Реестр казны муниципального имущества

Содержание

Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества

Реестр казны муниципального имущества

Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 декабря 2011 г. Регистрационный N 22684

В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2004, N 25, ст. 2484; N 33, ст. 3368; 2005, N 1, ст. 9, 12, 17, 25, 37; N 17, ст. 1480; N 27, ст. 2708; N 30, ст.

3104, 3108; N 42, ст. 4216; 2006, N 1, ст. 9, 10, 17; N 6, ст. 636; N 8, ст. 852; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3296; N 31, ст. 3427, 3452; N 43, ст. 4412; N 49, ст. 5088; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; N 21, ст. 2455; N 25, ст. 2977; N 26, ст. 3074; N 30, ст. 3801; N 43, ст. 5084; N 45, ст. 5430; N 46, ст.

5553, 5556; 2008, N 24, ст. 2790; N 30, ст. 3616; N 48, ст. 5517; N 49, ст. 5744; N 52, ст. 6229, 6236; 2009, N 19, ст. 2280; N 48, ст. 5711, 5733; N 52, ст. 6441; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4160, 4206; N 40, ст. 4969; N 45, ст. 5751; N 49, ст. 6411; 2011, N 1, ст. 54; N 13, ст. 1685; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2705; N 29, ст.

4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4591, 4594; N 31, ст. 4703), с пунктом 5.2.28(59) Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст.

2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488; 2010, N 5, ст. 532; N 9, ст. 960; N 10, ст. 1085; N 19, ст. 2324; N 21, ст. 2602; N 26, ст. 3350; N 40, ст. 5068; N 41, ст. 5240; N 45, ст. 5860; N 52, ст. 7104; 2011, N 6, ст. 888; N 9, ст. 1251; N 12, ст. 1640; N 14, ст. 1935; N 15, ст. 2131; N 17, ст.

2411, 2424; N 32, ст. 4834), приказываю:

1.

Утвердить прилагаемый Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.

Министр Э. Набиуллина

Приложение

1.

Настоящий Порядок устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее также – реестр, реестры), в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам (далее – правообладатель) и подлежащем учету в реестрах.

2. Объектами учета в реестрах являются:

– находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);

– находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4626; 2007, N 31, ст. 4012; N 43, ст. 5084; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 25, ст. 3535; N 30, ст. 4587), Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 1998, N 48, ст. 5849; 1999, N 28, ст. 3473; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, ст. 5141; 2003, N 52, ст. 5031; 2006, N 3, ст. 282; N 6, ст. 636; N 45, ст. 4627; 2007, N 1, ст. 37, 39; N 10, ст. 1151; N 22, ст. 2562, 2563; N 27, ст. 3213; N 30, ст. 3753, 3799; N 45, ст. 5415; N 48, ст. 5814; N 49, ст. 6039, 6047, 6061, 6078; 2008, N 20, ст. 2253; N 30, ст. 3604, 3616, 3617; 2009, N 23, ст. 2762; N 29, ст. 3582, 3607; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2526; N 30, ст. 3995; 2011, N 1, ст. 49; N 23, ст. 3264; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4568, 4587, 4590);

– муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.

3. Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан:

– обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра;

– обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны;

– осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.

4. Реестр состоит из 3 разделов.

В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе:

– наименование недвижимого имущества;

– адрес (местоположение) недвижимого имущества;

– кадастровый номер муниципального недвижимого имущества;

– площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества;

– сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе);

– сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества;

– даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;

– реквизиты документов – оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество;

– сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества;

– сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

В раздел 2 включаются сведения о муниципальном движимом имуществе, в том числе:

– наименование движимого имущества;

– сведения о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (износе);

– даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество;

– реквизиты документов – оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество;

– сведения о правообладателе муниципального движимого имущества;

– сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

В отношении акций акционерных обществ в раздел 2 реестра также включаются сведения о:

– наименовании акционерного общества-эмитента, его основном государственном регистрационном номере;

– количестве акций, выпущенных акционерным обществом (с указанием количества привилегированных акций), и размере доли в уставном капитале, принадлежащей муниципальному образованию, в процентах;

– номинальной стоимости акций.

