Собственность государство субъект

Государственная собственность — урок. Обществознание, 8 класс

Собственность государство субъект

Помимо частной собственности в нашем государстве существует ещё и государственная собственность.

Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Пример:

к государственной собственности можно отнести военные части, национальные природные парки, государственные университеты  и т. д.

В самом общем плане можно сказать, что всё, что не относится к частной и муниципальной собственности, относится к государственной.

Часто объекты государственной собственности существуют там, где возможности рынка ограничены, но без этих объектов нормальное функционирование общества невозможно.

При этом государственная собственность может функционировать с меньшей эффективностью, чем, скажем, объекты частной собственности. Это связано с тем, что главной целью государственной собственности не является получение прибыли.

Пример:

таким примером может служить Федеральный университет, где главной целью объекта собственности служит эффективный образовательный процесс, а не прибыль.

Согласно постановлению Верховного Суда РФ от \(27\).\(12\).\(1991\) года государственная собственность в Российской Федерации делится на федеральную собственность, государственную собственность субъектов в составе РФ и муниципальную собственность.
Объекты, которые относятся исключительно к федеральной собственности:

  1. объекты, которые составляют основу национального богатства страны.
  2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.
  3. Объекты оборонного производства.
  4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.
  5. Прочие объекты.

Пример:

1. ресурсы континентального шельфа, заповедники, художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения и т. д.
2. Государственная казна РФ, имущество вооружённых сил, высшие учебные заведения и др.
3.

Предприятия, которые производят военную продукцию.
4. Федеральные автомобильные дороги общего пользования, телевизионные и радиопередающие центры и др.
5.

 Предприятия фармацевтической промышленности, спиртовой и ликёроводочной промышленности.

Объекты федеральной собственности, которые не относятся исключительно к федеральной собственности, могут быть переданы в собственность субъектов в составе РФ, т. е. в собственность областей, краёв, республик.

Пример:

учреждения народного образования, здравоохранения, средние специальные и профессиональные учебные заведения, элеваторное хозяйство (зерновой элеватор), предприятия рыбопромысловой промышленности.

Государственное имущество может пополняться в результате национализации либо уменьшаться вследствие приватизации.

Национализация — это передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

Пример:

огромная по объёмам национализация происходила в нашей стране в \(1918\) году после Октябрьской революции, когда все предприятия стали государственными в результате безвозмездной экспроприации. Сегодня же государство не может национализировать частную собственность безвозмездно.

Приватизация — это форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление).

Пример:

самые частые случаи приватизации в нашей стране происходили в \(1990\)-е годы, когда государство передавало предприятия в частные руки.

В широком смысле субъектом государственной собственности является весь народ Российской Федерации.

При этом управляют государственной собственностью кабинет министров и государственные органы, при этом ключевую роль выполняют Министерства Российской Федерации и другие органы исполнительной власти.

Объектом государственной собственности является собственность государства, перечисленная ранее.

Источники:

http://www.consultant.ru Консультант Плюс.
https://investments.academic.ru Академик.

Источник: https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/ekonomicheskaia-sfera-zhizni-obshchestva-494709/formy-sobstvennosti-401573/re-846070cd-c248-4a79-9a80-f84a89dfce21

Вопрос 76. Право государственной и муниципальной собственности: субъекты, объекты, порядок осуществления

Собственность государство субъект

Право государственной собственности— это совокуп­ность норм, устанавливающих общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению имуществом, принадлежащим обществу в лице государства.

Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущест­во, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ).

Субъекты государственной собственности: Россий­ской Федерации, республики, края, области, города феде­рального значения, автономные области, автономные округа (субъекты РФ).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учрежде­ниями во владение, пользование и распоряжение на правах опе­ративного управления и хозяйственного ведения.

Следует отметить, что государственной казной России, казной республики в составе РФ, казной края, области, го­рода федерального значения, автономной области, автоном­ного округа служат не закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями средства соответствующе­го бюджета и иное государственное имущество.

