Связи с другими структурными подразделениями

Содержание

Образец регламента взаимодействия между отделами, примеры

Связи с другими структурными подразделениями

На каждом предприятии действуют локальные документы, регулирующие его деятельность. Одним из самых значимых считается регламент взаимодействия между отделами (образец документа будет описан далее). Для руководителя организации он является эффективным инструментом управления. Рассмотрим подробно образец регламента взаимодействия между отделами.

Требования

Каким должен быть регламент? Взаимодействие между отделами бухгалтерии и экономической службы, кадровиками и расчетно-плановым подразделением, другими структурными единицами предприятия неизбежно в процессе деятельности. При этом контакт сотрудников должен обеспечивать реализацию поставленных задач в максимально короткий срок.

Образец регламента взаимодействия между отделами, в первую очередь, должен быть доступным для исполнителей. Если лицо, ответственное за его разработку, распишет все положения, но подчиненные ничего не смогут понять, смысла в документе не будет никакого.

В этой связи, формируя образец регламента взаимодействия между отделами, следует принимать во внимание три ключевых принципа:

  1. Документ составляется на основании модели бизнес-процесса. Качество регламента будет прямо зависеть от тщательности проработки схемы.
  2. Структура документа определяется моделью процесса. Все пункты схемы должны присутствовать в регламенте.
  3. Изложение информации осуществляется официальным, сухим языком. В тексте документа рекомендуется использовать короткие простые предложения. Формулировать положения следует однозначно. Все аббревиатуры и термины необходимо расшифровывать.

Цели

Образец регламента взаимодействия между отделами обеспечивает:

  1. Установление и поддержание порядка при оформлении документации, эффективный контакт между структурными единицами.
  2. Предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе. Если заранее будет определены схемы взаимодействия по работе, доля участия того или иного сотрудника в процессах, спорные ситуации не возникнут.
  3. Оперативное вхождение в коллектив новичков. Регламент помогает разобраться со структурой взаимодействий, указывает, какие документы будут использоваться работником, с какими службами он будет контактировать.
  4. Контроль дисциплины.
  5. Более быструю передачу дел другому сотруднику (при увольнении или выходе в отпуск).
  6. Предотвращение потерь финансовых, человеческих и временных ресурсов.

Структура

Какой регламент взаимодействия между отделами можно считать правильно составленным? Обычно документ включает в себя следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Определения, термины и сокращения.
  3. Описания процессов.
  4. Ответственность.
  5. Контроль.

Источниками определений могут служить законодательные акты, ГОСТы и прочие документы. К последним, в частности, относят Приказы министерств, ведомств, правительственные постановления.

При этом ссылки на нормативные документы, положения которых были использованы, должны включаться в регламент взаимодействия между отделами.

Образец для ЛПУ, в частности, содержит указания на Приказы Минздравсоцразвития, Министерства здравоохранения региона.

В нем, как правило, приводится графическая модель бизнес-процесса. Она изображается в виде схемы, состоящей из нескольких блоков. Графическое изображение можно создать с помощью программных продуктов ПК. Схемы отражают конкретный порядок действий для реализации тех или иных задач. Визуализация удобнее, чем текст.

На схеме четко отображается начало процесса и каждого этапа, связь между ними и конечный результат. Такую модель часто используют разработчики регламента взаимодействия между отделами компании по 223-ФЗ. В схеме выделяются такие ключевые параметры, как выходы и входы, участники и клиенты.

Если новичок ознакомится с такой моделью, то он сразу же поймет специфику процесса и будет уже готов к реализации определенной задачи.

Инструкция

На первом этапе нужно определить предмет документа и ответственных лиц, т. е. кто составляет и какой регламент. Взаимодействие между отделами бухгалтерии, в частности, осуществляется по четкой схеме, закрепленной законодательством. В этой структурной единице всегда присутствует самый главный сотрудник, отвечающий за соблюдение требований в сфере отчетности.

Он и может стать лицом, ответственным за составление регламента взаимодействия между отделами. Образец документа должен обсуждаться всеми сотрудниками. Для этого организуется общее собрание. Если документ регламентирует процесс, в котором сталкиваются интересы более двух отделов, то важно привлечь к обсуждению ключевых сотрудников.

Лицо, ответственное за разработку, должен объяснить коллегам важность внедрения правил.

Описание процессов

Его объем будет зависеть от сложности взаимодействия. Если процесс простой, а сотрудник, отвечающий за него, хорошо понимает все этапы реализации, то он может сам составить схему работы с другими структурными единицами. После этого ему следует обсудить документ с остальными участниками.

Если бизнес-процесс сложный, то каждый сотрудник разрабатывает свою часть модели. После этого все проекты компонуются и обсуждаются. В ходе ознакомления с базовым документом все заинтересованные сотрудники могут предложить те или иные корректировки и дополнения.

После этого регламент взаимодействия между отделами компании передается руководителю.