В отношении долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ в раздел 2 реестра также включаются сведения о:

– наименовании хозяйственного общества, товарищества, его основном государственном регистрационном номере;

– размере уставного (складочного) капитала хозяйственного общества, товарищества и доли муниципального образования в уставном (складочном) капитале в процентах.

В раздел 3 включаются сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником), в том числе:

– полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица;

– адрес (местонахождение);

– основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации;

– реквизиты документа – основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица);

– размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий);

– размер доли, принадлежащей муниципальному образованию в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ);

– данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий);

– среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий).

Разделы 1 и 2 группируются по видам имущества и содержат сведения о сделках с имуществом. Раздел 3 группируется по организационно-правовым формам лиц.

5. Реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях.

Реестры должны храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц, с соблюдением условий, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения и подделки информации.

Документы реестров хранятся в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ “Об архивном деле в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4169; 2006, N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 20, ст. 2253; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4196).

6. Внесение в реестр сведений об объектах учета и записей об изменении сведений о них осуществляется на основе письменного заявления правообладателя недвижимого и (или) движимого имущества, сведения о котором подлежат включению в разделы 1 и 2 реестра, или лица, сведения о котором подлежат включению в раздел 3 реестра.

Заявление с приложением заверенных копий документов предоставляется в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра, в 2-недельный срок с момента возникновения, изменения или прекращения права на объекты учета (изменения сведений об объектах учета).

Сведения о создании муниципальными образованиями муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, хозяйственных обществ и иных юридических лиц, а также об участии муниципальных образований в юридических лицах вносятся в реестр на основании принятых решений о создании (участии в создании) таких юридических лиц.

Внесение в реестр записей об изменении сведений о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях и иных лицах, учтенных в разделе 3 реестра, осуществляется на основании письменных заявлений указанных лиц, к которым прилагаются заверенные копии документов, подтверждающих изменение сведений. Соответствующие заявления предоставляются в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра, в 2-недельный срок с момента изменения сведений об объектах учета.

В отношении объектов казны муниципальных образований сведения об объектах учета и записи об изменении сведений о них вносятся в реестр на основании надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих приобретение муниципальным образованием имущества, возникновение, изменение, прекращение права муниципальной собственности на имущество, изменений сведений об объектах учета. Копии указанных документов предоставляются в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра (должностному лицу такого органа, ответственному за ведение реестра), в 2-недельный срок с момента возникновения, изменения или прекращения права муниципального образования на имущество (изменения сведений об объекте учета) должностными лицами органов местного самоуправления, ответственными за оформление соответствующих документов.

7.

В случае, если установлено, что имущество не относится к объектам учета либо имущество не находится в собственности соответствующего муниципального образования, не подтверждены права лица на муниципальное имущество, правообладателем не представлены или представлены не полностью документы, необходимые для включения сведений в реестр, орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, принимает решение об отказе включения сведений об имуществе в реестр.

При принятии решения об отказе включения в реестр сведений об объекте учета правообладателю направляется письменное сообщение об отказе (с указанием его причины).

Решение органа местного самоуправления об отказе включения в реестр сведений об объектах учета может быть обжаловано правообладателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров.

Предоставление сведений об объектах учета осуществляется органом местного самоуправления, уполномоченным на ведение реестра, на основании письменных запросов в 10-дневный срок со дня поступления запроса.

Источник: https://rg.ru/2011/12/28/reestr-dok.html

Муниципальная казна муниципального образования. Учет имущества казны муниципального образования

Реестр казны муниципального имущества

Понятие “казна” не нуждается в представлении. Но что же такое муниципальная казна муниципального образования? Чем этот термин отличается от общего понятия? Что конкретно входит в такую казну? Каким образом она формируется? Какие правовые акты регулируют этот процесс? На все эти и другие важные вопросы мы ответим далее в статье.

Главное определение

Разберемся с базовым понятием. Казной называются бюджетные средства или государственная собственность, еще не распределенная между государственными учреждениями и предприятиями, а принадлежащая самому государству по праву собственности.

Типы казны в РФ

В Российской Федерации на сегодня действуют три вида казны:

  • Федеральная (собственно, казна РФ).
  • Казна каждого из субъектов.
  • Муниципальная казна муниципальных образований.

