Регистрация права муниципальной собственности на земельный участок

Оформление земли в собственность

Регистрация права муниципальной собственности на земельный участок
Подписаться

Собственник земельного участка может передавать надел по наследству, в аренду, продавать его, но возможно это при наличии справок, подтверждающих прохождение регистрации. Как оформить землю в собственность, в какие органы обращаться, какие бумаги подготовить подскажет представленный материал.

Законодательная база Российской Федерации не стоит на месте, развивается, предлагая гражданам выгодные условия пользования имуществом. Земельные участки, перешедшие в собственность до 2001 года, оформлялись в одном порядке, начиная с 2001 года, процедура изменила характер, теперь действуют нововведения, ознакомиться с которыми рекомендуется каждому. 

Оформление земли в собственность в 2020 году носит упрощенный порядок. В этом порядке можно зарегистрировать:

  1. Надел, на который право собственности получено до 2001 года.
  2. Участок с жилым объектом недвижимости (если земля получена до 1990 года).
  3. Земли, предназначенные для сада/огорода, на которых построены дома без разрешения на строительные работы.

Упрощенный порядок оформления предусмотрен для садовых сообществ, кооперативов. Если субъект давно владеет ЗУ, в книге хозяйственного учета есть записи, документы, подтверждающие право собственности старого образца, процедура оформления участка земли в собственностьносит упрощенный характер. 

Пошаговая инструкция 

Владелец земли для эксплуатации надела в рамках закона должен пройти процедуру регистрации. Если этого не сделать, права в пользовании, действиях будут ограничены, сделки признаны незаконными. 

Пошаговая инструкция оформления земли в собственность в 2020 году поможет сделать все правильно, в нужной последовательности. Действия субъекта:

  1. Сбор документов.
  2. Обращение в Росреестр.
  3. Подача заявления.
  4. Выписка из ЕГРН

Подать обращение можно не только в Росреестр, но и в МФЦ. Обращение рассматривается на протяжении двух недель с момента приема. 

Это процедура, если земля имеет установленные приделы. Если нет, нужно пригласить специалиста для проведения межевания. Если сроки не горят, воспользуйтесь услугой бесплатно, но нужно ждать. Если хотите решить вопрос в короткие сроки, придется заплатить. План межевания нужен для составления акта границ, который можно находится в справке из ЕГРН

Для проведения разного рода манипуляций с землей, участок должен стоять на учете. Делается это в Кадастровой палате или МФЦ. 

Следующий шаг – обращение в администрацию местного поселения. После можно регистрировать право собственности.

Тонкости оформления при купле-продаже

Закон об оформлении земли в собственность предусматривает прохождение процедуры через нотариальную контору. В присутствии адвоката стороны дают согласие на проведение сделки (согласие формируется в письменной форме). 

После покупатель обращается в регистрационный орган ля закрепления прав собственности на надел. 

Документы для оформления земли в собственность:

  1. Выписку из ЕГРН, отображаемую кадастровый план.
  2. Квитанцию, подтверждающую оплату всех расходов (государственной пошлины). 
  3. Договор купли-продажи.
  4. Документ, удостоверяющий личность заявителя.

Если заявитель не может лично обратиться в регистрационный орган, этим правом обладает лицо, имеющее нотариально заверенную доверенность. Доверенный субъект должен иметь при себе документ, удостоверяющий его личность, подтверждение права управления личными делами. 

Рекомендуется предварительно уточнять у представителей регистрационного органа перечень документации. Обстоятельства перехода права земли от одного субъекта к другому разные, в зависимости от них может меняться перечень справок. 

После приема пакета документации, представитель регистрационного органа выдает заявителю на руки расписку. Информация о готовности справки передается в телефонном режиме. 

Для регистрации собственности можно обратиться в регистрационные органы лично, подать обращение в МФО, зайти на сайт Госуслуг, отправить форму в электронном виде.

Получение разрешения снимает ограничения права распоряжаться недвижимым имуществом, если разрешения нет, права собственника ограничены (актив нельзя продавать, передавать в аренду, по наследству, дарить).