Утверждение

Оно может осуществляться напрямую. В этом случае руководитель сам подписывает регламент взаимодействия между отделами компании. Образец документа может утверждаться и косвенно. В таком случае руководитель издает приказ. В гриф утверждения вносятся регистрационные данные распорядительного акта.

Специфика работы ответственного лица

В некоторых организациях в штате предусматривается должность менеджера по качеству. На практике выработаны определенные этапы подготовки документа. Их необходимо соблюдать менеджеру, составляющему регламент взаимодействия между отделами. Пример основных стадий:

  1. Определение процессов.
  2. Выстраивание диаграммы.
  3. Детальное описание.
  4. Составление текста.

Ответственный специалист изучает распорядок сотрудников в разных подразделениях. Это необходимо для составления описания стандартных ситуаций, включаемого в регламент взаимодействия между отделами. Пример: “Газовая станция осматривается с использованием таких технических средств, как… По завершении обследования составляется отчет”.

Определение итоговой цели

Лицо, ответственное за составление регламента, должно иметь представление обо всех процессах, знать обязанности сотрудников, обладать соответствующей квалификацией и уровнем профессионализма. Цель, которую ставит документ, должна быть ясна работникам. В противном случае исполнение регламента окажется дополнительной нагрузкой на сотрудников.

Оптимизация и проектирование

Комплексное изучение процессов, происходящих на предприятии, позволяет выявить слабые места. Анализ ситуаций, результатов, операций дает возможность оптимизировать деятельность. Это, в свою очередь, позволяет сформировать несколько сценариев дальнейшего развития. Так, предприятие может оставить все как есть, создать новую модель работы или откорректировать старую.

Нюансы

Важно, чтобы каждый сотрудник четко представлял, что ему нужно делать и как достигнутые результаты отразятся на его заработке. Именно поэтому необходимо обсудить регламент перед его утверждением. Ключевая роль в составлении документа отводится, разумеется, руководителю рабочей группы (проекта). В задачи этого специалиста входит постановка острых вопросов.

Он должен уметь представить четкую модель процесса. Каждый участник видит картину своими глазами. Необходимо добиться единого понимания. Каждому участнику необходимо объяснить ответственность в создании регламента. В большинстве случаев коллективы скептически относятся к внедрению такого документа.

В зависимости от сложности процесса, введение регламента занимает 4-12 мес.

Для введения нового регламента необходимо:

  1. Признать предыдущие документы утратившими силу.
  2. Внести новые локальные акты для активации регламента.
  3. Разработать документы, необходимые для применения утвержденных правил.
  4. Доработать или внедрить новые модули автоматизированных информационных баз.
  5. Изготовить бланки неунифицированных документов.
  6. Изменить или дополнить штатное расписание.
  7. Найти кандидатов на новые должности, назначить или перевести работников.
  8. Обучить исполнителей новым правилам.
  9. Провести разъяснительную работу с сотрудниками.
  10. Осуществить пробное внедрение регламента.
  11. Откорректировать текст по результатам опытного исполнения.
  12. Ввести в действе окончательный вариант документа.
  13. Определить процедуры по контролю качества регламента.

После того как определены мероприятия по внедрению документа, руководитель издает приказ. Следует отметить, что в связи с продолжительностью мероприятий дата утверждения и непосредственного введения регламента в действие будут отличаться. Рассмотрим далее основные ошибки, которые допускают сотрудники при составлении документа.

Несогласованность с практикой

Важно доверять создание регламента сотруднику, имеющему непосредственное отношение к рабочей деятельности на предприятии. Предположим, организация стала очень крупной.

Руководство вполне может позволить себе сформировать специальную службу, в задачи которой будет входить решение вопросов о развитии. Соответственно, отдел поставит задачу описать все процессы предприятия. Но цель этого мероприятия им неважна.

Если регламент составляют люди, не привлеченные к реальной деятельности, то руководящий ею сотрудник исполнять схему не будет. Соответственно, документ работать не имеет смысла.

Отсутствие гибкости

Многие ответственные лица стремятся к максимальной детализации. Такая ситуация обуславливается незнанием отличий между составлением регламента и описанием реальных производственных процессов. Если стоит задача автоматизации операций, их детализация призвана помощь работникам. Потребность в регламенте возникает тогда, когда в производстве задействовано много людей.

Их действия часто дублируются, однако каждый человек трактует ту или иную операцию по-своему. Регламент направлен на снятие разногласий. Следует учитывать, что сотрудники организации должны обладать определенной свободой в действиях, позволяющей принять то или иное решение в зависимости от ситуации.

К примеру, клиенту можно ответить незамедлительно, а не по истечении какого-то времени.

Большой объем и сложность текста

Оптимальным считается регламент, состоящий из 5-7 страниц. При этом его содержание должно быть емким, но кратким. Не рекомендуется использовать сложные, многосоставные предложения. Текст должен быть доступен для понимания. Кроме того, следует обратить внимание на термины. Не следует заменять понятия синонимами, использовать аббревиатуры без расшифровки.