Понятие муницапального образования

Что же относится к последней категории? Бюджетные средства или государственная собственность муниципальных образований государства. Что это такое, подробно рассказывает ФЗ № 131 (2003). Закон разъясняет, какие муниципальные образования есть на территории России:

  • Сельское поселение. Так может называться как один, так и несколько населенных пунктов, которые объединены общей территорией. Ими могут быть села, деревни, хутора, поселки, кишлаки, аулы, станицы, кишлаки и проч. Здесь МСУ (расшифровка: местное самоуправление) осуществляется жителями самостоятельно либо через выборные (или иные) средства управления. Такие органы власти полностью соответствуют по своим функциям сельсоветам советского периода и земствам императорской России.
  • Городское поселение. Под названием скрывается или небольшой город, или крупный поселок (городского типа). Местное самоуправление население осуществляет непосредственно или через избираемые органы власти.
  • Муниципальный район. Название нескольких поселений (как городских, так и сельских), межселенных наделов, объединенных общей землей. В его границах местное самоуправление воплощается для решения местных вопросов межпоселенческого типа. Население дает ответ самостоятельно или через выборные органы МСУ. Последние могут осуществлять определенные государственные полномочия, которые передаются им согласно федеральным актам и законам субъектов федерации.
  • Городской округ. Это отдельное городское поселение, которое не будет входить в состав муниципального района. Структура местного самоуправления здесь осуществляет полномочия по решению вопросов локального значения, установленных федеральным законодательством.
  • Внутригородская территория федерального значения города. Это часть территории, относящейся к мегаполису федерального значения, в границах которой МСУ будет осуществляться населением самостоятельно либо через выборные органы.

Значение термина

Имущество казны муниципального образования – это главная составляющая собственности муниципалитета. Соответственно, она включает в себя денежные накопления бюджета населенного пункта и другое имущество, что не закреплено за муниципальными учреждениями и предприятиями.

Имущество казны муниципального образования – собственность, не закрепленная за предприятиями и учреждениями муниципалитета. Иными словами, это муниципальное нераспределенное имущество. При этом ошибкой будет отнести сюда казначейство. Законодательство РФ называет казной лишь нераспределенное имущество, а не муниципальный, государственный орган.

Недостатки законодательства

Само понятие “средства казны муниципального образования” пока что закреплено лишь в Гражданском Кодексе. Он данный термин объясняет несколько рамочно. А вот в иных федеральных законах понятие не упоминается.

Вместо него законодательство оперирует термином “муниципальная собственность” (более широкий по своему значению) или “бюджет муниципалитета” (напротив, более узкий).

Сегодня это весьма серьезный недостаток законодательств о муниципалитете, требующий доработки.

Состав казны

Определено, что в состав муниципальной казны муниципального образования может включаться следующее:

  • Доля муниципалитета в нежилых помещениях единых комплексов недвижимого имущества, которая находится в общей доле собственности частных владельцев помещений.
  • Нежилой муниципальный фонд. В эту категорию входят отдельно стоящие строения, здания, сооружения, помещения в них. Нежилые помещения, находящиеся в жилых домах. Пристроенные, встроенно-пристроенные помещения к жилым строениям, которые сами не предназначены для проживания. Объекты нежилого строительства, а также инженерные, транспортные и иные сооружения.
  • Имущественные предприятия и комплексы.
  • Земельные наделы и природные объекты, ресурсы.
  • Машины, автомобильный транспорт, оборудование, товары, станки, запасы материалов и сырья.
  • Имущественные права. В том числе и обязательственные права в отношении тех хоз. обществ, в уставных капиталах которых содержится определенная доля муниципалитета.
  • Имущество, что находится в долевой собственности.
  • Архивные и библиотечные фонды муниципалитета, а также иные информационные ресурсы.
  • Имущество непосредственно органов МСУ.
  • Имущество, что было передано муниципалитету по договорам аренды, безвозмездного пользования, найма, а также доверительного управления.
  • Денежные накопления местного бюджета, а также валютных фондов, пакеты акций, ценные бумаги (акции, облигации и проч.), доли в уставных капиталах различных хозяйствующих объектов, доли в соглашениях о совместной деятельности, а также иные активы финансово-кредитной сферы, что могут принадлежать муниципалитету.
  • Нематериальные активы, принадлежащие муниципальному образованию.
  • Объекты, относящиеся к интеллектуальной собственности, а также права на них.
  • Программное обеспечение, а также базы данных.
  • Иное имущество, движимое и недвижимое, что вошло в муниципальную казну муниципального образования по основанию, не противоречащему действующему законодательству.
  • Муниципальные жилые помещения, доли муниципалитета в жилых комплексах (комнаты, квартиры), муниципальные общежития.
  • Иное имущество.

