме Минэкономразвития РФ от 08.10.2013 г. содержатся рекомендации о том, как подготовить план межевания, а также, каким образом согласовывать границы надела.

Важно! Участки, что заняты органами местного самоуправления и казенными заведениями, сельскохозяйственные территории – относят обычно к землям региональным. А те, на которых выстроены знания администраций муниципалитетов – муниципальные.

Какие территории относят к неразграниченным

Как уже сказано раньше, наделы земли, оказавшиеся незакрепленными за каким-либо органом власти, относят к неразграниченным государственным участкам.

Таким образом, среди них оказываются:

  • сельхозучастки;
  • земли, что изъяты из оборота, или имеют в нем ограничения;
  • наделы, расположенные внутри поселений;
  • участки, на которых планируется промышленное строительство.

Обычно это бывшие площади сельскохозяйственного назначения, по самым разным причинам ставшие непригодными для сельхозиспользования и переведенные в статус промышленных земель.

На долю сельскохозяйственных территорий, расположенных довольно далеко от населенного пункта, но остающихся при этом разрешенными для пользования (за исключением возведения на них долговременных строений), приходится наибольшая доля неразграниченных земель.

Использовать неразграниченные участки можно следующим образом:

  • предоставление муниципалитету или субъекту РФ в пользование;
  • передача в аренду (когда поступления средств от нее станут пополнять бюджет того уровня власти, которая полномочна заключать договоры аренды) или в безвозмездное пользование компании или частному лицу;
  • разграничение земли для последующего ее использования.

Кто вправе предоставлять земельный фонд:

  • власти города или муниципального округа;
  • местные органы поселений.

У муниципальных властей есть законное право и полномочия предоставлять неразграниченные участки на собственных внутренних территориях, а также земли сельских поселений, что относятся к их округу.

Неразграниченные наделы в городах-федералах, на федеральных и межрегиональных трассах вправе предоставить лишь федеральное правительство.

Основания, необходимые для разграничения земель

Есть немало причин, чтобы разграничить территории. Таковыми служат:

  • передача их в собственность гражданам;
  • привлечение инвестиций для развивающихся территорий;
  • исполнение местных и региональных программ, в ходе реализации которых нуждающиеся обеспечиваются участками земли;
  • передача наделов с государственного на региональный баланс;
  • обретение собственниками построек, возведенных на участках, законного права распоряжения земли под ними в полной мере (это касается исключительно собственника недвижимости).

Правовые особенности и последствия пользования неразграниченными землями

Особый порядок эксплуатации таких земель связан, прежде всего, с тем, что надел остается собственностью государства:

  • невозможно оформить участок в собственность никакими выкупами или другими юридическими сделками до той поры, пока он не переведен в один из видов собственности;
  • пользоваться такими землями возможно, лишь заключив предварительно специальное соглашение с органом власти, уполномоченным распоряжаться госимуществом;
  • существуют лишь две формы использования для неразграниченных земель.

Первое – это аренда (это относится к гражданам и частным организациям), а также бессрочное пользование на постоянной основе. Новое соглашение может заключить только юр. лицо; те, что подписаны до 2006 года с гражданами перезаключению не подлежат, но продолжают действовать, пока участок не переоформлен в собственность или землепользователь не откажется от него.

Как только госсобственность на земли муниципалитетов, территории РФ, ее субъектов установлена, немедленно наступают правовые последствия.

Согласно ЗК РФ управляются земельные наделы исключительно тем публичным образованием, которому они принадлежат. Только у него есть законное право ими распоряжаться, а также назначать величину и порядок внесения арендной платы.

В ходе разграничения собственности на землю, различных согласований достаточно часто возникают споры, даже конфликты. Все же законодательная база остается пока несовершенной, а участникам взаимодействий в рассматриваемой сфере то и дело приходится сталкиваться с пересечением интересов.

Решению этих проблем служат предусмотренные законодателем согласительные процедуры и возможность обратиться в судебную инстанцию.

Неразграниченная государственная собственность на землю — что это такое Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/na-zemlyu/nerazgranichennaya-gosudarstvennaya-sobstvennost.html

Что такое границы земельного участка и какими они бывают

Разграничение земельных участков

В процессе формирования земельного участка как самостоятельной единицы, на которую имеется или выделяется право собственности, одним из основных определений, используемых для выделения объекта из массы земель, является граница земельного участка.

Под ней понимается контурная линия, определяющая своим очертанием владения одного лица или группы лиц.