Взаимодействие отделов ИБ и ИТ

В настоящее время на многих предприятиях контакты этих служб весьма затруднены. Связаны сложности с внутренними конфликтами отделов ИТ и ИБ. Существует несколько вариантов обеспечения эффективного их сотрудничества.

В качестве первого и самого простого выступает наличие работников (одного или нескольких), специализирующихся на информационной безопасности внутри службы информтехнологии. Регламент взаимодействия между отделами ИТ и ИБ в этом случае отражает типичные подходы к сотрудничеству.

Организация работы осуществляется на основании сложившихся стереотипа о том, что информационная безопасность является частью обеспечения информтехнологии.

Если на предприятии не происходит конфликтов между этими службами, то руководитель может задуматься над тем, чтобы оформить службу ИБ в качестве отдельной структуры ИТ-отдела. Соответственно, придется выделить больше ресурсов, в том числе и финансовых, на обеспечение такой деятельности.

Типовой образец

В Общих положениях указываются:

  1. Назначение документа. Как правило, присутствует такая фраза: “Настоящим регламентом определяется порядок…”.
  2. Сфера действия. Регламент может распространяться на работников или объекты.
  3. Нормативные документы, в соответствии с которыми разработан акт.
  4. Правила утверждения, корректировки, отмены регламента.

В разделе “Термины, сокращения, определения” приводятся понятия, используемые в документе. Все аббревиатуры должны быть расшифрованы. Термины следует приводить в алфавитном порядке. Каждое понятие указывается с новой строки в ед. ч. Определение термина приводится без слова “это”, через тире.

В разделе “Описание процесса” дается пошаговая характеристика. Целесообразно ввести подпункты. Каждый из них будет соответствовать конкретному этапу. В этом же разделе указываются сотрудники, привлеченные к выполнению тех или иных операций. Описываются не только действия, но и их результат.

Ответственность и контроль

В регламенте должно присутствовать указание на возможность применения санкций к лицам, не исполняющим положения. Ответственность допускается в рамках законодательства. Она может быть уголовной, административной или дисциплинарной. В обязательном порядке указывается Ф. И. О. и должность сотрудника, осуществляющего контроль исполнения регламента.

Источник: https://FB.ru/article/320031/obrazets-reglamenta-vzaimodeystviya-mejdu-otdelami-primeryi

Порядок взаимодействия подразделения с иными структурными единицами предприятия

Связи с другими структурными подразделениями

Перечень вопросов и подразделений, с которыми взаимодействует данное предприятие.

раздела “Взаимоотношения (служебные связи)”. В процессе решения задач, поставленных перед подразделением, выполнения функций, возложенных на него, и реализации прав, предоставленных ему, между структурным подразделением и другими подразделениями предприятия возникают функциональные отношения (устанавливаются служебные связи).

Определение служебных связей или схем взаимодействия структурных подразделений достаточно трудоемкое дело на только что образованном предприятии. Со временем связи “шлифуются” и в положения о структурных подразделениях вносятся соответствующие изменения и дополнения.

Конечно, можно ограничиться фразой “Подразделение взаимодействует с другими подразделениями предприятия”. Но когда начнут формироваться взаимоотношения, окажется, что неизвестно в каком направлении взаимодействуют подразделения, как часто, на каком уровне (на уровне руководителей или на общем уровне).

Поэтому и отнестись к данному разделу следует с пристальным вниманием.

Как правило, взаимодействие между подразделениями может выражаться в следующем:

1. В совершении совместных действий. Например, коллегиальная разработка проектов документов, проведение научно-исследовательских работ. Для этого из каждого подразделения выделяются работники и они совместно выполняют определенные работы.

2. В совершении согласованных действий. Например, проект документа разрабатывается одним структурным подразделением и передается в другие структурные подразделения для согласования.

3. В совершении встречных действий. Например, одно подразделение (хозяйственный отдел) представляет другому подразделению (канцелярию) в распоряжение и пользование материальные ценности (канцелярские принадлежности). Встречным действием канцелярии будет представление в хозяйственный отдел отчета об использовании материальных ценностей.

4. В совершении действий, обусловленных функциональными особенностями подразделений.

Например: предоставление финансовому отделу отчетов о расходовании средств, выделенных на содержание подразделения, планово-экономическому отделу – сведений, необходимых для составления производственных планов, главной бухгалтерии – документов и материалов, необходимых для учета; получение от канцелярии указаний о требованиях к оформлению документов, от отдела маркетинга – документов и материалов для участия в выставках, ярмарках.

Если в разделе “Взаимоотношения (служебные связи)” отразить вопросы “получения” и “предоставления”, то вопросы “совместной разработки (работы, проведения)” можно оформить в виде отдельных решений руководителей структурных подразделений.

С целью исключения дублирования и “параллелизма” функций положение о структурном подразделении, в котором выполнение отдельных функций связано с другими подразделениями должно визироваться руководителями соответствующих структурных подразделений.