Законодательное определение

Мы разобрали, что составляет казну муниципального образования. Теперь перейдем к букве закона.

Институт казны определяет гражданское законодательство. А именно – п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК РФ.

Закон утверждает, что средства местного (или государственного бюджета), а также иное госимущество, что не закреплено за муниципальными (или же государственными) учреждениями и предприятиями, составляют собой государственную казну РФ, казну субъектов страны, а также муниципальную казну какого-либо из городских, сельских и иных поселений на территории РФ.

Составляющие по законодательству

Какие же составляющие казны муниципального образования? В состав ее имущества может входить любая собственность из числа той, что перечислена в ст. 50 ФЗ “Об общих принципах организации МСУ в РФ”. Однако при этом выделяются различные группы объектов, что могут быть собственностью разных видов муниципальных образований страны. Как то: сельским поселениям, городским округам, районам.

Первая часть ст. 50 данного ФЗ также определяет категории объектов, что могут числиться в муниципальной казне.

Категории объектов в составе казны

При учете казны муниципального образования важно понимать, что она неоднородна. Ее составляющие можно разделить на несколько категорий объектов:

  • Имущество, что предназначено для решения вопросов, установленных ФЗ “Общие принципы МСУ в РФ” (а именно – части 2-4 ст. 50 данного Федерального закона).
  • Имущество, предназначение которого – финансовое обеспечение отдельных госполномочий, что были переданы органам местного управления в случаях, определенных как ФЗ, так и законами субъектов РФ.
  • Имущество, чье предназначение – обеспечение деятельности органов МСУ, а также должностных лиц, входящих в систему местного самоуправления по нормативно-правовым актам представительного органа муниципальной власти.

Формирование казны

Как регулируется учет имущества казны муниципального образования? Сегодня все субъекты РФ в своих законах закрепили нормы о собственности муниципалитета. Более конкретно ее состав определяется в уставах конкретных муниципальных образований, нормативных подзаконных актах.

А вот формирование и дальнейшее использование муниципальной казны никак не может осуществляться в виде стихийного саморегулирования и саморазвития. Отсюда учет имущества, включенного в его состав, осуществляется при органическом сочетании механизмов местного и государственного регулирования.

При этом политика муниципального образования в сфере формирования казны направляется на достижение определенных целей.

Цели формирования казны

Взыскание с казны муниципального образования здесь – весьма негативный момент. Упор же делается на привлечение нового имущества. Муниципалитету важно достигнуть следующие цели:

  • Увеличить доходы бюджета своего образования путем эффективного управления и распоряжения местным казенным имуществом.
  • Оптимизировать структуру нефинансовой муниципальной казны в целях обеспечения устойчивых предпосылок, мотиваций для результативного экономического развития объекта.
  • Вовлечь наибольший объем муниципальных казенных средств в оборот.
  • Использовать муниципальное казенное имущество в качестве инструмента для привлечения в экономику муниципального образования дополнительных инвестиций.
  • Обеспечить функционирование местных учреждений и предприятий, а также содействовать увеличению их конкурентоспособности.

Источники пополнения

Как мы уже говорили, взыскания за счет казны муниципального образования – не путь ее развития. Государству важно, напротив, чтобы она приумножалась. Это делается несколькими путями формирования муниципальной казны:

  • Имущество, что было передано в рамках законодательства о разграничении общей госсобственности на федеральную собственность, собственность российских субъектов и, наконец, на собственность муниципальных образований.
  • Имущество, что было вновь создано или приобретено на средства, поступающие в муниципальную казну на законных основаниях.
  • Государственное имущество, переданное в установленном законодательством порядке муниципальному образованию.
  • Собственность, оставшаяся после ликвидации муниципальных учреждений.
  • Имущество, исключенное из списка хозяйственного владения муниципальных унитарных организаций.
  • Собственность, безвозмездно переданная муниципалитету физическими или юридическими лицами.
  • Перешедшая в муниципалитет на основании договор о купле-продаже имущества – движимого и недвижимого.
  • Собственность, поступившая в казну по иным, но не конфликтующим с законодательством основаниям.