Внимание! Обязательный после регистрации права земельного участка, обязательно закажите выписку из ЕГРН на официальном сайте: https://rosreestor.info/ для того, чтобы убедиться в правильности данных.

Приватизация земельного участка

Приняв решение приватизировать земельного участка, будьте готовы к сложному длительному процессу. Жители города подают документы в городскую администрацию, жители района в поселковый совет. Решение выносится на протяжении 14 дней с момента принятия пакета.

При положительном решении последующие действия зависят от ситуации – надел передается платно или бесплатно. Платно – договор купли-продажи, бесплатно – по наследству. 

Независимо от способа приема ЗУ, следующий шаг – обращение в Росреестр. На момент обращения в регистрационный орган, субъект должен иметь на руках такие документы:

  1. Удостоверение личности.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Решение государственной администрации.

Дополнительно прикладывается квитанция об оплате налогового сбора, выписка из кадастрового плана, заявление с просьбой зарегистрировать земельный актив. Вместе с землей можно оформить стоящие на ней строения, оформление в собственности земли и дома носит упрощенный характер. 

Важно! Если стоящая на участке конструкция является собственностью поселкового совета, рекомендуется не приватизировать ее, а оформить выкуп. 

Переход права по дачной амнистии

Упрощенную форму регистрации права собственности на надел имеет дачная амнистия (новое в оформлении земли в собственность). Это временная программа, сроки продлены до конца 2020 года. Эксперты рекомендуют каждому, кто хочет получить право собственности на недвижимый актив, воспользоваться дачной амнистией.  

Категория граждан, имеющая право воспользоваться дачной амнистией:

  1. Особы, имеющие право на надел, оспорить которое не возможно (бесспорное право).
  2. Владелец надела (земля принадлежит товарищескому сообществу).
  3. Лица, начавшие, но не закончившие регистрацию.

Справки, бумаги передаются представителям Росреестра или МФЦ. Примите во внимание: представители государственных органов могут потребовать кадастровый паспорт или план межевания.

Решение выносится на протяжении 10-30 дней, процедура действует до конца декабря 2020 года, по окончанию этого срока оформление переводится на стандартный режим. 

Если земля в собственности, обязательно нужно заказать выписку из ЕГРН!

Оформление права после аренды

Собственник ЗУ может распоряжаться наделом на свое усмотрение, дарить его, продавать, передавать во временное пользование по договору аренды. 

Пользователь активом, взятым в аренду, может выразить желание купить участок. Передача ЗУ в собственность происходит одним из способов:

  1. Приватизация.
  2. Купля-продажа (перед договоров нужно купить выписку из ЕГРН).

Приняв решение выкупить надел, первое, что должен сделать будущий владелец – получить разрешение. Недвижимый объект может иметь собственника в виде частного лица или в виде муниципалитета, сельского совета. Без разрешения дальнейшие манипуляции невозможны. 

Получив разрешение, можно обращаться к нотариусу для заключения и удостоверения сделки. Заключается сделка в письменном виде, после документация передается в Росреестр или МФЦ . 

Если арендатор планирует на земле возвести здание (сарай, гараж, складское помещение) для занятия сельскохозяйственной деятельностью, рекомендуется ЗУ приватизировать. 

Обязательно во время оформления нужно предъявить договор-основание. Если такого нет, будьте готовы к сбору большого дополнительных справок, подтверждающих факт передачи земельной площадки в аренду.  

на новые статьи

Источник: https://rosreestor.info/oformlenie-zemli

Право муниципальной собственности на землю

Регистрация права муниципальной собственности на земельный участок

В современной правовой науке вопрос о возможности признания бесхозяйным такой разновидности имущества, как земельные участки, стал предметом множества публикаций и теоретических изысканий.

До принятия действующего Земельного кодекса в отечественной юридической науке не существовало единого мнения относительно возможности применения к земельным участкам режима бесхозяйного имущества и, как следствие, – возможности приобретения муниципальным образованием права собственности на такие земельные участки.

Многие авторы утверждали, что к земле такой режим не может быть применен, так как, согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса, земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно указанному мнению делался вывод, что в Российской Федерации не существует бесхозяйной земли.

