Разрешение на благоустройство прилегающей территории

Содержание

Благоустройство прилегающей территории (что входит в благоустройство, когда нельзя благоустраивать и т.д.)

Разрешение на благоустройство прилегающей территории

Благоустройство территорий вокруг жилых домов – насущная проблема, с которой на протяжении десятилетий вынуждены бороться жильцы.

Еcли с благоустройством прилегающих площадок улиц, тротуаров и скверов, расположенных вокруг коммерческих и промышленных построек складывается более-менее благоприятная ситуация, поскольку  ответственность за них возложена на юридических лиц-собственников или муниципальные учреждения, обслуживающие данный район, то с территориями вокруг МКД (многоквартирными домами) не всё так просто.

В предлагаемой статье будут рассмотрены правовые вопросы благоустройства прилегающих территорий и действующее законодательство в данной отрасли права и обязанности собственников применительно к прилегающей территории.

Правовое регулирование отношений, касающихся благоустройства территорий

Как это не покажется странным, но инициатива высадить цветы или обустроить зеленую лужайку вдоль отмостки дома, которые пытаются реализовать некоторые жильцы МКД, имеет под собой четкую правовую регламентацию Основным законом, регулирующим благоустройство в жилом секторе, является Закон № 131-ФЗ, принятый в 2003 году. Носит он длинное и скучное название: «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации».

На момент принятия закон не предусмотрел многих нюансов взаимоотношений собственников на прилегающие территории и степень их участия в деле благоустройства. Поэтому, в 2017 году в него были внесены существенные дополнения и изменения (закон № 463-ФЗ) которым действующий ФЗ-131 был дополнении ст. 45.1, установившей правила благоустройства и определившей права населения в данной сфере.

В развитие указанного закона в 2011 году издан Приказ Минрегионразвития № 613, которым утверждены «методические рекомендации».

Ряд пунктов указанной статьи: 13, 14,15,16 посвящены участию в деле благоустройства собственников МКД, каковыми могут являться как владельцы жилых помещений, так и коммерческие структуры владеющие офисами, магазинами, предприятиями и организациями, располагающимися, как правило, на нижних этажах жилых домов. Они, наряду с жильцами, в полном объеме наделены правом голоса при принятии решения о благоустройстве территорий. Иногда их голос является решающим. Это обусловлено тем, что ание на общем собрании собственников, определяющих принципы благоустройства территории, ее зонирования и целевого назначения, а так же вопросы финансирования тех или иных инициатив производится пропорционально количеству квадратных метров недвижимости, находящихся в собственности. Чем больше владение – тем большим числом обладает собственник.

Не редка ситуация, при которой вместо газонов, зеленых насаждений, игровых площадок для детей и зон отдыха для пожилых людей придомовая территория закатывается в асфальт, разбивается на бесчисленное количество стоянок для автомобилей, обслуживающих деятельность коммерческой структуры, огораживается оградами и шлагбаумами, препятствующими парковке автотранспорта других жильцов дома.

К счастью, не все так плохо в действующем законодательстве о прилегающих территориях. Существуют нормы и правила (СНиП III 10-75) которыми определены требования к правилам организации и планировки придомовых территорий.

Однако, они в основном соблюдаются при планировке и благоустройстве прилегающих территорий вокруг вновь возводимых домов.

Когда планировку и благоустройство производит застройщик до ввода дома в эксплуатацию и старта продаж квадратных метров недвижимости.

В МКД старой застройки прилегающие территории являются бесконечным камнем раздора, споров и судебных тяжб, которые выигрываются сторонами с переменным успехом.

Что входит в понятие благоустройства территории

Благоустройство – это комплекс мероприятий. Оно не сводится только к приведению в порядок подъездных путей к дому и высадке деревьев. Комплекс мер гораздо шире.