Муниципальная казна – это средоточие собственности муниципального образования. Вы знаете теперь ее специфику, составляющие, источники пополнения. А также регулирующие все вышеобозначенные федеральные законы.

Источник: https://FB.ru/article/425954/munitsipalnaya-kazna-munitsipalnogo-obrazovaniya-uchet-imuschestva-kaznyi-munitsipalnogo-obrazovaniya

Проблемы организации надлежащего учета государственного (муниципального) имущества и ведения соответствующих реестров

Реестр казны муниципального имущества
В соответствии с требованиями законодательства РФ одними из полномочий органов власти субъектов РФ и муниципальных образований является учет, управление и эффективное распоряжение принадлежащим им имуществом.

Такое имущество может:

  • состоять в составе казны публично-правового образования;
  • закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями и казенными предприятиями на праве оперативного управления;
  • закрепляться за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения.

ИМУЩЕСТВО КАЗНЫ

Как следует из норм ст.ст.

214-225 Гражданского кодекса РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, не переданное и не закрепленное за предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет казну соответствующего публично-правового образования.

Необходимо обратить внимание на то, что действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня имущества, которое может составлять имущество казны. Состав такого имущества субъект РФ или муниципальное образование определяет самостоятельно, закрепив его перечень в своих нормативно-правовых актах.

https://www.youtube.com/watch?v=cR-Xxrif2do

В соответствии с законодательством в состав казны могут входить:

  • земельные участки, природные ресурсы, участки недр и лесного фонда;
  • доли в составе общей долевой собственности в уставных капиталах акционерных обществ;
  • имущественные права;
  • имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предприятий и учреждений;
  • денежные средства;
  • ценные бумаги;
  • долговые обязательства;
  • другие виды объектов соответствующего уровня собственности.

Правовой режим имущества казны имеет свои особенности. Во-первых, такое имущество не должно принадлежать на вещных правах никакой организации. Во-вторых, оно может использоваться иными организациями-юридическими лицами только по решению уполномоченного государством (муниципальным образованием) органа. Стоит также отметить, что при закреплении отдельных объектов имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения необходимо обязательно определить целевое назначение каждого такого объекта. Дальнейшее изменение их целевого назначения (в первую очередь недвижимого имущества) возможно только на основании решения уполномоченного органа.

ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРОВ СОБСТВЕННОСТИ

Еще одним важным моментом при учете и управлении имуществом, принадлежащего публично-правовым образованиям на праве собственности, является ведение реестров имущества. В соответствии с законодательными актами собственность субъектов РФ и муниципальных образований подлежит учету уполномоченными органами в соответствующих реестрах на основании информации, которую должны предоставлять правообладатели (балансодержатели) данного имущества, в том числе и государственные (муниципальные) учреждения. При этом порядок ведения реестров определяется каждым публично-правовым образованием самостоятельно.

Почему ведение реестров так важно? Все просто: одним из документов, необходимых для подтверждения права собственности публично-правового образования на имущество казны, является выписка из соответствующего реестра федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Данные реестры представляют собой информационную систему, содержащую перечень объектов имущества казны и сведения, характеризующие эти объекты. Требования к составу информации, содержатся в различных нормативно-правовых актах.

К примеру, информация, которая должна содержаться в реестре имущества казны, находящегося в федеральной собственности, определены Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

Для органов местного самоуправления такие требования закреплены в Приказе Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».

Что же касается субъектов РФ, то они самостоятельно устанавливают для себя состав и требования к информации, предназначенной для включения в реестр казны. Однако некоторые органы власти пренебрегают своей обязанностью по нормативно-правовому закреплению порядка ведения и учета казны, в результате чего возникают конфликты с контрольными органами, проверяющими порядок учета и ведения таких реестров.