Однако справедливым представляется мнение, в соответствии с которым указанная норма дает лишь определение государственных земель и не является основанием возникновения права государственной собственности на землю. Пункт 2 ст.

214 ГК РФ лишь констатирует, что на момент принятия Гражданского кодекса РФ в государственной собственности находятся земельные участки, не переданные в собственность граждан, юридических лиц и муниципальных образований.

С момента вступления в силу Земельного кодекса РФ было установлено, что при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.

Также, согласно ст. 25, ЗК РФ признает возможность возникновения прав на земельные участки по основаниям, предусмотренным Гражданским законодательством. Таким образом, Земельный кодекс в настоящее время дает все основания применять ст. 225 ГК РФ к возникновению права собственности на бесхозяйные земельные участки.

Итак, ст. 225 ГК РФ предусматривает три основания признания вещи бесхозяйной. В первом случае бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, во втором – вещь, собственник которой не известен, и в третьем – вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Учитывая, что земля является не только недвижимым имуществом, но и природным ресурсом, то есть представляет большое значение с экологической, социальной и экономической точек зрения, действующее законодательство не допускает случаев отсутствия собственника у такого имущества.

Также невозможны и случаи, когда собственник имущества был бы неизвестен, поскольку если право на земельный участок когда-либо возникло, то оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке, а если право не зарегистрировано, то оно не могло возникнуть.

Таким образом, Земельный кодекс РФ предусмотрел лишь одно из названных в ст. 225 ГК РФ оснований признания земельного участка бесхозяйным – отказ собственника от прав на земельный участок.

Необходимо отметить, что таким собственником может выступать лишь физическое или юридическое лицо, так как законодательством не предусмотрена возможность отказа от права собственности на землю публичными образованиями.

В соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса отказ гражданина или юридического лица от права собственности на принадлежащий ему земельный участок не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении этого участка до приобретения права собственности на него другим лицом.

Согласно ст. 43 ЗК РФ отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, таких как:

– использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

– сохранение межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством;

– осуществление мероприятий по охране земель, соблюдение порядка пользования лесами, водными и другими природными объектами;

– своевременное начало использования земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

– своевременное внесение платежей за землю;

– соблюдение при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

– недопущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;

– иные обязанности, предусмотренные законом.

Однако надлежащее выполнение собственником всего комплекса возложенных на него обязанностей, особенно в отношении земель сельскохозяйственного назначения, является достаточно обременительным для собственника, заявившего об отказе от своего права на земельный участок, тем более что мотивом отказа чаще всего является именно непосильность бремени содержания земельного участка для конкретного собственника.

В этой связи на практике имеют место случаи, когда собственник или владелец земли отказывается от прав на нее не посредством подачи соответствующего заявления в уполномоченные органы власти, а именно устраняясь от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Таким образом, создается ситуация, когда юридически собственник у таких земель есть, но фактически земли являются брошенными, бесхозяйными.

В соответствии с действующим законодательством данная ситуация имеет два варианта развития: либо эти земли могут быть приобретены в собственность на основании приобретательной давности, либо должны быть принудительно изъяты как не используемые по назначению на основании ст. 284 ГК РФ.

Для применения первого варианта необходимо наличие лица, которое бы добросовестно, открыто, непрерывно владело земельным участком как своим собственным в течение установленного законом срока.

Второй вариант распространяется лишь на земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства или жилищного или иного строительства и не используемые по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование). Кроме того, ст. 286 ГК РФ, закрепляющая порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования, предусматривает обязательное заблаговременное предупреждение собственника участка о допущенных нарушениях. А для этого необходимо установить его местонахождение, что зачастую сделать затруднительно или невозможно, поскольку местонахождение собственника может быть неизвестно. Кроме того, в соответствии со ст. 286 Гражданского кодекса РФ собственник участка должен изъявить свое согласие с решением об изъятии земельного участка. В противном случае возникший спор подлежит передаче на рассмотрение в суд. Если же местонахождение собственника неизвестно, то привлечь его в качестве ответчика в судебное заседание, надлежащим образом известив о месте и времени его проведения, будет также невозможно. Согласно п. 2 ст. 364 Гражданского процессуального кодекса РФ такой факт является безусловным основанием к отмене судебного решения. Таким образом, неиспользуемый земельный участок выбывает из оборота, поскольку собственнику он не нужен, а государство или муниципалитет не имеют правовых оснований изъять такой участок, не извещая об этом его собственника.