Причем не просто визироваться в ознакомительном порядке, а с полной и детальной выверкой текстов положений. Безусловно, это определенные затраты времени.

 Однако этим и достигается главная цель управления предприятием – четкая регламентация функций каждого подразделения. В приводимых в издании образцах положений, мы попытались максимально полно отобразить взаимоотношения подразделений на уровне информационных и документационных потоков.

Но на предприятии, может и не быть производственных и технических подразделений (например, предприятия по оказанию финансовых услуг). Поэтому в положениях о подразделениях, общих для всех отраслей (отделе кадров, канцелярии, и пр.

) не “расписаны” взаимоотношения с производственными и техническими подразделениями. В том случае, если разрабатывается положение о структурной единице подразделения, порядок определения взаимоотношений более сложный.

Обусловлено это тем, что руководитель, скажем, отдела должен знать, что “творится” в бюро, входящих в отдел.

Определить взаимоотношения внутри подразделения между линейными единицами легче, нежели предусмотреть схему взаимодействия, скажем, бюро инвестиций в составе финансового отдела с планово-экономическим отделом. Такого рода взаимодействия определяются в положении о бюро инвестиций, и там же отражается порядок согласования “внешних” действий с начальником финансового отдела.

Наряду с информационными и документационными потоками в этом разделе, можно (а в некоторых случаях – следует) отразить периодичность и сроки представления информации, документов, материальных ценностей. Не помешает и определение порядка разрешения разногласий, возникающих между подразделениями.

Например:

  • По вопросам, связанным с компьютерной техникой – с отделом ИТ
  • По вопросам доставки – с курьерской службой
  • По вопросам поступления оплаты – с отделом поступления оплаты в составе бухгалтерского управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Структурным подразделением называется часть предприятия или организации, сотрудники которой занимаются выполнением определенного вида работ. Подразделение может быть обособленным или внутренним.

Для первого типа структурных единиц существует общепринятое название – филиал.

Внутренним подразделениям наименование присваивается с учетом направления их деятельности и в соответствии с традициями, сложившимися в той или иной профессиональной сфере.

Специализация структурных подразделений вызывает необходимость координации их действий. Чем больше предприятие или организация, тем более важной и сложной становится данная проблема.

Поскольку члены организации должны быть связаны единством целей, то им необходимо иметь постоянную информацию о содержании работы и достижениях своих коллег.

Осуществление этого становится все труднее, так как по мере роста количества структурных подразделений усложняется и сеть коммуникаций между ними.

При этом важно избегать какой-либо неопределенности относительно того, какая именно работа должна быть сделана конкретным структурным подразделением и кто должен ее выполнять. Рекомендуется осуществлять структурирование подразделений, исходя из нескольких достаточно ясных критериев. Считается, что при этом неопределенности в той или иной степени избежать невозможно, но необходимо пытаться ее минимизировать.

Понятие “обособленные подразделения” в настоящее время раскрывается как в гражданском, так и в налоговом законодательстве. Гражданское законодательство выделяет лишь две разновидности обособленных подразделений: представительство и филиал.

При формировании структуры предприятия необходимо не только определить функции каждой структурной единицы, но и закрепить их в соответствующем документе.

Положение о структурном подразделении как раз и является документом, определяющим:

– порядок создания подразделения;

– правовое положение подразделения в организационной структуре предприятия;

– задачи и функции подразделения;

– права подразделения;

– взаимоотношения с другими подразделениями предприятия;

– ответственность подразделения.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://www.hr-portal.ru

2. Винокуров В., Винокуров А. Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия //Стандарты и качество. – 2005, – №12

3. Цветаев В.М. Управление персоналом. – СПб: Питер, 2002. –С. 127.

4. “Кадровая служба и управление персоналом предприятия”, N 12, декабрь 2009 г.

5. Ларин М.В. Управление документацией и новые информационные технологии. – М.,1998, с. 5-6.

6. http://www.uvolneniy.net

7. Маленков Ю.А. Современный менеджмент СПБ Издательство: Экономика, 2010

Приложения А.

Пример оформления «Положение о структурном подразделении»

Приложение Б.

Образец заполнения штатного расписания

Приложения В.

Шаблон заполнения «Должностная инструкция»

“УТВЕРЖДАЮ” Генеральный директор

Ротарин А.Н. Ротарин

____ /_________ / 2009г.

Источник: https://studopedia.net/1_30582_poryadok-vzaimodeystviya-podrazdeleniya-s-inimi-strukturnimi-edinitsami-predpriyatiya.html

Кадровая служба и другие отделы: правила взаимодействия — Audit-it.ru

Связи с другими структурными подразделениями

Шабашова Ирина, редактор-эксперт по кадровому делопроизводству

Журнал «Кадровое дело» № 6 июнь 2010

Компании сопутствует успех только при четком взаимодействии всех ее структурных подразделений.