Проведя анализ нормативно-правовых актов, можно выделить следующий перечень информации, которая должна содержаться в реестре имущества казны:

  • реестровый номер объекта;
  • кадастровый номер объекта;
  • балансодержатель объекта (если имущество закреплено за учреждением или предприятием);
  • основания для включения в реестр (правовые акты – постановления, распоряжения, решения органов государственной власти и местного самоуправления; свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект; договоры купли-продажи, мены, дарения и др.; товарные накладные, акты выполненных работ; акты о приеме-передаче имущества, извещения; акты об оценке стоимости имущества; решения судов, вступившие в законную силу; иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами собственника имущества);
  • наименование объекта;
  • местонахождение объекта (кадастровый номер);
  • площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства объекта;
  • способ поступления;
  • балансовую стоимость объекта;
  • информация об износе (амортизации);
  • принятые решения по передаче имущества в пользование, исключению из состава казны, возврату в казну;
  • другие сведения, соответствующие требованиям действующего законодательства.

ТРУДНОСТИ ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРОВ ИМУЩЕСТВА Ознакомившись с перечисленным перечнем, специалисты, отвечающие за ведение реестра имущества казны, сразу же отметят массу сложностей, с которыми им приходится каждодневно сталкиваться в своей работе. К примеру, имущество, право на которое возникло еще до 90-х годов, не всегда имеет сведения о кадастровом номере или вовсе не проходило технический учет. В свою очередь, организация мероприятий по постановке на кадастровый учет является весьма затратной процедурой и органы власти не всегда располагают соответствующими средствами для ее организации. Еще одной из часто встречающихся проблем является отсутствие правоустанавливающих документов на имущество. Это также обусловлено тем, что такие объекты были приобретены или построены достаточно давно и документы на них либо не сохранились (были утеряны), либо их попросту не было (например, строение было возведено так называемым «хозспособом»). В результате чего возникает искажение информации, а ведение реестров затрудняется. Немаловажной проблемой также является регистрация права собственности на недвижимое имущество. В соответствии с положениями части 2 ст. 131 ГК РФ ведение реестра собственности не является тождественным государственной регистрации прав на такое имущество.

! Согласно судебной практике и в силу пункта 36 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения.

Таким образом, для признания права собственности на тот или иной объект имущества казны, помимо полноценной записи в соответствующих реестрах, необходима регистрация прав в Росреестре.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ИМУЩЕСТВЕ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Источник: https://bftcom.com/expert-bft/3595/

Реестр муниципальной собственности: порядок ведения, состав и выписка

Реестр казны муниципального имущества

До того как в 1999 году был введен государственный регистр, объекты собственности муниципалитета учитывались посредством Бюро технической инвентаризации (БТИ). После того как были переданы документы на местах и образован реестр муниципальной собственности, власти получили возможность предоставлять сведения о параметрах тех или иных объектах, которые принадлежат муниципалитету.

Утверждение

Внедрению реестра главным образом препятствовало отсутствие конкретной правовой основы на местах, где бы регламентировались нюансы регистрации и разграничения собственности.

Поэтому сначала муниципальные власти во многих регионах вели учет своего имущества в упрощенном виде.

В некоторых из них лишь спустя годы осуществлялось утверждение реестра муниципальной собственности, на основании которого начинали вести правильный учет.

Формирование

Учет и формирование соответствующей собственности сопровождается следующими моментами:

  • Четким разграничением и координированием действий структур государственного и муниципального уровня.
  • Гарантией гласности и прозрачности процедур.
  • Предоставлением равного доступа разным субъектам к выполнению сделок с муниципальными объектами.
  • Защитой интересов имущества определенного сообщества относительно имущества муниципалитета.
  • Образованием главных факторов имущественной инфраструктуры, которое способно задействовать механизмы рынка.

Задачи

Увеличение эффективности управления собственностью муниципального образования связано с появлением новых компьютерных технологий, информационных систем, улучшением степени квалификации служащих. На основании соответствующих данных создается база, которая обеспечивает выполнение следующих задач:

  • Образование единой системы учета и отчетности по расходам и доходам.
  • Прозрачность сведений, предоставляемых для заинтересованных лиц, в том числе для местных властей и сообществ.
  • Ведение статистики.
  • Получение самых актуальных сведений в оперативном режиме с целью быстрого принятия управленческих решений.
  • Увеличение успешности пользования собственностью муниципального образования.

Что подлежит учету?