Итак, с установлением того, что земельный участок является бесхозяйным, на основании ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ такой участок может быть приобретен в муниципальную собственность.

Согласно нормам вышеуказанной статьи бесхозяйный земельный участок принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится.

Порядок постановки на учет бесхозяйных земельных участков регулируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (далее – Положение). Согласно п.

5 Положения к заявлению уполномоченного органа местного самоуправления должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

В дальнейшем, по истечении года со дня постановки такого участка на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такой бесхозяйный земельный участок.

Необходимо отметить, что речь здесь идет именно о праве, а не обязанности органа местного самоуправления заявить о намерении приобрести земельный участок в муниципальную собственность. Это право может быть либо реализовано муниципалитетом, либо приобретение такого земельного участка в собственность может быть признано нецелесообразным.

Таким образом, на сегодняшний день законодательство не содержит норм, согласно которым муниципальные образования приобретали бы право собственности или иные права на земельные участки, находящиеся на их территории, автоматически после признания таких участков бесхозяйными.

Кроме того, рассматриваемые судом дела о признании имущества бесхозяйным и признании права муниципальной собственности на такое имущество имеют ряд особенностей, в том числе направленность действий суда на обнаружение отсутствующего собственника (лица, обладающего иным правом на вещь) с целью предоставления ему возможности заявить о своем праве, а в случае неявки – создание предположения об утрате им права собственности и признание права за заявителем.

Указанным целям служит и публичное оповещение о переводе бесхозяйного имущества в муниципальную собственность, предусматриваемое нормативными актами органов местного самоуправления. Представляется, что такое оповещение должно осуществляться путем публикаций в местных СМИ с целью информирования наиболее широкого круга лиц.

Учитывая вышеизложенное, к периоду времени, в течение которого земельный участок фактически не использовался собственником, добавляется срок, необходимый для признания земельного участка бесхозяйным, а также время, затрачиваемое на обращения в регистрационные и судебные органы, необходимое указанным органам для рассмотрения данного вопроса и принятия соответствующего мотивированного решения.

Таким образом, земельный участок фактически не используется и выбывает из хозяйственного оборота на длительный срок, а также не получает должной охраны в качестве природного ресурса, что никак нельзя признать соответствующим основным принципам земельного права и интересам муниципального сообщества.

Обращая внимание на необходимость решения указанных проблем, автору представляется возможным внести определенные законодательные усовершенствования в существующее регулирование порядка использования бесхозяйных земельных участков и их передачи в муниципальную собственность.

Итак, основной задачей здесь является вовлечение в хозяйственный оборот бесхозяйных земельных участков в соответствии с такими принципами земельного права, как обязательное использование земельного участка согласно его целевому назначению.

Для этого следует наделить органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится бесхозяйный земельный участок, ограниченным правом передавать такой участок в срочное пользование заинтересованным лицам.

Указанное право должно возникать у соответствующих муниципальных образований с даты регистрации земельного участка в качестве бесхозяйного уполномоченным органом по регистрации недвижимого имущества.

Предполагается, что такие земельные участки могут использоваться в соответствии с предусмотренным для них целевым назначением, в том числе для огородничества, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства и т.д.

Кроме того, использование земельных участков не должно создавать каких-либо обременений земельного имущества по истечении срока пользования (например, недопустимым следует считать возведение построек на земельном участке, хотя бы для такого земельного участка это не противоречило его разрешенному использованию).

Заинтересованные в использовании бесхозяйных земельных участков лица будут приобретать право безвозмездного срочного пользования на соответствующие земельные участки и получат возможность использовать их в течение определенного срока (представляется целесообразным, что такой срок не должен устанавливаться короче, чем период сельскохозяйственной активности в соответствующем регионе).

Указанное право пользования может возникать на основании заявления заинтересованных лиц (граждан или юридических лиц) при условии последующего использования указанных земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

На время пользования бесхозяйными земельными участками землепользователь должен нести все обязанности, предусмотренные ст. 42 ЗК РФ.