Изначально такая линия располагается исключительно на бумажном или электронном носителе, но впоследствии осуществляется процедура отвода участка, в процессе какого устанавливаются границы в натуре, то есть на местности очерчиваются замкнутой линией, в пределах которой и будет содержаться участок, принадлежащий лицу на правах собственности или пользования.

Что это такое?

В соответствии со статьями Земельного кодекса РФ под границей участка понимается линия, определяющая расположение конкретной площади (единицы), которая включает в себя все имеющиеся недра, а также непосредственно почвенный слой.

Таким образом, эта линия ограничивает право собственности определенного физ. или юр. лица, одновременно устанавливая его и на все постройки территории, а также природные объекты.

Установление межей осуществляется в соответствии с координатами местности, а также характерными точками, которые еще называют поворотными.

При определении межи земельных участков может широко использоваться такое понятие, как многоконтурность, то есть единое владение состоит из нескольких выделенных частей, которые могут даже не пересекаться.

При этом они представляют собой единое целое, имеющее промежуток между собой, спровоцированный прохождением других земельных участков, расположенными природными объектами.

Виды

При рассмотрении понятия кадастровых границ в таком случае фактически используется два понятия, которые несколько отличаются друг от друга – кадастровая граница и фактическая.

Кадастровые

Понятие кадастровой границы можно назвать официальным или документальным определением.

То есть это та линия, которая проходит между координатами точек, определенными кадастровым инженером при составлении межевого плана.

В свою очередь, кадастровая граница разделяется на два отдельных определения – декларированная и геодезическая.

При этом декларированные могут носить только примерный характер и за основу вынесения межей практически не берутся.

Геодезические же содержат точные координаты и геодезические точки.

Под фактическими границами понимаются те линии, которые проводятся непосредственно на месте расположения участков.

Вынесение границ на местность производится в процессе составление межевого плана, когда кадастровый инженер выезжает на местность и после осуществления процедуры согласования устанавливает поворотные точки надела.

Впоследствии проведенная между ними линия образует контур замкнутого типа, который и будет выступать в роли фактической границы.

Требования, предъявляемые к межам

В процессе формирования межи и установления поворотных или характерных точек кадастровый инженер должен учитывать те требования, которым она должна соответствовать.

Так, потребуется соблюдать следующие правила:

  • Межа надела не должна пересекаться с любыми территориальными границами муниципальных поселений или населенных пунктов;
  • Контур участка (границы надела) по возможности должен быть простым. То есть идеальная форма представляет собой четырехугольник. Разумеется, в связи с природными характеристиками, конфигурациями соседних участков и прочими факторами не всегда удается достичь минимальной изломанности;
  • Контур участка не должен пересекать смежные наделы. В такой ситуации произойдет наложение одного участка на другой (частично или даже полностью);
  • Определение межей должно осуществляться таким образом, чтобы участок имел выход к проезжей части и все коммуникации, проходящие в данной местности, были бы ему доступны.

Что делать, если границы не установлены?

Отсутствие установленных межей у земельного участка накладывает массу ограничений на действия с ним. При необходимости ее определения собственник или другое заинтересованное лицо должно выполнять ряд действий в установленном порядке ЗК РФ и ФЗ, регулирующем кадастровую деятельность.

Приглашение инженера

Фактически приглашение инженера становится начальным этапом процесса межевания, когда собственник участка заключает договор на определение межей надела.

Выбирая геодезическую организацию, необходимо обращать особое внимание на то, чтобы у инженера, выполняющего работу, было разрешение (лицензия) на подобный вид деятельности, в противном случае составленный план не будет иметь юридической силы.

Согласование с соседями

Обязательным этапом формирования границ является момент согласования проходящей межи с заинтересованными лицами – соседями надела, чьи участки непосредственно соприкасаются с интересующим по линии раздела.

Предварительно все владельцы смежных наделов уведомляются посредством личного вручения уведомления, отправкой документа электронной почтой или почтой России или публикацией объявления в местной газете.

Все желающие появляются в назначенное время на месте расположения земельного участка и знакомятся с информацией относительно прохождения межи. При отсутствии возражений соседи ставят подпись в знак согласия и межа считается возможной к отображению и вынесению на местность.

Обмер и определение координат

При определении межей надела не менее важной процедурой становится выезд инженера на местность для определения установления поворотных точек и прохождения границ. Такая процедура необходима для того, чтобы учесть все особенности рельефа местности, а также фактического расположения соседних участков.

Обращение в территориальную палату

После того, как границы установлены, и межевой план официально оформлен, собственник надела имеет возможность обратиться в кадастровую палату. Такое обращение осуществляется с целью внесения данных о наделе в единый общегосударственный реестр.