Он подразумевает:

  • Проектирование будущей территории вокруг застройки. Если оно не была произведено или было утрачено, по инициативе собрания собственников МКД его можно заказать повторно в архитектурном отделе органа местного самоуправления. Проект должен учитывать все требования, прописанные в СНиП и отвечать общей концепции архитектурного облика города (района);
  • Внешний вид здания, его фасады, сопутствующие строения, ограждения – неотъемлемый элемент благоустройства;
  • Организация информационной инфраструктуры: размещение вывесок, баннеров, информационных стендов на фасадах и прилегающей территории;
  • Установка табличек с наименованием улицы и номерами домов, корпусов, подъездов – неотъемлемый атрибут благоустройства;
  • Строительство или ремонт существующих детских, спортивных площадок, малых архитектурных форм (в том числе скульптур и памятников, размещение памятных досок на фасадах зданий), так же относится к благоустройству;
  • Устройство мест выгула животных;
  • Устройство мест парковки транспортных средств;
  • Устройство местной коммуникации для пешеходов (тротуаров, дорожек, переходов, устройство шлагбаумов);
  • Развитие инфраструктуры, обеспечивающей передвижение инвалидов (маломобильных групп населения);
  • Организация мест сбора бытовых отходов (контейнерных площадок);
  • Вопросы уборки территорий, в том числе – в зимнее время;
  • Сбор и канализация ливневых вод и земляные работы во дворах.

Чтобы реализация указанных мероприятий по благоустройству было осуществимо, в статью 45.1 ФЗ-131 включены:

  • Порядок организации собственников МКД в общих собраниях, решающих вопросы благоустройства;
  • Определение источников финансирования мероприятий по обустройству придомовой территории. Предусмотрено финансовое участие собственников и владельцев в реализации отдельных программ;
  • Важнейшим вопросом является определение границ территории, которая подлежит благоустройству. Для этого собственникам приходится реализовать меры по закреплению придомовой территории, особенно если ранее она не была определена и фактически проходит по отмостке, повторяющей контуры здания;
  • Контроль со стороны выборного органа собственников МКД за деятельностью служб, задействованных в обслуживании и благоустройстве территории.

 Вопросы закрепления придомовой территории за собственниками МКД 

Статья 36 ЖК РФ относит придомовую территорию к совместной собственности владельцев недвижимости в МКД. На бумаге все просто. Придомовая территория  подразумевается, как само – собой присутствующее имущества, подобно крыше, подъездам и подвалам МКД.

На практике все обстоит совершенно иначе. В подавляющем большинстве у МКД старой застройки придомовая территория в принципе отсутствует.

Она есть, но она не принадлежит собственникам МКД, поскольку не узаконена и не включена в кадастровый план населенного пункта.

Прежде чем приступить к работам по благоустройству территории собственники на общем собрании должны придти к соглашению о инициации процесса межевания и закрепления в собственность участка, прилегающего к их дому. С одной стороны владеть и распоряжаться территорией заманчиво.

Но многие собственники, узнав нюансы процедуры межевания и оформления в собственность, а так же правовые и, в первую очередь, финансовые вопросы, связанные с содержанием и благоустройством придомовой территории от затеи отказываются.

Более того, даже пытаются сократить размер имеющейся территории, чтобы не нести лишних затрат, ложащихся на содержание общего имущества помимо оплаты за квадратные метры.

 Правовые последствия самовольных действий на придомовой территории 

Многим известны случаи, когда тот или иной собственник метров в МКД осуществляет действия, идущие в разрез с интересами других владельцев:

  • спиливает деревья или кустарники;
  • устанавливает шлагбаумы или натягивает тросы, препятствующие проезду транспорта;
  • размещает на фасаде вывески или рекламу;
  • организует места выгула животных во дворе дома;
  • самовольно высаживает цветы, деревья, разбивает огород под окнами квартиры;
  • производит полив зеленых насаждений, растущих около дома;
  • заливает ледовые катки или устраивает фонтаны и пр.

Зачастую возмущение выливается в уничтожение произведенных «улучшений», наложение штрафов или судебные иски по возмещению ущерба.

Надо четко осознавать, что у собственников возникает право на придомовую территорию и проведение мероприятий по ее изменению только после закрепления в совместную собственность в процессе межевания. До этого территория дома и все что на ней расположено является собственностью местного органа управления (муниципалитета) и отвечает за благоустройство местный орган власти.

Точно так же собственники не вправе требовать с управляющей компании или ТСН (бывших ТСЖ) проведения работ по благоустройству или даже по уборке территории, если она не закреплена в собственность.

Эти вопросы решаются на уровне местных органов власти, производятся силами подрядных организаций, но непосредственного участия в их проведении УК или ТСН не принимают, если территория  не входит в состав общего имущества дома.

Это – принципиально важный вопрос, связанный с благоустройством, который требует разъяснения всем собственникам на общих собраниях.