Платежи за землю, перечисляемые землепользователем за отчетный период, должны поступать в местные бюджеты. Кроме того, реализация предложенного проекта позволит обеспечить надлежащую охрану бесхозяйных земель и минимизировать риск загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв соответствующих земельных участков.

Поляков Д.С.

Источник: https://www.urprofy.ru/pravo-municipalnoy-sobstvennosti-na-zemlyu

Документы и процедура оформления земли в собственность

Регистрация права муниципальной собственности на земельный участок

Если вы хотите использовать свой земельный участок наиболее полно, а также распоряжаться им, вам следует оформить право собственности на него.

Именно участок, который зарегистрирован надлежащим образом, можно отчуждать без дальнейших трудностей. Если информация об участке не находится в расположении государственных органов, то такие участки являются лишь фактической собственностью граждан, ее можно оспорить.

Следовательно, для любого владельца земельного участка вопрос об оформлении права собственности на него является довольно актуальным. Данная процедура имеет ряд особенностей.

Способы оформления земельного участка

Каждый земельный участок принадлежит тому или иному собственнику. Если у земли отсутствует частный собственник, ее собственником является государство. В большинстве случаев гражданин приобретает участок в аренду после заключения соответствующего договора с органами местного самоуправления. При этом гражданин имеет возможность выкупить такой участок.

Для оформления участка в собственность существует ряд путей:

  • Бесплатное оформление участка для льготных категорий граждан. Например, это инвалиды и участники ВОВ, многодетные семьи и молодые специалисты в области сельского хозяйства. Им предоставляются бесплатно участки под ИЖС и под ЛПХ. К данной категории относятся и лица, которые получили участки в рамках «дачной амнистии»;
  • Выкупить участок, находящийся в муниципальной собственности, если вы являетесь его арендатором. Осуществить это можно, если:
  • Вами на предназначенном для садоводства и огородничества участке возведены подсобные постройки (например, гараж, баня и т. д.). При этом необходимо, чтобы право собственности на них было также зарегистрировано;
  • Вами на участке под ИЖС или ЛПХ, находящемся в аренде, был построен жилой дом. При этом необходимо, чтобы он был введен в эксплуатацию, а право собственности на него было зарегистрировано;
  • Вы являетесь членом садоводческого товарищества или кооператива. В такой ситуации до конца 2020 года для вас процесс оформления права собственности будет осуществлен в упрощенном порядке;
  • Приобрести посредством заключения сделки;
  • Приобрести в порядке наследования;
  • Приобрести посредством торгов или аукциона;
  • Через суд. Данный способ применяется в основном по истечении срока арендного договора.

Процедура оформления участка

Шаг первый. Уточнение и фиксация границ

Чтобы определить границы участка, следует вызвать соответствующего специалиста, прошедшего аккредитацию. Межевальные работы и составление документации осуществляет кадастровый инженер.

Им будут выставлены соответствующие метки в соответствии с координатами. Данная услуга является платной, существует ряд факторов, влияющих на ее стоимость.

Важную роль играет площадь участка, его расположение и срочность самой процедуры.

Следует отметить, что обязанность по оплате межевания возлагается в полном объеме на заявителя.

Перед этим заключите договор оказания услуг, указав в нем стоимость и срок осуществления межевания. После этого кадастровый инженер посетит ваш участок, определит его площадь и установит его границы. На основании данных сведений будет составлен межевой план, который вы получите как в электронном, так и в бумажном виде.

Шаг второй. Обращение для постановки на кадастровый учет и оформления в собственность

По окончании межевальных работ и после получения межевого плана обратитесь в Росреестр, подготовив все необходимые документы. Именно данный орган обладает компетенцией по ведению реестра прав на недвижимое имущество.

Сотрудники Росреестра должны принять представленные вами документы, предоставить соответствующую расписку об их получении и согласовать с вами дату выдачи документа, подтверждающего ваше право собственности.

Для этого просто заполните заявление в соответствии с установленным образцом.

Вы можете осуществить подачу документов лично, через портал Росреестра или же через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг.