Как добиться эффективного контакта кадровой службы с другими отделами организации? Как упорядочить документооборот, чтобы достичь взаимопонимания и избежать возможных конфликтов? Предлагаем варианты практических решений, которые подойдут организациям вне зависимости от того, относятся они к крупному, среднему, малому бизнесу или к бюджетной сфере.

С кем взаимодействуют кадровики

Роль кадровой службы в структуре компании нельзя переоценить. Кадровики общаются со всеми без исключения подразделениями. О масштабах взаимодействия позволяет судить одно перечисление обсуждаемых вопросов.

Это подбор персонала, адаптация, обучение, аттестация, внесение изменений в трудовые договоры (например, повышение заработной платы, перевод работника на другую работу), оплата отпусков, командировок, больничных и прочее.

Особые отношения у кадровой службы складываются с бухгалтерией: именно между ними идет основной документооборот. Здесь же, как правило, возникают основные трудности в отношениях.

В бухгалтерию кадровики передают сведения о работниках, копии кадровых документов, сдают табель для расчета заработной платы. Поэтому очень важно, чтобы документооборот между службами был четко прописан и выполнялся всеми ответственными лицами.

От этого зачастую зависит, вовремя ли работники получают зарплату и другие выплаты.

Так, к процессам со сложным документооборотом относятся оформление командировок и администрирование авансовых отчетов. Первым занимается, как правило, канцелярия или отдел кадров, вторым – бухгалтерия. Здесь важно четко зафиксировать последовательность действий:

  • в какие сроки после оформления служебного задания сотрудники должны представить его в отдел кадров;
  • в какой срок отдел кадров оформляет приказ о командировке и командировочное удостоверение;
  • в какой срок отдел кадров передает в бухгалтерию приказ о направлении в командировку для расчета положенных сотруднику выплат.

Четкое определение и следование всем пунктам алгоритма позволит сотруднику, убывающему в командировку, вовремя получить причитающиеся ему денежные выплаты в связи с поездкой, а также без проблем отчитаться о командировке.

Галина МЕРЕЖКИНА,

бухгалтер муниципального унитарного предприятия «Красноярское ЖКХ» (поселок городского типа Красный Яр Волгоградской области):

– Действительно, часто бывает, что не вовремя предоставленные кадровой службой документы, необходимые бухгалтерии, мешают грамотному ведению бухгалтерского учета в зарплатном секторе.

Подобные нарушения могут повлечь за собой административные санкции внутри организации, а также спровоцировать проверки налоговой и трудовой инспекций, миграционной службы.

Дело может обернуться не только штрафными санкциями, сумма которых для должностных лиц при нарушении законодательства о труде на первый взгляд не слишком велика (до 5000 руб.) (ч. 1 ст. 5.27 КоАП), но и дисквалификацией руководителя на три года (п. 2 ст. 5.

27 КоАП РФ). В то же время единой схемы документооборота не существует. Это означает, что организации самостоятельно могут разработать систему документооборота, учитывая свою специфику.

Предмет взаимодействия

Есть типичные ситуации, при которых кадровая служба взаимодействует с другими подразделениями. Они практически не зависят от масштаба организации и отрасли, в которой она работает (см. таблицу на стр. 52). Но есть и специфические предметы взаимодействия.

Например, на государственных предприятиях, где необходим доступ к государственной тайне, кадровики могут взаимодействовать со специальным отделом. От него кадровая служба получает перечень должностей, по которому необходимо заключить с работником типовой договор (контракт) об оформлении допуска к гостайне (приложение к трудовому договору).

В свою очередь кадровики представляют спецотделу документы на работников для оформления такого допуска.