В случае самовольных изменений, произведенных «во благо» на не принадлежащей собственникам территории их придется узаконивать в местном органе власти. Или, за свой счет восстанавливать status quo, если муниципалитет сочтет их нарушениями утвержденного архитектурного плана.

Работы по благоустройству территории МКД всегда надо начинать с проведения общего собрания собственников. Первый решаемый вопрос – выяснение границ. Второй – расчет затрат на содержание. Третий – согласование планируемых мероприятий по благоустройству с местным органов власти. Без этого, все усилия могут обернуться иском о причинении вреда.

 Как оформить перепланировку квартиры? Скачать образец заявления 

 Друзья! Если статья оказалась полезной, ПОЖАЛУЙСТА, поделитесь ею с друзьями в любой социальной сети, ведь чем больше людей будет знать о своих правах (и доказывать их), тем ответственнее станут службы. 

Идея сайта возникла на основе многочисленных жалоб в сфере коммунальных услуг и отсутствия нужной информации в одном источнике! Это единственный в своем роде жилищный сайт, объединяющий действительно важные и актуальные материалы.

Источник: https://jilishnik.ru/remont-kommunalnye-uslugi/item/162-blagoustrojstvo-prilegayushchej-territorii

Разрешение на благоустройство территории

Разрешение на благоустройство прилегающей территории

Проведение работ по благоустройству территории выполняется в целях повышения эффективности ее использования, улучшения внешнего вида и экологического состояния, охраны окружающей среды, функционального обеспечения социальных условий ее эксплуатации.

Разрешение на проведение строительных работ по благоустройству территории предусматривает наличие у Заказчика комплекта документов в составе: – согласованной в установленном порядке и утвержденной Заказчиком проектной документации (паспорта комплексного благоустройства); – разрешения на осуществление градостроительной деятельности (благоустройство территории);

– ордера на производство работ.

Для работ по благоустройству территории, предусмотренных согласованной и утвержденной документацией по новому строительству, реконструкции или установке нестационарных объектов, использованию территории, отдельного разрешения на строительство не требуется.

При подготовке проведения работ по благоустройству территории обязательным условием является наличие соответствующих лицензий у Заказчика и Проектировщика.

Проведение работ по благоустройству территории проводится: – по инициативе собственника, пользователя объекта; – по инициативе лица, не являющегося собственником, арендатором; – по предписанию органов власти, контроля и надзора;

– по условиям исходно – разрешительной документации при проведении компенсационного благоустройства (озеленения).

При проведении компенсационного благоустройства (озеленения) территории ордер на производство работ оформляется по материалам согласованной и утвержденной проектной документации и в соответствии с ранее оформленной исходно – разрешительной документацией, установившей проведение благоустройства.

Основанием для оформления документации по указанным работам является: – поручение префекта административного округа; или – поручение заместителя префекта, уполномоченного префектом; или – поручение главы районной Управы; или – поручение окружной (районной) межведомственной комиссии;

или – предписание органов власти, контроля и надзора.

Разработка, согласование и утверждение проектной документации

Проектная документация для проведения работ по благоустройству территории (паспорт комплексного благоустройства) включает: – пояснительную записку с указанием проводимых строительных работ и мероприятий по охране окружающей среды; – ситуационный план М 1:2000; – генеральный план М 1:500 с благоустройством территории; – разбивочный чертеж элементов благоустройства; – посадочный чертеж озеленения; – проектные материалы по элементам благоустройства и дизайна (при необходимости): по типовым и повторно применяемым проектам – паспорта;

по индивидуальным проектам – чертежи.

При необходимости в состав проектной документации входят проектные решения: – по освещению; – по поливочному водопроводу;

– по водоотведению.

Паспорт комплексного благоустройства оформляется Москомархитектурой является составной частью проектной документации для благоустройства дворовых территорий. Форма паспорта установлена распоряжением Мэра Москвы от 31.12.99 N 1559-РМ “О улучшении эксплуатации и сохранности объектов благоустройства дворовых территорий”.

По объектам природного комплекса состав исходно – разрешительной и проектной документации определяется в зависимости от вида объекта.