Следует отметить, что за государственную регистрацию необходимо платить государственную пошлину.

Шаг третий. Получение документа, подтверждающего ваше право собственности

Документом, подтверждающим постановку земельного участка на кадастровый учет и ваше право собственности, является выписка из ЕГРН. Она содержит исчерпывающую информацию об участке, а также указание собственника.

Если вы выкупаете участок, который был арендован у местной администрации, в обязательном порядке получите постановление главы администрации, в соответствии с которыми участок отчуждается.

Обратитесь в администрацию, изъявив в заявлении свое желание выкупить участок по предъявляемой цене.

Если решение будет положительным, вы сможете оформить с представителями муниципалитета соответствующий договор купли-продажи, а впоследствии на его основании осуществить регистрацию право собственности в органах Росреестра.

Если вы являетесь арендатором участка под ИЖС и возвели на нем дом, а затем зарегистрировали на такой дом право собственности, вы обладаете правом выкупа участка в упрощенном порядке. Просто подпишите договор купли-продажи и заплатите определенную в нем сумму.

Стандартный срок, по истечении которого документ, подтверждающий право собственности, будет готов, составляет десять дней.

Документы для оформления земли

Для разных способов оформления права собственности на участок требуются различные документы. Например, вы можете получить участок посредством наследования, в соответствии с договором аренды или в ходе сделки по приобретению.

Существует ряд документов, которые являются обязательными во всех случаях:

  • заявление в установленной форме, содержащее вашу подпись (или же вашего представителя);
  • документ, удостоверяющий вашу личность (оригинал и копия);
  • доверенность, которая заверена у нотариуса, на основании которой от вашего имени выступает ваш представитель;
  • документ, подтверждающий ваше право на землю (например, договор купли-продажи, договор аренды и др.);
  • кадастровый план земельного участка;
  • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.

Если вы приобрели участок посредством купли-продажи или по договору дарения, также представьте следующие документы:

  • договор, подтверждающий действительность сделки, заверенный у нотариуса, если это требуется;
  • документ, удостоверяющий личность продавца, и документ, устанавливающий его право на землю.

Если вы получили участок по наследству, не забывайте, что в течение шести месяцев с момента открытия наследства существует вероятность объявления иных наследников.

Затем вы имеете право обратиться в Росреестр, представив следующие документы:

  • свидетельство, полученное у нотариуса, подтверждающее, что вы являетесь наследником участка;
  • свидетельство о смерти лица, которое являлось собственником участка;
  • документы, подтверждающие отсутствие построек на участке;
  • справка, содержащая рыночную стоимость участка;
  • справка, содержащая информацию о месте, где зарегистрирован наследодатель;
  • выписка из ЕГРН;
  • если земля находится в садовом некоммерческом товариществе, то представьте также его устав.

Если вы обладаете землей в соответствии с договором бессрочного пользования или договором аренды, представьте также ряд следующих документов:

  • разрешение соответствующего комитета местной администрации, выданное в соответствии с вашим личным заявлением;
  • акт приема-передачи;
  • геодезический, генеральный, межевой план и план из БТИ.

Если участок был приватизирован, направьте заявление в соответствующий орган, который владеет землей, представив выписку из кадастра. При этом все строения, которые расположены на участке, должны быть предварительно оформлены в собственность. В результате участок будет предоставлен вам безвозмездно, продан вам или же в предоставлении участка вам будет отказано.

https://www.youtube.com/watch?v=Y7ohL6ae4DA

Если земельный участок передается безвозмездно, то оформляется письменное решение, а если продается, то оформляется договор купли-продажи. Оформление права собственности в последнем случае допустимо лишь после того, как вся сумма выкупа будет уплачена.

В такой ситуации направьте в Росреестр решение о безвозмездной передаче участка или соответствующий договор, чтобы осуществить оформление права собственности на участок.

Следует отметить, что расположение на участке жилого дома, право собственности, на который зарегистрировано, дает право его собственнику оформить сам участок в упрощенном порядке. Когда сборы необходимых документов будут закончены, сотрудники Росреестра примут их и обозначат дату, когда вами будет получен, подтверждающий ваше право собственности.