Учет соответствующего имущества – это важный элемент в действиях местных властей. Он состоит из описания объекта с указанием определенных особенностей, которые помогают однозначно отличить его от иных объектов. Сведениями соответствующего учета являются данные, которые характеризуют объекты.

Включение в реестр муниципальной собственности обеспечивает учет недвижимого имущества, наделов земли с находящимися на них зданиями и сооружениями. Наделы земли получают идентификационные номера по кадастру, которые связаны с номерами построек на них.

На этих сведениях учета базируется деятельность системы госрегистрации прав на недвижимость.

Имущество, которое передается на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляет МУ или МУП, а если оно передается в пользование, то уполномоченным управленческим органом.

Объекты реестра

Как в случае с реестром государственной собственности, так и с реестром муниципальной собственности он представляет собой документ, который подтверждает право собственности субъектов на определенные объекты. Это система, состоящая из совокупности принципов БД программно-технического и методологического характера, в которых содержатся списки объектов учета и требуемая информация о них.

К объектам учета муниципальной собственности относятся:

  • Муниципальные наделы земли.
  • Водные объекты, лесные участки, недра и иные природные ресурсы, принадлежащие муниципалитету.
  • МУПы, которые занимаются хозяйственным ведением и управлением соответствующего имущества.
  • Вклады, акции и доли товариществ и хозяйственных обществ, которые принадлежат муниципалитету.

К отдельному движимому и недвижимому имуществу можно отнести как жилые, так и нежилые здания, производственные комплексы, помещения, объекты, находящиеся на стадии незавершенного строительства, транспорт, инженерные коммуникации, объекты интеллектуальной собственности, инвентарь, реклама, включая переданные физлицам и юрлицам, а аренду, в пользование на безвозмездной основе, в доверительное управление и по другим основаниям.

Обязанности руководителей

Реестр муниципальной собственности принадлежит непосредственно муниципальному образованию. Он содержится в специальном комитете по имущественному и земельному управлению, а ведется отделами, на руководителей которых возложена личная ответственность за правильный и своевременный учет. Начальники обязаны:

  • Обеспечивать организационными и методическими программами, необходимыми для ведения БД.
  • Организовывать защиту информации от потерь и искажений.
  • Предоставлять сведения, которые содержатся в реестре.

Сведениями о соответствующих объектах являются данные, которые характеризуют их, включая особенности, помогающие точно определить отличие от иных объектов, данные судебных и распорядительных бумаг, где подтверждается перевод права собственности и иных прав. Таким образом, в реестре собственности муниципального образования содержится следующая информация:

  • Состав.
  • Метод приобретения.
  • Цена.
  • Период постановки на учет.
  • Износ.
  • Иные данные, которые соответствуют требованиям закона о бухучете.
  • Информация о решениях по передаче имущества в пользование.
  • Иных распорядительных актах, включая те, в которых имущество исключается из состава казны муниципалитета, так же, как и возвращается в нее.

Требования, которые предъявляются к сведениям, заносимым в реестр, указаны в разных правовых актах. Одним из них является Приказ Министерства экономразвития № 424 от 2011 г.

Образец реестра муниципальной собственности представлен в статье.

Ведение

Местные власти обязаны обеспечивать заинтересованных лиц соответствующей информацией. Вместе с тем реализуется надежная база информационного и юридического характера для учета собственности муниципального образования и его успешного управления.

Ведение реестра муниципальной собственности осуществляется как на бумажных, так и на электронных носителях.

Это – информация о количестве, стоимости, правовом и техническом описании, в том числе объекты незавершенного строительства, с указанием износа, необходимости проведения ремонтных работ и так далее.

Под ведением реестра муниципальной собственности подразумевается процесс сбора, регистрации и обработки сведений о состоянии и движении соответствующего имущества по отчетности, требуемой для управления.

Сбор всей информации осуществляется соответствующими правовыми актами, распоряжениями главы муниципалитета, приказами отраслевых управлений.