К федеральной собственности относятся:

1. объекты, составляющие основу национального богат­ства страны:

· ресурсы континентального шельфа, территориаль­ных вод и морской экономической зоны России;

· охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе био­сферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);

2. объекты историко-культурного и природного насле­дия и художественные ценности, учреждения куль­туры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации;

3. объекты, необходимые для обеспечения функциони­рования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

· государственная казна (средства республиканского бюджета, Пенсионного фонда, фонда социального страхования и других внебюджетных фондов, Цент­рального банка, золотой запас, алмазный и валютный фонды);

· имущество вооруженных сил, железнодорожных, по­граничных и внутренних войск, органов безопаснос­ти, внутренних дел и других учреждений;

· высшие учебные заведения, научно-исследователь­ские учреждения, предприятия и другие объекты Рос­сийской академии наук, отраслевые академии наук;

· предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраной окружающей при­родной среды и природных ресурсов;

· предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологи­ческой и ветеринарной службы, службы защиты ра­стений; предприятия патентной службы, стандарти­зации и метрологии;, машиноиспытательные станции и полигоны;

· государственные запасы и мобилизационные резер­вы, а также предприятия, обеспечивающие их сохра­нение;

4. объекты оборонного производства:

· все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, ракетные носители, космические и летательные ап­параты, военное снаряжение, обслуживающие пред­приятия и объекты;

· защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления;

5. объекты связи и инженерной инфраструктуры, пред­назначенные для использования в особый период;

6. объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятель­ность народного хозяйства России в целом и разви­тие других отраслей народного хозяйства:

· предприятия добывающей промышленности, за ис­ключением добычи местного сырья;

· предприятия топливно-энергетического комплекса;

· предприятия и объекты отраслей железнодорожно­го, воздушного и трубопроводного транспорта, реч­ного и морского флота, предприятия газификации;

· предприятия и объекты электроэнергетики;

· федеральные автомобильные дороги общего пользо­вания и обслуживающие их организации;

· предприятия связи, телевизионные и радиопередаю­щие средства;

· государственные племенные и конные заводы и совхо­зы, селекционно-гибридные центры, государствен­ные семенные инспекции и лаборатории, сортоиспы­тательные станции, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных рыб;

7. прочие объекты:

· предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препара­тов;

· предприятия и организации по производству спирто­вой и ликеро-водочной продукции.

Муниципальная собственность — это имущество, кото­рое принадлежит на праве собственности городским, сельским поселениям и другим муниципальным образо­ваниям.

От имени муниципального образования как собствен­ника муниципального имущества выступают органы местного самоуправления. Осуществление правомо­чий собственника в отношении муниципального имущества органами государственной власти и должностными лицами не допускается.

Имущество, находящееся в муниципальной собственно­сти, закрепляется за муниципальными предприятиями и уч­реждениями во владение, пользование и распоряжение на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.

Муниципальная казна соответствующего городского, сельского поселений или другого муниципального образова­ний — средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприя­тиями и учреждениями:

Имущество, которое переходит из государственной собственности в муниципальную:

· жилищный и нежилой фонды, находящиеся в управлении местной администрации;

· жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строитель­ные предприятия, обслуживающие объекты, перечис­ленные в данном приложении;

· объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предпри­ятий), городского пассажирского транспорта (вклю­чая метрополитен), внешнего благоустройства, а так­же предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объ­ектов;

· другие объекты, находящиеся в оперативном управ­лении органов местной администрации;

· предприятия розничной торговли, общественного пи­тания и бытового обслуживания населения;

· оптово-складские мощности, предприятия и подраз­деления производственно-технической комплекта­ции, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

· учреждения и объекты здравоохранения (кроме об­ластных больниц и диспансеров), народного образо­вания (кроме спецшкол для детей, страдающих хро­ническими заболеваниями), культуры и спорта;

· предприятия и объекты общественного питания, уч­реждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министер­ства сельского хозяйства РФ;

· предприятия розничной торговли, общественного пи­тания и бытового обслуживания населения, находя­щиеся в ведении министерств, ведомств, государ­ственных предприятий (кроме закрытой сети).

Все муниципальное имущество регистрируется в установ­ленном законом порядке в реестре муниципальной собствен­ности.

Источник: https://studopedia.ru/2_39555_vopros--pravo-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sobstvennosti-sub-ekti-ob-ekti-poryadok-osushchestvleniya.html

Право государственной собственности

Собственность государство субъект
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Право государственной собственности

Субъекты права государственной власти, основания возникновения права государственной собственности.

Государство является особым субъектом права собственности. Его роль проявляется в том, что ранее право государственной собственности было преимущественным, а теперь значительная часть имущества, которое некогда принадлежало государству, было передано другим владельцам. Это привело к тому, что полномочия собственников уравнены между собой.

Субъекты права государственной власти

Еще совсем недавно большая часть материальных ресурсов нашей страны находилась под полным контролем и управлением государственных структур.

Государственная собственность была всеобъемлющей, и не подлежала передаче в частные руки.

Однако с распадом СССР, наша страна начала внедрять принцип рыночной экономики, который привел к тому, что значительная часть имущества была передана в частные руки.