Как оформить участок  без документов

Оформить участок земли в собственность становится довольно затруднительно, если вы утратили документы, закрепляющие ваши права на него.

В таком случае существует несколько решений:

  • Найдите продавца, у которого вы купили данный земельный участок. Заключите с ним договор купли-продажи вновь, а затем зарегистрируйте переход права собственности в органах Росреестра;
  • Обратитесь в суд, чтобы доказать, что вы являетесь собственником участка. Для вынесения судом положительного решения подтвердите, что вы исправно платите налог на землю, имеете членскую книжку, за вами закреплен участок. В качестве доказательств вы можете использовать свидетельские показания. После вынесения судом решение о признании права собственности вы сможете на данном основании осуществить регистрацию в Росреестре;
  • Если участок выделен для определенного круга лиц, в первую очередь приватизируйте землю, а затем выделите соответствующие доли для каждого лица и осуществите межевальные работы. Затем одновременно поставьте участок на кадастровый учет и зарегистрируйте право собственности на него.

Следует отметить, что данные способы на практике являются довольно сложным, однако во многих случаях по-другому оформить право собственности на участок возможным не представляется.

Оформление по дачной амнистии

В настоящее время сохраняет свое действие упрощенная процедура регистрации земельных участков, известная под названием «Дачная амнистия». Сведения о праве собственности на такие участки заносятся в ЕГРН без определения их границ. Таким образом, отсутствуют затраты на межевальные работы.

Право на упрощенную процедуру оформления участок возникает у следующих граждан:

  • которым участок был предоставлен для осуществления подсобного или дачного хозяйства, для ведения садоводства или огородничества, строительства подсобных построек и жилого дома;
  • которые имеют все необходимые документы, являющиеся подтверждением их прав как владельцев недвижимости, если эти документы были выданы ранее без установления границ;
  • которые желают осуществить переоформление права бессрочного пользования на право владения участком.

Если вы оформляете участок в упрощенном порядке, то формирование кадастрового плана обязательным не является.

Например, мы можете оформить право собственности на садовый участок посредством обращения к регистратору с соответствующими документами и заявлением. При этом необходимо уплатить государственную пошлину.

Стоимость оформления участка

Обязательным предоставление квитанции, подтверждающей оплату государственной пошлины, не является. Обязанность по проверке данной информации возлагается на сотрудника Росреестра. Вы имеете право оплатить государственную пошлину в терминалах Сбербанка, в интернете, на почте.

В случае отсутствия в течение 5 дней после подачи документов информации о внесении денежных средств, право собственности оформлено не будет.

Согласно Информационному письму Минэкономразвития Д23и-2207 за регистрацию дачного участка, участка под ИЖС и равнозначных участков составляет 350 руб.

В соответствии со статьей 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации оформление иных объектов недвижимости стоит 2 000 руб.

Если вы подаете заявление через портал государственных услуг и оплачиваете государственную пошлину в интернете, стоимость будет снижена на 30%. В соответствии с Налоговым Кодексом правом бесплатного оформления земли обладают малоимущие, ветераны ВОВ, а также Герои Российской Федерации и Советского Союза.

Изменения в законодательстве по оформлению прав собственности

В соответствии с Федеральным Законом № 361-ФЗ от 03.07.2016 года внесены изменения в Федеральный Закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Он содержит нормативную базу, регулирующую процесс оформления собственности на земельный участок.

Если вы являетесь владельцем участка под садоводство или огородничество на протяжении большого количества времени, обязательно ознакомьтесь с положениями статьи 39 Федерального закона № 218-ФЗ, чтобы осознать необходимость оформления права собственности на ваш участок, так как оно не было оформлено ранее.

До июля 2016 года в качестве подтверждения права собственности выдавалось соответствующее свидетельство. В настоящее время оно не выдается, следует получить выписку из ЕГРН.

Согласно Федеральному Закону № 178-ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» договор аренды земельного участка не может препятствовать его выкупу.

Какие земли нельзя оформить в собственность

Граждане не имеют возможности оформить право собственности на земельные участки, находящиеся в ведении государственных структур, которые обеспечивают безопасность государства. Данные земли имеют свое особое стратегическое назначение, следовательно, они ограничены в гражданском обороте.