Кадровый документооборот

Структурное подразделение Служба кадров получает Служба кадров предоставляет
Все службы и отделы– Предложения по внесению изменений и дополнений в штатное расписание;– проекты положений о структурных подразделениях, должностных и рабочих инструкций;– сведения об отсутствиях работников;– табели учета рабочего времени;– задания на командировку;– графики очередных отпусков;– графики работ сменного персонала;– заявки на подбор рабочих и специалистов;– характеристики на работников по запросу;– предложения о повышении квалификации, обучении работников;– документы для проведения аттестации или других оценочных процедур;– предложения о расстановке, перемещении и поощрении работников, о наложении взысканий на работников– Копии распорядительных документов,– копии типовых положений о структурных подразделениях и типовых должностных и рабочих инструкций;– утвержденные положения о структурных подразделениях, должностные и рабочие инструкции;– организационно-распорядительную документацию по организации труда, оплате труда и личному составу (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, выписку из утвержденного штатного расписания, расчет нормативов численности штата, утвержденные графики отпусков, и др.);– утвержденную план-программу профессионального обучения рабочих и повышения квалификации руководителей и специалистов;– сведения о нарушителях трудовой дисциплины, табели учета рабочего времени
БухгалтерияСведения о заработной плате работников (для оформления справок)– Табель учета рабочего времени;– копии приказов по личному составу на работников, практикантов и на все виды выплат (прием, увольнение, перевод, отпуск, командировка и др.);– записки-расчеты отпусков и увольнения;– документы на компенсацию затрат за прохождение медицинского освидетельствования при приеме на работу, копии справок МСЭ на работающих инвалидов труда
Планово-экономический отдел– Выписку из бюджета в части фонда заработной платы и фонда потребления;– информацию о выполнении планово-экономических показателей для выплаты заработной платы– Копию штатного расписания;– сведения об использовании фонда заработной платы, средств, выделенных на выполнение коллективного договора;– расчет бюджета по фонду заработной платы и фонду потребления по центрам финансовой ответственности
Канцелярия (секретариат)– Копии приказов по основной деятельности;– копии организационно-распорядительных документов, касающихся деятельности отдела (службы)– Номенклатуру дел отдела (службы);– документы для пересылки в другие организации
Юридический отделНеобходимые заключения по правовым вопросам и визы на документах, имеющих правовое значениеПроекты приказов, положений о структурных подразделениях, должностных (на визирование) инструкций работников, трудовых и гражданско-правовых договоров, соглашений на внесение изменений и дополнений в трудовые договоры (на предмет юридической чистоты)
Служба безопасностиБланки пропусковСведения об уволенных работниках, не сдавших пропуска, и о работниках, утерявших пропуска

Как разработать регламент

Обычно вопросами взаимодействия между подразделениями компании, особенно если она крупная, занимается отдел организации труда и заработной платы. Регламент создается в виде отдельного документа, содержащего сведения о связях внутри организации.

В небольших компаниях эта работа, как правило, возлагается на специалиста по работе с персоналом.

Если вам поручили составить регламент взаимодействия вашей службы с другими отделами организации, прежде всего внимательно познакомьтесь с работой всех подразделений.

Вы должны знать, чем занимаются подразделения основного производства и как строится бизнес компании, с персоналом которой вы работаете.

Для начала можно провести совещание с представителями других служб и подразделений организации и найти точки взаимодействия: по каким вопросам в основном будет происходить общение.

Важно также понять, что хотят получить коллеги от кадровой службы.

Все совместные проекты, задачи и решения нужно зафиксировать письменно, назначить ответственных лиц за взаимодействие и утвердить у руководителя компании.

Что касается регламента, желательно разработать этот документ так, чтобы каждому исполнителю было понятно, какова его роль. Чем подробнее будет описан процесс взаимодействия, тем эффективнее он будет происходить. Однако излишнего бюрократизма лучше избегать.

Перед подписанием регламента не забудьте согласовать его со всеми заинтересованными лицами.

Документы должны быть завизированы всеми заинтересованными должностными лицами и, конечно, юристом организации.

Основные цели и вопросы взаимодействия службы кадров с другими подразделениями компании, как правило, также отражаются в Положении об отделе (службе) кадров в разделе «Служебное взаимодействие». Если в аналогичном документе, который действует в вашей организации, такого раздела нет, можно его ввести.

График документооборота

Как мы уже выяснили, нужно строить взаимоотношения с другими службами и структурными подразделениями на основе внутренних регламентов. Одним из таких регламентов может выступать график документооборота.

По сути, это схема взаимодействия отдельных подразделений, которая описывает движение документов от момента их создания до момента передачи на хранение.

Упомянутый график в большей степени является бухгалтерским документом (именно бухгалтерия отвечает за создание, проверку, обработку и сдачу этого документа в архив), чем кадровым. Однако многие вопросы, связанные с движением кадровой документации, можно разрешить с его помощью.

Если этот документ не был утвержден при формировании учетной политики** организации, разработать график, утвердить его у руководителя и ознакомить с ним всех сотрудников под роспись можно в любое время. Составленный график дает право требовать представления документов в установленные сроки.

* Приложение к Положению о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР 29 июля 1983 г. № 105.

** Пункт 3 ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a112/232983.html

Организация взаимодействия экономических служб предприятия с другим

Связи с другими структурными подразделениями

Главный экономист предприятия может выполнить определенный расчет и представить отчет руководству только после получения документации от структурных подразделений, прежде всего производственных.

Такая документация появляется в экономической службе не мгновенно, в лучшем случае — через несколько дней.

Поэтому главному экономисту, который желает владеть актуальной информацией, заявить о себе как об авторитетном специалисте, будет полезно применять в работе небольшой управленческий инструментарий.

Проблематика

Финансово-экономическая служба предприятия чаще всего включает три подразделения, тесно взаимодействующих между собой. Это бухгалтерия, финансовый и планово-экономический отделы.