Тем не менее, государственная собственность до сих пор занимает большую часть всех имущественных отношений. Под контролем нашей страны находятся такие ресурсы, как природные ископаемые, земля и многое другое.

Система государственной власти подразделяется на несколько типажей в зависимости от субъектов.

Под субъектами госвласти понимают структуры, которые принимают политические решения разного уровня и организуют исполнение данных решений. Они подразделяются на несколько типов:

  • Первичные субъекты, представленные в виде социальных групп, народа и общества. Именно эти категории легитимизируют власть и выбранную ею форму развития;
  • Вторичные субъекты представлены органами самоуправления, как местными и муниципальными, так и федеральными.

Принцип раздельности имущества РФ

Исходя из основополагающих норм отечественного права, все имущество распределено между разными субъектами, которые им управляют. Государственная собственность не имеет приоритетных значений, однако именно к ней относят наиболее ценные материальные ресурсы страны, такие как земля и природные ископаемые.

Управление государственной собственностью осуществляется при помощи уполномоченных органов власти. Среди них можно выделить Правительство и Президента, федеральные структуры и структуры муниципального характера.

Государственная собственность на землю является приоритетной, и потому контролируется особенно тщательно.

Объекты имущественного права могут быть самыми разнообразными. Это и народ, разные группы населения, юрлица и частные организации. Они не имеют право государственной собственности, однако, в соответствии с основополагающими принципами, могут осуществлять контроль за управлением материальными ресурсами, которые находятся под контролем страны.

Основания возникновения права государственной собственности

Государственная и муниципальная собственность возникает на различных основаниях, среди которых можно выделить общегражданские и специальные.

В первом случае право государственной собственности не будет приоритетным, и имущество может быть передано в управление частных структур.

Во втором случае только государственные структуры могут принять на себя управление государственной собственностью.

Стоит отметить, что в случае необходимости государство может приобрести права собственности при помощи вспомогательных инструментов, таких как принудительное изъятие имущества, конфискация, реквизиция и сборы по налоговым платежам и т.д. Однако вместе с тем, стоит обратить внимание, что государственная собственность только формально находится под контролем властных структур.

Народ имеет приоритетное право на все имущественные ценности, и может сменить все структуры власти, начиная от муниципальных, и заканчивая федеральными.

Перечень имущества, относящегося к государственной собственности

Право государственной собственности принадлежит тем властным структурам, которые управляют страной. Кроме того, они осуществляют также такой процесс, как управление государственной собственностью.

В данной ситуации государство будет представлено как субъект правоотношений, и потому может самостоятельно распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в его подчинении.

Таким образом, государственная собственность может быть передана в аренду, подарена или же продана.

Все имущество, которое находится в собственности государства, разделяется на два основных вида:

  • федеральное имущество, то есть ресурсы и прочие ценности, которые находятся под контролем первичных властных структур. Право государственной собственности тут будет осуществлено на важнейшие ресурсы, среди которых можно выделить земли, лесные ресурсы, природные ископаемые, водные ресурсы и т.д.;
  • имущество, принадлежащее субъектам федерации. Здесь управление государственной собственностью регионального значения будет внедрено для земельных и водных ресурсов, которые не имеют особого государственного значения, предприятий и муниципальных ведомств, жилых помещений и внебюджетных фондов.

Земля и природные ресурсы, находящиеся в собственности государства

Исходя из некоторых ключевых принципов отечественной законодательной базы, природные и земельные ресурсы являются основным богатством страны и потому нуждаются в тщательной защите. Как указано в ГК РФ, земля может принадлежать разным формам собственности, как государственной, так и частной.

Однако, если будет определено, что определенные земельные или природные ресурсы имеют определяющее значение для жизнедеятельности целых регионов, то они будут находиться под государственным контролем.

Природные ресурсы имеют множество специфических черт, которые отражаются на формировании права собственности на них. Они должны быть зарегистрированы в системе госконтроля и иметь оценочную стоимость.

Учитывая тот факт, что земельные и природные ресурсы являются основой жизнедеятельности населения, возникает необходимость в их рациональном использовании.

Именно поэтому в отношении ресурсов этого типа осуществляется управление государственными структурами.

Как показывает практика, государственная собственность в данном случае позволяет максимально рационализировать использование ресурсного потенциала земель и прочих угодий, что положительно сказывается на всех участниках правоотношений в этой области.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/pravo-gosudarstvennoj-sobstvennosti.html

Объекты и субъекты государственной собственности

Собственность государство субъект

Определение 1

Объекты государственной собственности – это вещи и иное имущество, которые в соответствии с положениями конституционного и отраслевого федерального законодательства могут выступать объектами правоотношений собственности, в которых собственником, наделенным правомочиями пользования, владения и распоряжения в отношении таких объектов, является государство (в федеративном государстве – Федерация и образующие ее относительно самостоятельные единицы).