Регистрация сведений об объектах имущества муниципалитета – это выполнение следующих записей в БД:

  • Главных реквизитов и содержания любых распоряжений, относительно этого объекта.
  • Главных реквизитов и содержания иных документов, в которых подтверждается исполнение распоряжений (соглашений, договоров, соответствующих актов и прочих бумаг).
  • Данных о положении объекта, его изменении и иной информации относительно него.
  • Сведений квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

Основание

Информация представляется в соответствующий комитет физлицами и юрлицами, которые используют имущество, принадлежащее муниципалитету. В реестр муниципальной собственности включаются, так же как и исключаются, объекты по следующим основаниям:

  • Правовому акту РФ.
  • Постановлению Правительства РФ.
  • Решению или иному правовому акту региональной и муниципальной власти.
  • Решению суда.
  • Договору ГПХ.
  • Приказу руководителя комитета.

Моментом, когда сведения включаются в реестр и исключается из него, является дата подписания документа сторонами. В записи должны отражаться также основные реквизиты договоров.

Обработка информации в реестре объектов муниципальной собственности — это:

  • Проставление даты принятия документа должностным лицом с названием его должности и расшифровки подписи.
  • Проставления даты внесения сведений в реестр.
  • Вложение бумаги или электронного носителя в папки для текущего хранения с присвоением индивидуального номера хранения по порядку.
  • Выполнение копии электронного документа.

Имущество казны муниципалитета

Реестр, как правило, состоит из нижеследующих частей:

  • Имущества природных объектов.
  • Имущества МУП, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения.
  • Имущества МУ, принадлежащего ему на праве оперативного управления.
  • Доли акций в уставном капитале товарищества и хозяйственных обществ.
  • Имущество казны муниципалитета.

Право собственности на имущество муниципальной казны учитывается, оформляется и регистрируется комитетом на основе специального документа. Оно отражается на балансе комитета. Движение осуществляется посредством внесения в соответствующие разделы данных.

Реестр о казне муниципалитета представляет собой автоматизированную информационную систему, которая построена на программно-технических и методологических принципах, совокупность БД и бумаг, ведущихся уполномоченным органом в пределах определенных полномочий. В нем содержатся следующие данные:

  • Описание индивидуальных особенностей, казны, которая идентифицирует объект.
  • Балансовая стоимость объекта имущества, основание и дата установки.
  • Когда была совершена последняя инвентаризация.
  • Наличие права собственности с указанием необходимых реквизитов.
  • Данные об обременениях.
  • Сведения, которые содержатся в реестре, могут быть предоставлены любым лицам, согласно действующему законодательству. Информация по запросу предоставляется в срок, который в нем указан. Частным лицам она предоставляется по заявлению с предъявлением бумаг, которые подтверждают полномочия представителя юрлица или удостоверяют личность физлица. Также комитет выдает сведения и о лицах, которые получили данные об объекте имущества муниципалитета.

Ведение реестра – это неотделимая часть учета объектов, так как он служит для подтверждения права собственности муниципалитета. Документом, подтверждающим это право, является выписка из реестра муниципальной собственности.

Ответственность

Неправильное ведение реестра является правонарушением, за которое уполномоченные лица несут юридическую ответственность. Основными нарушениями в данном случае являются следующие:

  • Объекты разных уровней не покрывают территорию без разрывов.
  • Данные о номерах по кадастру и технический учет отсутствует.
  • Сведения о правоустанавливающих бумагах отсутствуют (или нет непосредственно документов).

Реестр имущества муниципальной собственности – не тождественен госрегистрации прав на соответствующее имущество.

Такое имущество не может передаваться в аренду. Если оно закреплено за собственником или приобретено бюджетной организацией, то для этого действия следует изначально получить согласие собственника. Об этом говорится в ч. 3 ст.

298 ГК РФ. В рамках оперативного управления соответствующие организации вправе и самостоятельно распоряжаться имуществом.

Для сдачи в аренду следует заключить договор, который соответствует положениям Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.

Реестр нельзя вести, если имущество используется не по назначению и не соответствует целям приобретения. В случае с землей ею можно пользоваться, согласно виду разрешенного использования, а строительство может осуществляться только там, где это разрешено.

Заключение

Из статьи мы узнали об основных моментах и порядке ведения реестра муниципальной собственности. Он служит подтверждением права собственности, поэтому данные должны вноситься грамотно и в полном объеме. Если при этом допускаются ошибки и вносятся неверные сведения, то должностные лица привлекаются к административной ответственности.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1684050582500805141/reestr-munitsipalnoj-sobstvennosti-poryadok-vedeniya-sostav-i-vypiska/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.