Проблематика, которая часто наблюдается в таких подразделениях на производственных предприятиях:

  • бухгалтерский и управленческий учет ведется не оперативно, несмотря на большой штат финансово-экономических работников и компьютеризацию (на составление и обработку отчетности требуются определенные временные затраты);
  • главный экономист не может своевременно подготовить руководству информацию о том, какая себестоимость экспериментальной партии продукции, за счет каких факторов резко увеличились затраты предприятия и т. п.;
  • работа по решению одной и той же задачи выполняется одновременно 2–3 специалистами, причем каждый из них даже не догадывается об этом, делает ее по-своему (в итоге к руководству попадают совершенно разные отчеты, которые отличаются финансовыми показателями);
  • нехватка рабочего времени на проведение надлежащего и всестороннего анализа;
  • при ежедневной обработке установленной текущей документации теряется суть, а важные моменты не видны за рутиной;
  • проблема информационного взаимодействия с производственными подразделениями (несвоевременное поступление важной и актуальной информации).

Управленческий инструментарий

Рассмотрим инструменты, использование которых позволяет главному экономисту преодолеть подобную проблематику.

1.                  Предприятие занимается реализацией крупного проекта. Часть инвестиций уже осуществлена. Поставщик получил предоплату за оборудование (материалы, техническую документацию, нематериальные активы).

Часто такие суммы проходят мимо главного экономиста, поскольку нет поступлений товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на склад, а со склада — на производственный участок.

Но, как правило, руководство предприятия требует от экономиста назвать сумму освоенных затрат по проекту.

Решение проблемы:

  • главный экономист визирует все договоры либо договоры определенного направления (например, только на покупку оборудования);
  • главный экономист визирует счета-фактуры, заявки на оплату или иные документы, санкционирующие оплату поставщикам, подрядчикам;
  • бухгалтер-финансист, выполняющий оплаты, ежедневно предоставляет главному экономисту информацию о фактически проплаченных суммах (желательно в разрезе проектов, направлений деятельности предприятия).

Каждый из представленных методов имеет свои преимущества и недостатки, а применение какого-либо из них связано со спецификой внутренней структуры предприятия. Тем не менее все три варианта позволят главному экономисту знать фактически освоенные затраты по проектам, располагать информацией о структуре расходов.

2.                  Главный экономист должен владеть информацией о том, куда, на какие проекты, эксперименты, производственные задания расходуются уже закупленные товарно-материальные ценности.

Решение проблемы:

  • организовать выписку товарно-материальных ценностей со склада в производство строго по лимитно-заборным картам, подготавливаемым подчиненными главного экономиста;
  • выписка ТМЦ сверх лимитно-заборных карт может выполняться только после разрешения руководства и визы главного экономиста;
  • если количество лимитно-заборных карт большое, у предприятия широкая номенклатура либо не хватает специалистов для работы именно по таким картам, то в целях владения актуальной информацией выписка товарно-материальных ценностей со склада должна производиться только после визы главного экономиста. Здесь важно обеспечить оперативность, чтобы не вызвать простои в производстве, а также избегать излишней забюрократизированности. Например, главный экономист может визировать только заявки на ТМЦ, превышающие 50 000 руб., либо только заявки по проекту «С», который в настоящее время актуален для руководства;
  • главный экономист периодически (не реже одного раза в неделю) просматривает и анализирует ведомость, в которой содержатся данные о выданных со склада товарно-материальных ценностях (в разрезе наибольших сумм, актуальных проектов, определенной статьи затрат и т. п.).

3. Предположим, на предприятии проводится важный и дорогостоящий эксперимент, а главному экономисту нужна информация о затратах по эксперименту в режиме реального времени.

В отношении товарно-материальных ценностей это легко обеспечить подписанием заявок на ТМЦ. Таким же образом следует поступить и в отношении трудозатрат.

Начисление заработной платы рабочим производят по нарядам, рапортам, сменным заданиям, поэтому данные документы также должны пройти через экономическую службу. Они должны быть завизированы главным экономистом.

4. Как экономисту узнать, что на предприятии начат эксперимент или новый проект? Во-первых, должна быть внедрена необходимая система документирования подобных работ (например, с помощью позаказной системы, системы проектов или иной учетной единицы). Во-вторых, когда возникают такие новые учетные единицы, они документируются. В данном случае оформляют:

  • техническое задание на проект;
  • карточку на открытие заказа (при позаказной системе);
  • служебную записку на открытие управленческого счета;
  • маршрутную карту и др.

Перечисленные документы должны в обязательном порядке визироваться главным экономистом или иным уполномоченным сотрудником экономической службы.

Визируя такие документы, экономист одновременно создает в учете отдельную учетную единицу, предназначенную для накопления затрат.

Периодически (например, ежемесячно) экономист может анализировать сложившуюся себестоимость по наиболее важным для руководства заказам, проектам и представлять директорату отчеты, показывая свои знания о происходящих производственных процессах.

5. Главному экономисту следует периодически (раз в три дня, раз в неделю, раз в 10 дней, ежемесячно) проводить анализ учетных бухгалтерских данных, балансов по материалам и трудозатратам, оборотно-сальдовых ведомостей по различным счетам и структурным подразделениям, а также анализ отчетности по зарплатам, премиям, бонусам.