Прежде всего, объекты государственной собственности используются для обеспечения функционирования государственного механизма – непосредственной постоянной деятельности должностных лиц и органов публичного управления для реализации функций государства.

Другое направление использования объектов государственной собственности – участие государства в экономике.

Привлечение бюджетных средств в экономику должно решать задачи ее технологического и инновационного развития и внедрения более безопасных с точки зрения экологии производств и пр.

Если производство на первоначальной стадии является малоприбыльным, но в долгосрочной перспективе обеспечит обновление экономики, повышение ее эффективности, экологичности, инновационности, то такое производство является приоритетным для использования бюджетных средств.

Важно подчеркнуть, что это не исключает возможности государства извлекать прибыль из размещения бюджетных средств в экономике, однако высокая прибыльность государственной собственности в конкретной отрасли экономики может сигнализировать о том, что участие государства в этой отрасли избыточно, опасно для частных субъектов экономики. Более эффективна вспомогательная, поддерживающая роль государственной собственности в тех отраслях, которые находятся в упадке или, наоборот, нуждаются в прогрессивном развитии.

Государственная собственность в экономике может предполагать такую организацию правоотношений собственности, при которой имущество принадлежит государству полностью или на условиях долевой или совместной собственности.

Так, государство может разместить бюджетные средства путем приобретения акций в организациях частной формы собственности, может приобретать и использовать собственное имущество, которое необходимо ему для реализации публично-правовых функций, а также создавать такое имущество, в том числе создавать предприятия, учреждения, функционирующие в социально-значимых отраслях экономики.

Объекты государственной собственности: понятие и виды

Состав объектов государственной собственности определяется назначением государственной собственности в публично-правовых отношениях. Государственная собственность обеспечивает функционирование государственного механизма, стабилизацию экономики, эффективное социально-экономическое развитие страны.

Иными словами, для решения публично-правовых функций государства требуется привлечение значительного объема ресурсов, способных обеспечить расходы государства. Сегодня государством используются две формы привлечения доходов:

  • обособление из имущества, составляющего достояние народа, имущества, которое покрывает издержки государства на реализацию государственных функций;
  • изъятие у граждан в рамках, предусмотренных законом, части их имущества в пользу государства в форме налогов, пошлин и пр.

Государственная собственность России как федеративного государства образуется двумя типами объектов государственной собственности:

  • это объекты, которые относятся к федеральной собственности;
  • объекты, которые относятся к собственности регионов.

Действующим отечественным законодательством определен перечень объектов, которые входят исключительно в состав имущества, образующего собственность Федерации:

  • это объекты собственности Федерации, которые представляют собой национальное богатство;
  • это объекты, которые обеспечивают решение публично-правовых задач органами власти, должностными лицами и государственными служащими;
  • это объекты, которые обеспечивают оборонное производство;
  • это объекты тех секторов отечественной экономики, которые являются базовыми для развития остальных и др.

Замечание 1

Список объектов, которые могут находиться в исключительной собственности Федерации, является открытым.

Законом определяются те объекты, которые могут быть переданы в региональную собственность из состава собственности Федерации. К таким объектам относятся:

  • важнейшие организации для отечественной экономики;
  • организации энергетического и атомного сектора отечественной экономики;
  • образовательные организации;
  • организации здравоохранения;
  • организации, ведущие научно-исследовательские изыскания и др.

Субъекты государственной собственности

Положениями отечественного конституционного и отраслевого законодательства субъектами государственной собственности именуются публично-правовые образования следующих уровней:

  • Федерация;
  • образующие Федерацию регионы.

При этом непосредственно правомочия пользования, владения и распоряжения осуществляют должностные лица и органы публичного управления.

Так, высшие органы публичного управления страны – глава государства, правительство, парламент – решают важнейшие государственные вопросы, в том числе определяют порядок и процедуры управления государственной собственностью.

Кроме того, действуют специальные органы управления государственной собственностью, например, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Для управления объектами, переданными из федеральной собственности в региональную, регионы формируют собственные органы.

Управление объектами государственной собственности традиционно осуществляется посредством издания нормативного правового акта соответствующего уровня. Реализация таких актов осуществляется исполнительным органом специальной компетенции.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/ponyatie_gosudarstvennoy_sobstvennosti/obekty_i_subekty_gosudarstvennoy_sobstvennosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.