Параллельно с таким действием владелец имеет возможность получить кадастровый паспорт, на основании какого возможно получение права собственности.

С какой точностью определяются?

В процессе определения границ и вынесения их на местность устанавливаются поворотные точки, между которыми проводят контурные линии.

В связи с различными факторами, такими, как ошибки инженера, погодные условия, ошибочные сведения, устаревшее или неисправленное оборудование, точность проходящих границ может быть не полной.

В такой ситуации законом устанавливаются определенные нормативы, которые содержат данные по допустимым погрешностям установления межей участка.

Так, в частности, должны быть установлены следующие показатели:

  • Для тех участков, которые расположены в зоне населенного пункта – 10 см;
  • Для наделов, предназначенных для дачи, дома, сада, огорода и т.д. – 20 см;
  • Для наделов с/х значения такая погрешность может выражаться в большей мере и составлять до 2,5 метра.

Где узнать границы надела?

Многие собственники наделов часто задаются вопросом о том, каким образом можно получить информацию относительно границ земельного участка.

Подобные сведения могут стать доступны после выполнения следующих действий:

  • Получения информации на сайте Росреестра. Для этого необходимо зайти на портал и ввести кадастровый номер участка. В открывшемся окне будет содержаться вся необходимая информация по нему, а также данные по межам участка;
  • Обращение в отделение Росреестра. Для этого потребуется направить официальный запрос и дождаться результата. В связи с тем, что такой способ достаточно длительный по времени предоставления информации, он используется уже не так часто;
  • Получение информации из кадастровой документации по участку. Если такие бумаги имеется у вас на руках, достаточно открыть межевой план или кадастровый паспорт и получить все данные относительно проходящих границ.

Смежная граница представляет собой линию, которая накладывается поверх фактической границы в тех местах, где линии участка проходят по границе соседнего надела. В отличие от основной границы участка, которая строится по характерным точкам, такие линии определяются промежутком совмещенности со смежным земельным наделом.

Граница смежного участка на плане отображается снаружи (за основной линией) и перед своим отображением также требует предварительного согласования с непосредственным собственником примыкающего надела.

Что делать в случае пересечения?

Под пересечением границ участков понимается их смещение в любую из сторон, при этом границы участка непосредственно пересекаются.

Такие случаи могут иметь место при возникновении ошибок по составлению межевого плана как одного из соседних участков, так и обоих одновременно.

Кроме того, подобные случаи возникают при самозахвате территории, самовольном передвижении и смещении границ участка под воздействием сторонних факторов.

При обнаружении таких ошибок собственник участка должен выполнить следующие действия:

  • Обратиться в Росреестр с заявлением по уточнению границ (если такая ситуация имеет место уже после внесения сведений по обоим участкам в Росреестр);
  • Согласовать прохождение границ участка, если такая ситуация возникла в процессе формирования межевого плана. В таком случае подобное действие может выполнить кадастровый инженер;
  • При невозможности решить проблему пересечения межей мирным путем обратиться с исковым заявлением в суд для установления действительных межей и устранения всех неточностей или последствий незаконных действий собственников участков.

Понятие изломанности

Под изломанностью понимают специфическое размещение поворотных точек надела, которое образовано имеющимися смежными наделами, спецификой имеющихся почв, а также условиями рельефа и ландшафта участка.

В идеале участок должен иметь всего 4 характерных точки и, как следствие 4 границы. На практике же земельные участки не всегда представлены в такой форме и чем больше будет таких поворотных точек, чем больше получается изломанность границы участка.

Высокая изломанность значительно осложняет геодезические, картографические и топографические работы.

В связи с этим инженеры, определяя межи участка, стараются достичь минимальной изломанности (насколько это возможно в конкретной ситуации).

Заключение

Итак, при определении границ участка проводится обширный перечень работ, в процессе которой могут быть допущены ошибки.

Для предупреждения любых факторов – большой степени изломанности участка, пересечения межей соседних участков, неверного расчета поворотных точек, следует обращаться для составления межевых планов исключительно к квалифицированным специалистам, имеющим опыт подобной работы.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/granitsy/chto-eto-takoe-kakie-byvajut

Разграничение и межевание земельного участка

Разграничение земельных участков

Наша сегодняшняя тема коснется Земельного кадастра, то есть разграничения участков и внесения точек в натуру. И мы рассмотрим, как решать спорные вопросы с соседями, потому что ни для кого не секрет, что часто бывают ситуации, когда соседи самовольно начинают передвигать туда-сюда свои заборы, расширять свою территорию и, соответственно, захватывать тем самым территорию у вас.