6. Главному экономисту важно знать реальное положение дел на предприятии. Наиболее оптимально это осуществить, будучи членом постоянно действующих комиссий: комиссии по вводу в эксплуатацию и списанию основных средств, по списанию незавершенного производства (НЗП), по неликвидам.

Участвуя в работе таких комиссий, можно получить информацию о том, какое новое оборудование ввели в эксплуатацию, какие объемы списания, какая номенклатура списывается. Кроме этого, экономисту будут известны причины списания и уценки, причины и следствия образования неликвидов и др.

Это может задать экономисту направление его последующей работы, которая поможет выявить скрытые резервы, будет интересна руководству, полезна для предприятия в целом.

Следует отметить, что важно не просто быть членом комиссии. Главному экономисту нужно и самому в плановом или неплановом порядке инициировать проведение ревизий, инвентаризаций, проверок (товарно-материальных ценностей, НЗП, основных фондов, расчетов с поставщиками и подрядчиками и т. п.).

7.

Если существует постоянная проблема взаимодействия с отдельным структурным подразделением, нежелание определенного отдела (как правило, его руководителя) предоставлять данные и информацию в нужном формате и надлежащего качества, экономист может в течение, например, недели поработать в одном из таких проблемных отделов или рядом с одним из проблемных специалистов. Это позволит сделать соответствующие выводы, выявить как свои ошибки, так и недочеты в работе проверяемого подразделения/сотрудника, знать, кто и чем занимается в действительности, какие вопросы решает, на что влияет, а что вне влияния и контроля отдельного должностного лица. Данное мероприятие позволит главному экономисту быстро внедрить новые инструменты учета и контроля, оптимизировать свое взаимодействие с таким отделом/специалистом. Главное условие в данной ситуации — всесторонняя поддержка высшего руководства.

Большинство предложенных инструментов связано с подписанием документов, но это не означает, что главный экономист только и должен, что ставить свои подписи.

Такая работа не должна занимать более 8 % от общего рабочего времени.

Если автоматизация учетных систем на предприятии имеет достаточно высокий уровень, то визирование может осуществляться посредством электронной согласующей подписи, а не в привычном виде.

Для закрепления предложенного инструментария, придания ему силы распорядительного документа необходимо конкретные мероприятия зафиксировать с помощью приказа руководителя предприятия.

Общество с ограниченной ответственностью «Производство»

(ООО «Производство»)

ПРИКАЗ

02.03.2015                                                                                                                                                                                      № 84

г. Ростов-на-Дону

Об оптимизации взаимодействия структурных подразделений

и повышении качества экономической информации ООО «Производство»

С целью улучшения взаимодействия всех структурных подразделений, оптимизации документооборота, ускорения процесса получения планово-экономическим отделом актуальной производственной, финансовой, экономической документации, повышения качества составленной управленческой отчетности, своевременности предоставления отчетов руководству, ужесточения контрольных мероприятий

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Специалистам юридического отдела, занимающимся подготовкой договоров, визировать все заключенные договоры у начальника планово-экономического отдела Михайловой В. С., если общая сумма договора превышает 100 000,00 руб., в срок до 3 (трех) рабочих дней с момента подписания их директором.

2. Бухгалтеру финансового отдела Климкину П. П. ежедневно до 13.00 предоставлять начальнику планово-экономического отдела Михайловой В. С. отчет об уплаченных денежных средствах за предыдущий день в разрезе проектов.

3. Выписку товарно-материальных ценностей на основное производство осуществлять строго по лимитно-заборным картам, оформляемым сотрудниками планово-экономического отдела.

4. Начальнику планово-экономического отдела Михайловой В. С. организовать в 30-дневный срок от даты издания приказа оформление лимитно-заборных карт на выписку товарно-материальных ценностей, предназначенных для основного производства.

5. Выдача товарно-материальных ценностей со склада на участки и в цеха, стоимость которых превышает 50 000,00 руб., согласно лимитно-заборным картам либо накладным, требованиям-накладным производится только после визирования указанных документов начальником планово-экономического отдела Михайловой В. С. либо ее заместителем Прокофьевой М. А.

6. Сотрудникам производственно-диспетчерского отдела перед началом работ по проектам и экспериментам предоставлять в планово-экономический отдел карточку проекта, карточку открытия заказа на эксперимент.

Запрещается выписка ТМЦ со складов, выдача сменных заданий и нарядов рабочим на начало работ по новым проектам, экспериментам до извещения начальника планово-экономического отдела Михайловой В. С. либо ее заместителя Прокофьевой М.

А. о начале таких работ.

7. Бухгалтерам расчетного отдела, начисляющим заработную плату работникам предприятия, предоставлять начальнику планово-экономического отдела Михайловой В. С. сведения о трудозатратах по проекту «15.2. Мельница шаровая № 2» ежедневно.

Источник: https://www.profiz.ru/peo/5_2015/vzaimodejstvie-sluzhb/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.