Согласование и утверждение проектной документации

Проектная документация по благоустройству территории подлежит: согласованию: – префектом административного округа или уполномоченным им заместителем префекта (по территориям вне районных Управ); – главой районной Управы; – эксплуатационными организациями (по территориям, прилегающим к жилым домам); – собственниками объекта недвижимости (по территориям, прилегающим к нежилым объектам); оформлению заключений: – АПУ округа (для объектов вне территорий природного комплекса); – Москомархитектуры (Управление комплексного благоустройства – для объектов на территориях природного комплекса); – окружного ЦГСЭН; – территориального отдела Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы (с оформлением порубочного билета при необходимости); – ОПС Мосгоргеотреста (при проведении работ по разрытию); – ГУОП г. Москвы (для объектов на исторических территориях города);

– УГПС ГУВД по г. Москве (при изменении въездов, подъездных путей и других дорожных покрытий).

Утверждение проектной документации на проведение работ по благоустройству оформляется:

– приказом (распоряжением) Заказчика (для юридических лиц);
– подписью Заказчика на титульном листе проектной документации или паспорта комплексного благоустройства (для физических лиц).

Оформление разрешения на осуществление градостроительной деятельности – благоустройство территории

Разрешением на осуществление градостроительной деятельности по благоустройству территории является: – утвержденное распоряжением префекта административного округа решение Окружной межведомственной комиссии (вне территорий районных Управ);

или – утвержденное распоряжением главы районной Управы решение Районной межведомственной комиссии (на территориях районных Управ).

Решение Окружной (районной) межведомственной комиссии оформляется на основании следующих документов: – письма Заказчика в Окружную (районную) межведомственную комиссию; – основания для оформления работ (п. 1 данной главы); – утвержденной проектной документации по предполагаемым работам;

– материалов БТИ по объекту.

Оформление ордера на производство работ

Ордер на производство работ по благоустройству территории оформляется Объединением административно – технических инспекций Правительства Москвы (ОАТИ) в соответствии с утвержденным решением межведомственной комиссии и утвержденной проектной документацией.

О начале производства строительных работ Заказчик обязан проинформировать собственника (эксплуатационную организацию).

Разрешение на строительство в Москве:

Заявка на услуги

Источник: http://www.cus.ru/stroit_blagoustr.htm

Собственники вправе возвести забор вокруг многоквартирного дома, даже если это лишает иных граждан коротких путей передвижения

Разрешение на благоустройство прилегающей территории

Но только в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме при устройстве забора соблюден ряд требований.

Правовое обоснования возможности возведения забора

В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 г.

N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса РФ” с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу положений статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право в том числе возводить сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно пункту 1 статьи 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

По общему правилу действия собственника по ограждению находящегося в его частной собственности земельного участка не запрещены действующим законодательством, в силу чего сами по себе противоправными не являются.

Следовательно, собственники самостоятельно распоряжаются своим общедолевым имуществом, в том числе самостоятельно принимают решения о возведении ограждения вокруг своего многоквартирного дома.

Отсутствие обязанности по получению разрешения для возведения забора

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» в состав общего имущества многоквартирного дома включается земельный участок, на котором расположен дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета с элементами озеленения и благоустройства.

Решение об изменении элементов благоустройства прилегающей к жилому дому на территории в границах предоставленного земельного участка принимается на общем собрании собственников жилых помещений и осуществляется в установленном законом порядке.

В соответствии с требованиями п. 17 ст.

51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Забор не обладает полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится, а также от других находящихся на земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого (движимого) имущества.

Тем самым забор не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, служит вспомогательной постройкой по отношению к основному зданию многоквартирного жилого дома, выполняет лишь обслуживающую функцию посредством создания условий для обеспечения безопасности и предотвращения несанкционированного проникновения на территорию, т.е. возведено для обеспечения безопасности основного объекта – придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: “адрес”, в связи с чем в силу ст. 135 ГК РФ, п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ является объектом вспомогательного назначения и соответственно не относится к объектам капитального строительства.

Таким образом, специальных разрешений для возведения забора, за исключением решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, не требуется.

Ограждения (заборы) являются элементами благоустройства

В силу п. 38 ст.

1 Градостроительного кодекса РФ элементы благоустройства – декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Источник: https://acitadel.ru/2020/09/22/sobstvenniki-vprave-vozvesti-zabor-vokrug-mnogokvartirnogo-doma-dazhe-esli-eto-lishaet-inyx-grazhdan-korotkix-putej-peredvizheniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.