Как поступать в этих случаях?

Любой земельный участок в Российской Федерации по закону должен состоять на Кадастровом учете. Если этого не сделано, то в ваших интересах сделать так, чтобы ваш земельный участок встал на Кадастровый учет как можно скорее. Для того, чтобы это сделать, необходимо провести межевание земельного участка.

Что такое межевание земельного участка?

Межевание земельного участка – это определение границ и поворотных точек вашего земельного участка, с закреплением этих точек в документации. На основании этих данных он будет поставлен на Кадастровый учет.

И потом, сколько бы сосед границы не двигал, в какую бы сторону не возмущался, что это его территория, и что всю жизнь этот забор стоял здесь (типа, это вы сами его подвинули) – всегда можно будет обратиться в суд.

Суд назначит земельную экспертизу, которая по имеющемуся у вас кадастровому паспорту вашего земельного участка выйдет на место, вынесет в натуру точки вашего земельного участка и тогда выяснится правда, что сосед ваш самовольно захватывает вашу землю.

Поэтому, если ваш земельный участок не состоит на Кадастровом учете, это необходимо сделать. Потому что земля сейчас приобретает все большую и большую ценность и часто пустые споры с соседями обычно решаются с точки зрения силы.

Для того, чтобы земельный участок встал на Кадастровый учет, вам необходимо пригласить межевую организацию, которая имеет лицензию на право проведения подобных мероприятий.

Данная межевая организация выйдет на место, вынесет-расставит точки вашего земельного участка и с помощью специальных  GPS-приемников определит их координаты. Далее составит межевой план вашего земельного участка, составит, подготовит и подпишет схемы границ земельного участка с вашими соседями.

Ну, естественно, все это будет стоить денег, но на самом деле, не таких уж огромных денег, как может казаться. Земля гораздо дороже, поверьте.

После того, как межевой план будет готов, в дополнение к этому межевому плану межевая организация выдаст вам электронный носитель, то есть CD-диск, на котором буду записаны все основные положения этого межевого плана, кроме того, что будет представлено на бумажном носителе.

Вы отдадите в Кадастровую палату межевой план и электронный носитель и, в течение двух месяцев, вы получите кадастровый паспорт вашего земельного участка и свежую выписку на земельный участок. Все, ваш земельный участок стоит на Кадастровом учете.

Если у вас уже было оформлено право собственности, но участок просто не был разграничен, тогда вам ничего больше делать не нужно.

Если же ваш земельный участок у вас не был ни разграничен, ни право собственности не было оформлено, то вы берете первоначальные исходные документы, на основании которых когда-то давно вы этот земельный участок получили —  от производства или от администрации вам выделяли, либо под индивидуальное жилищное строительство, не важно.

Со всеми этими документами идете в Управление Росреестра, где по дачной амнистии вы ставите этот земельный участок в упрощенном порядке на учет и получаете свидетельство о регистрации право собственности.

Если же все-таки в процессе совместного проживания с соседями у вас отношения не сложились, такое бывает очень часто и соседи начинают самовольно двигать границы, то не нужно с ними ругаться. Не нужно ничего, просто обращайтесь в суд.

Обращайтесь в суд о самовольном захвате вашего земельного участка соседом, что он передвинул самостоятельно границы и устранении препятствий в пользовании вашим земельным участком.

Судья, естественно, не сможет принять законное решение ни с ваших слов, ни со слов соседа, ни даже с точки зрения представленных и той и другой стороной документов, определить, где же границы. Поэтому он(она) будет назначать землеустроительную экспертизу.

А вот землеустроительная экспертиза изучит документы и если у вас земля состоит на кадастровом учете, то соответственно по тем точкам, которые закреплены в ваших документах, они выйдут на место и проверят эти точки. Тогда станет сразу понятно, что сосед ваш самовольно захватил кусочек вашей земли. Это, что касается разграничения.

Хотя, конечно, с соседями лучше не ругаться, чтобы не нести потом каких-нибудь расходов, ни финансовых, ни нервных, не временных.

По разграничению земельных участков на данный момент добавить нечего. Если вы имеете какие-то вопросы по данной теме, то можете задать их в специальной форме консультанта на нашем сайте.

Источник: https://juridicheskaja-konsultacija-online.ru/zemel-noe-pravo/razgranichenie-zemel-nogo-uchastka-i-mezhevanie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.