При это существует вероятность, что гражданин сможет проживать на данном участке в соответствии с договором социального найма. Однако право распоряжения такими участками предоставлено не будет.

Запрещено оформление права собственности на земли, которые необходимы Вооруженным Силам РФ для осуществления военных действий и проведения учений.

Запрещается передача во владение граждан участков, которые обладают значительной ценностью в области культуры или истории. Причиной такого запрета является стоящая перед государством масштабная задача по сохранению культурного и исторического наследия Российской Федерации.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/profemida_ru/dokumenty-i-procedura-oformleniia-zemli-v-sobstvennost-5d99c7eea3f6e400b11d74d0

Муниципальная собственность на землю: сущность, понятие, особенности | Правоведус

Регистрация права муниципальной собственности на земельный участок

Право муниципальной собственности – есть совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения над объектами, которые принадлежат муниципальному образованию (городским и сельским поселениям, п. 1 ст. 215 ГК РФ).

На основании Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности могут входить различные природные ресурсы и земельные участки, которые, в свою очередь, являются:

  • признанными таковыми Федеральными законами и соответствующими законами субъектов РФ (п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ);
  • приобретенными на основании требований гражданского законодательства;
  • приобретенными на основании гражданско-правовых сделок;
  • приобретенными на основании безвозмездной передачи из федеральной собственности;
  • перешедшими в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю.

Правомочия собственника реализуются органами местного самоуправления, которые действуют от имени муниципалитета и имеют право передавать землю физическим или юридическим лицам в постоянное или временное пользование, а также продавать, отчуждать и совершать иные сделки, в числе которых аренда муниципальной земли, действуя в рамках российского федерального законодательства. Муниципальная собственность, равно, как государственная и частная, находится под защитой государства. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть:

  • землями общего пользования, допускающими нахождение на их территории граждан, с правом пользования природными объектами, находящимися на этом участке, в соответствии с разрешением собственника и законно-правовых актов (п.1 ст.262 ГК РФ);
  • землями, закрытыми для общего доступа.

Муниципальная собственность на землю является единым целым, она не делится на различные виды и имеет свое предназначение – обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

Ответственность за управление муниципальными землями возложена на органы местного самоуправления, структура которых включает в себя подразделения, отвечающие за содержание и использование земель различного назначения (автомобильные дороги, благоустройство городских улиц и парковых территорий и т.д.).

Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования, используясь для возведения на них объектов общественного назначения.

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, и расположенные за чертой населенных пунктов, могут быть приватизированы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами органов местного самоуправления.

Средства от аренды либо продажи земли муниципальной собственности поступают непосредственно в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

Аренда земель муниципальной собственности

Согласно земельному законодательству РФ земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, можно арендовать на условиях платного пользования либо безвозмездного срочного или бессрочного пользования.

Оформить договор аренды на землю вправе, как физическое, так и юридическое лицо, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, законами федеральными или субъектов РФ.

В случаях, если муниципальная земля арендуется с целью комплексной застройки жилищных объектов, права аренды передаются через торги и аукционы, которые проводятся органами самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Как правило, такой вид аренды является долгосрочным, а к арендаторам выставляются определенные требования. Отказать в аренде земли муниципальной собственности могут в случаях изъятия земельного участка из оборота либо его резервирования для муниципальных или государственных нужд.

Случаи, когда муниципальные земельные участки планируется арендовать без возведения на ней строительных объектов, являются несложной процедурой.

Необходимо подать заявление о выборе земельного участка в соответствующий государственный орган для утверждения схемы расположения, и дальнейшей постановки на кадастровый учет (осуществляется будущим арендатором самостоятельно). После получения всех названных документов может быть заключен договор между арендодателем и арендатором. Арендная плата за пользование муниципальными землями исчисляется в соответствии со ставками земельного налога. Кроме того, при продаже права на оформление договора аренды на землю, возникают стартовые земельные платежи, которые также необходимо будет оплатить в оговоренный договором срок.

Выкуп муниципальной земли в собственность

Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости.

Если до вступления в силу нового закона допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/civil/munitsipalnaya-sobstvennost-na-zemlyu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.